Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы к лекциям по дисциплине «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса»



2015-12-13 3531 Обсуждений (0)
Материалы к лекциям по дисциплине «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса» 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература:

1. Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. М., 2003.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1987.

3. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. М., Воронеж, 2010.

4. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. М., 2006.

5. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007.

6. Орлова О.С. Нарушения голоса. М., 2008.

7. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М., 2003.

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

9. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технология формирования интонационной стороны речи. М., 2009.

10. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.

11. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С., Волковой, В.И.Селиверстова. – М., 1997:

- Хватцев М.Е. Общее учение о дислалии.

- Токарева О.А. Функциональные дислалии.

- Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем.

- Правдина О.В. Дислалия.

- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей.

- Гриншпун Б.М. Дислалия.

- и другие работы по теме.

Тема: Произносительная сторона речи

Понятие “произносительная сторона речи” охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи).

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Все звуки речи различаются на основе артикуляторныхи акустических признаков. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече и голосообразования. Т.е. под влиянием ЦНС осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом:

- дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса;

- гортань и голосовые складки – его высоту и тембр;

- органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.

Периферический речевой аппарат включает три отдела.

1. Энергетический (дыхательный) – включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи.

Дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, речевой мелодики, образования звуков. Произношение складывается из 2 частей:

- моторная (определенная постоянная позиция органов артикуляции при произнесении звука: движения языка, открывание рта, положение нёбной занавески и пр.);

- аэродинамическая (регуляция силы воздушного потока, внутриротового и подсвязочного давления).

Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.

2. Голосообразующий отдел. Состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.

3. Резонаторный (артикуляционный) отдел

Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы. Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.

Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса (лат. resonare – дающий отзвук).

При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков «м», «н» и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.

Акустика звуков речи

Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в ДБ. Шепот определяется в 20 – 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 – 90 дБ.

Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов.

Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.

 

В качестве значимой минимальной единицы звукового строя языка рассматривается фонема(др.-греч. φώνημα — «звук»). Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка. Фонема:

· с учетом физического аспекта – класс фонетически сходных звуков или звукотипов;

· с учетом функционального аспекта – т.н. сегментная единица – смыслоразличитель, обладающая дифференциальными признаками (артикуляционными и акустическими).

По характеристике Н.И. Жинкина, фонема не обладает никаким значением, но помогает человеку различать, опознавать слова. Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акустических и артикуляторных признаков, которые служат для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем, а через них – опознавания и различения слов. Таким образом, фонема со смыслоразличением связана косвенно.

Сильная позиция фонемы – это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства. Слабая позиция это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций.

Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

- Акустика речи изучает физические признаки речи.

- Антропофоника или физиология речи изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

- Фонология изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) – акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

 

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными. Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения.

Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой):

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые:

- фонетически организуют речь;

- устанавливают смысловые отношения между частями фразы;

- сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;

- являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.

 

Качество произношения во многом зависит от работы рецептивного звена речевой системы, от сформированности фонематической стороны речи.



2015-12-13 3531 Обсуждений (0)
Материалы к лекциям по дисциплине «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы к лекциям по дисциплине «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)