Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки нормального развития речи



2015-12-13 2968 Обсуждений (0)
Предпосылки нормального развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Анатомо-физиологические предпосылки нормального речевого развития.

 

План:

1. Речь как сложная функциональная система

2. Строение и функции речеслухового анализатора

3. Строение и функции речедвигательного анализатора

4. Понятие центральных и периферических органов речи

 

Речь— это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое "внутренней речью". Таким образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом.

Предпосылки нормального развития речи

1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка;

2. Запланированная беременность;

3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, болезней матери, вредных привычек и прочее;

4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка;

5. Отсутствие хронических, инфекционных и других заболеваний в первые три года жизни;

6. Нормальное функционирование всех анализаторов (особенно слухового);

7. Нормальное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного;

8. Своевременное проявление комплекса оживления;

9. Нормальное психомоторное развитие - ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.

10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.);

11. Общение родителей с детьми;

12. Целенаправленние, планомерное развитие речи ребенка.

Нормальное речевое развитие основано на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Речь детей развивается постепенно в результате речевого общения. Согласно учению И. П. Павлова каждый анализатор представляет собой единую функциональную систему и состоит из трех отделов:

1. Периферического конца анализатора
2. Среднего, или проводникового, отдела
3. Центрального, или коркового отдела.

Наиболее важным для речи являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Речеслуховой анализатор состоит из периферического отдела (ухо с заключенным в нем аппаратом, воспринимающим звуковые раздражения); проводникового отдела, проводящего воспринятое слуховое раздражение в центральную нервную систему, и центрального, коркового, конца анализатора, к которому относится кора преимущественно левой височной доли. Здесь слуховые раздражения перерабатываются и осознаются как звуки речи данного языка - фонемы.
Речедвигательный анализатор состоит из центрального отдела (двигательных отделов коры мозга, преимущественно левого полушария), где формируются артикуляторные импульсы; второго - проводникового отдела - нервных путей, связывающих кору мозга с исполнительным двигательным аппаратом, и третьего, периферического двигательного аппарата речи. Поскольку в работе воспитателя чаще всего встречаются те расстройства произношения, которые связаны с нарушениями в строении и функциях периферического двигательного аппарата, надо несколько подробнее остановиться на периферическом отделе речедвигательного анализатора. К нему относятся
1. Артикуляторный аппарат — губы, зубы, язык, нёбо (мягкое и твердое), глотка.
2. Голосовой аппарат — хрящи гортани, голосовые складки.
3. Дыхательный аппарат — бронхи, легкие, диафрагма.
Нарушение в любой части речедвигательного и речеслухового анализаторов приводит к различным нарушениям речевого развития или речевой деятельности.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполнительного).
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). При разрушении центра Брока нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Левая височная доля мозга (верхняя извилина - центр Вернике) является речеслуховой областью, повреждение его приводит к нарушению восприятия слов, то есть к словесной глухоте - человек все слышит, но не понимает речи. Для понимания речи имеет значение также теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.
Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.
Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.
Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов. В ядрах ствола мозга берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.
Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).
На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.
У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.
У детей до начала пубертатного периода (т.е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.
Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5-7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.
У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.
Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.
При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.
Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, затем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
Артикуляционный отдел.

Артикуляция - образование звуков речи. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными.
Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. Надставная труба - это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.
У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку - надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции. . Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и по форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука “а” ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука “и”, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.
Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струёй воздуха смычки между этими органами.
При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.
Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков “м” и “н” и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором.

 

 



2015-12-13 2968 Обсуждений (0)
Предпосылки нормального развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки нормального развития речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)