Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.
Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сравнительная характеристика галогенов.
1. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и
ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
2. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими
свойствами галогенов.
3. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
1. Объемные отношения газов при химических реакциях.
2. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
1. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
2. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
1. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
№ урока
|
Дата
|
Раздел. Тема урока
| Тип урока
|
Демонстрации
и опыты
| Знания, умения, навыки уч-ся на уроке
| Пр., контр. Раб.
|
д\з
|
|
| Тема 1: Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Вещества и их свойства. Техника безопасности в кабинете химии.
|
Вводный
|
Стр. 48 учебника
Лаб. опыт 1: рассмотрение веществ с различными физ. свойствами стр.49
|
Знать определение предмета химии, определять вещества, свойства веществ
|
|
Стр. 5-6
|
|
| Чистые вещества и смеси.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
- однородные и неоднородные смеси;
- способы разделения смесей (опыт 2 стр. 49).
| Чистые вещества, однородные и неоднородные смеси, знать способы разделения смесей
|
| Стр.7-10
|
|
| Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой. Знакомство с химической посудой Изучение строения пламени.
| Урок-практикум
|
|
|
| Знать ТБ
|
|
| Очистка поваренной соли
| Урок-практикум
| Таблицы:
- «Строение и свойства пламени свечи»
- «Нагревание»
Практическая работа №1
|
|
Пр. №1:
|
|
|
| Явления физические и химические. Химические реакции.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
- растирание сахара, нагревание стеклянной трубки (опыт 3 с. 50);
- горение сахара, щелочь с фенолфталеином, серная кислота с хлоридом бария (опыт 4 с. 50).
| Химические реакции
|
|
|
|
| Атомы и молекулы
Простые и сложные вещества.
| Комбинированный
| Демонстрации: взаимодействие железа с серой.
Лаб. опыт: ознакомление с образцами простых и сложных веществ (опыт 5 с. 50).
| Атом, молекула, простое и сложное вещество
|
| 4,5
|
|
| Химические элементы.
Знаки химических элементов
| комбинированный
| Демонстрации:
-ПС;
| Химический знак, химический элемент,
|
| 6,7 выучить знаки 30 хим.элементов
|
|
| Относительная атомная масса. Закон постоянства состава
| комбинированный
| Демонстрации
-ПС
| Относительная атомная масса, закон постоянства состава
|
| 7,9
|
|
| Химические формулы. Относительная атомная масса.
| Изучение нового материала
|
| Химическая формула, относительная атомная масса, расчеты по химическим формулам
|
|
|
|
| Решение расчетных задач с использованием химических формул веществ
| Урок-практикум
|
| Химические формулы
|
|
Упр.11 и 12
|
|
| Валентность химических элементов. Составление формул.
| комбинированный
|
| Валентность, определение валентности по формуле
|
| 11,12
|
|
| Атомно-молекулярное учение.
| Урок - лекция
|
| Атомно-молекулярное учение,
|
|
|
13-14
|
| Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
| комбинированный
| Демонстрация:
- «Закон сохранения массы веществ»
- таблица «Составление уравнений реакций»
| Наблюдение за демонстрацией опытов
|
| 14-15
Упр 1-4
|
15-16
|
| Типы химических реакций.
| комбинированный
| Демонстрации:
- таблица 14 Классификация химических реакций»
Лаб. опыт: - взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II) (опыт 7 с. 51)
- разложение основного карбоната меди (опыт 6 с.50)
| Знать определение типов химических реакций
|
|
Упр 4,6
|
|
| Количество вещества. Моль. Молярная масса.
| комбинированный
| Демонстрация некоторых веществ количеством 1 моль
| Количество вещества, число Авогадро, уметь определять по формулам число молей
|
|
|
|
| Молярная масса. Расчеты по уравнениям химических реакций.
| Урок практикум
| Демонстрации:
- плакат «Масса 1 моль вещества»
|
|
| Решение задач по карточкам
|
|
| Первоначальные химические понятия (урок-игра)
| Урок игра
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия.»
| Контроль знаний
|
| | К.Р. №1:
|
|
|
| Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение
Кислород, в природе. Кислород как химический элемент. Получение кислорода
|
Изучение нового материала
|
- Опыт 8 стр. 69
- Таблица 8а «кислород в природе. Круговорот кислорода»
|
Кислород, характеристика кислорода, Круговорот кислорода в природе
|
|
18, 19
|
|
| Физические и химические свойства кислорода.
