Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные подходы к изучению личн. в психологии



2015-12-13 526 Обсуждений (0)
Основные подходы к изучению личн. в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему в психологии личности до сих пор не существует единого понимания личности. Можно предложить лишь некоторое схематическое определение личности: Личность ­это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл и 3иглер, 1997).

 

Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

 

1) являются ли главные источники развития личности врожденными или приобретенными?

 

2) какой возрастной период является для личности наиболее решающим?

 

3) какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные)или же бессознательные (иррациональные)

 

4) обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением, или же его поведение полностью детерминировано факторами, которые находятся за пределами его сознания?

 

5) является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? На первый из этих вопросов существует пять различных ответов.

 

 

Главным источником развития личности являются:

3.

4. 1) врожденные биологические факторы – инстинкты, врожденные тенденции;

5.

6. 2) врожденные психологические факторы (идеи, архетипы);

7.

8. 3) средовые, социальные факторы (воспитание, научение);

9.

10. 4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;

11.

12. 5) субъектно-объектное взаимодействие (деятельностные факторы).

13.

14. На второй вопрос ученые психологи дают три различных ответа. Наиболее решающим возрастным периодом в развитии личности является:

15.

16. 1) период детства;

17.

18. 2) период детства и юношества;

19.

20. 3) формирование личности и личностные изменения происходят в течение всей жизни человека.

21.

22. На третий вопрос существует также три ответа. В структуре личности доминируют:

23.

24. 1) бессознательное;

25.

26. 2) сознательное;

27.

28. 3) могут доминировать и те и другие процессы в зависимости от типа поведения.

29.

30. На вопрос о свободе воли мнения психологов разделяются на три категории, а именно, личность обладает:

31.

32. 1) полной свободой воли;

33.

34. 2) ограниченной свободой воли:

35.

36. 3) личностные процессы полностью детерминированы.

37.

И, наконец, по пятому вопросу специалисты-психологи также делятся на три лагеря. По их мнению, внутренний мир личности:

38.

39. 1) полностью субъективен;

40.

41. 2) частично субъективен и частично объективен;

42.

43. 3) полностью объективен.

44.

45. Каждый ученый-психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. Каждый ответ представляет собой предположение, гипотезу о природе личности. Теоретически можно представить любые сочетания ответов, однако, в реальной науке о личности сложилось семь современных довольно устойчивых комбинаций ответов, которые и называются подходами или теориями личности. Рассмотрим каждый подход более подробно. В конце изложения каждой теории, попытаемся дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и дать описание структур, составляющих личность, а также теоретически ответить на один и тот же контрольный вопрос, например, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие. Можно было бы спросить "доброте", и об "общительности" и т.д. Но на эти вопросы постарайтесь ответить сами.

46.

47. Итак, личность – это многомерная система свойств. Обычно выделяют три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных "элементов" личности; 2) компоненты, "блоки" личности; 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют "СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ". Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а преимущественно на один из них. Название элементов и блоков личности сильно варьирует от автора к автору. Отдельные свойства часто называют: характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности. Блоки – ­компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются пока чисто умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

 

Структура личности

 

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

 

Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.

​Аффективная сфера - все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности. См.→

Сознание и бессознательное...

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть. См.→

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→

Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее "Я": хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

 

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа стоят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело - их господин, душа и ум - их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа - помощники духа, а тело - воспитуемый ими ребенок.

 

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

 

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли (4), достаточно полно характеризуют личность:

 

Уверенность в себе - неуверенность.

 

Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого воображения).

 

Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

 

Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.

 

Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).

 

Мягкость - черствость, цинизм.

 

Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

 

Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

 

Сила воли - безволие.

 

Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

 

Уверенность - неуверенность.

 

Взрослость - инфантилизм.

 

Тактичность - бестактность.

 

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

 

Очарованность - разочарованность.

 

Общительность - необщительность.

 

Активность - пассивность.

 

Самостоятельность - конформность.

 

Экспрессивность - сдержанность.

 

Чувствительность - холодность.

 

Честность - лживость.

 

Агрессивность - доброта.

 

Оптимизм - пессимизм.

 

Смелость - трусость.

 

Щедрость - скупость.

 

Независимость - зависимость.

 

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

 

активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

 

принятие себя и других людей такими, какие они есть;

 

непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

 

сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

 

обладание чувством юмора;

 

развитые творческие способности;

 

неприятие условностей;

 

озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

 

способность к глубокому пониманию жизни;

 

установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

 

способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

 

умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

 

открытое и честное поведение во всех ситуациях;

 

способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

 

приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

 



2015-12-13 526 Обсуждений (0)
Основные подходы к изучению личн. в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные подходы к изучению личн. в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)