| комбинированный
| Демонстрация:
Химические свойства кислорода
|
|
| 20,21
Упр 7
|
|
| Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Оксиды
| комбинированный
| Демонстрации:
- количественное определение содержания кислорода в воздухе;
- опыты, выясняющие условия горения
. - Лабораторный опыт 8 с. 69: ознакомление с образцами оксидов.
| Состав воздуха, горение веществ в воздухе и кислороде Оксиды, окисление
|
|
|
|
| Тепловой эффект химических реакций. реакции экзо- и эндотермические. Топливо и способы его сжигания
| комбинированный
| Демонстрация:
- сжигание в кислороде различных веществ (опыт 2 с.70).
- таблицы 2,4 «Тепловой эффект хим. Реакции»
| Экзотермические, эндотермические, термохимические реакции, термохимические уравнения
|
|
|
|
| Получение кислорода
| Урок-практикум
|
|
| Пр№3
| Стр.70
|
|
| Тема 3. Водород. Кислоты. Соли
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности
|
Изучение нового материала
| Демонстрации:
- ознакомление с физическими свойствами водорода;
- горение водорода в кислороде и воздухе;
Лабораторный опыт: получение водорода при взаимодействии раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли (опыт 9 с. 77).
|
водород, состав молекулы водорода, физические и химические свойства водорода
|
| 25, 26
Упр 2,3
|
|
| Физические и химические свойства водорода. Применение водорода
| комбинированный
| Демонстрации:
Химические свойства водорода
|
|
|
Упр 7,8,9
|
|
| Обобщающий урок по темам «Кислород и водород»
| обобщающий
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по темам «Кислород, водород».
| Контроль знаний
|
| | К.Р. №2
|
|
|
| Тема 4. Растворы. Вода.
Вода – растворитель. Растворы.
|
Изучение нового материала
| Демонстрации:
-очистка воды перегонкой;
- разделение смесей веществ с помощью делительной воронки
- Таблицы 3а,4 «Растворы и смеси», «Приготовление растворов»
- видео «Вода»
| Вода, растворы, виды растворов: взвеси, эмульсии, суспензии, растворимость веществ
|
|
|
|
| Решение задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
|
Урок практикум
| Демонстрации:
Таблица «Способы выражения концентрации растворов»
| Концентрация растворов.
Массовая доля растворенного вещества, уметь вычислять массовую долю в растворе
|
| Стр.80-81
|
|
| Состав воды. Физические и химические свойства воды.
| комбинированный
| Демонстрации:
- синтез воды;
- взаимодействие воды с металлам;
- взаимодействие воды с оксидами;
- исследование полученных растворов с помощью индикаторов.
- таблица 2а «Свойства воды»
| Знать количественный и качественный состав воды, химические свойства воды, уметь составлять уравнения хим.реакций
|
|
|
|
| Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
| Урок практикум
| - таблица 4 «Приготовление растворов»
Практическая работа №4 с. 88
|
| ПР № 4:
| Стр.88
|
|
| Тема 5. Основные классы неорганических соединений
Оксиды.
Классификация. Номенклатура. физические и химические свойства. Получение и применение.
|
Изучение нового материала
| Лабораторные опыты:
- взаимодействие основных оксидов с кислотами;
- ознакомление с образцами оксидов
- таблица 15 а «Кислотно-основные свойства оксидов»
| Оксиды, химические и физические свойства, уметь составлять уравнения реакций для оксидов
|
|
|
|
| Основания. Классификация. Номенклатура. физические и химические свойства. Получение и применение. Реакция нейтрализации
| комбинированный
| Лабораторные опыты:
- взаимодействие оснований с кислотами;
- ознакомление с образцами оснований
Опыты 14, 15, 16, 17
Стр. 114
| Основания, их классификация, уметь писать уравнения реакций
|
|
|
|
| Кислоты, Классификация и номенклатура, физические и химические свойства.
| комбинированный
| Демонстрации:
-Опыты , 11, 12, 13 Стр. 113
Таблица «Кислотно-основные свойства оксидов»
| кислоты, их классификация, уметь писать уравнения реакций
|
|
|
|
| Соли. Классификация и номенклатура, физические и химические свойства Состав и строение солей.
| комбинированный
|
| соли, их классификация, уметь писать уравнения реакций
|
|
|
|
| Генетическая связь между различными классами химических соединений (урок-игра).
| Урок лекция
| Таблица 11 «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
- видео «Основные классы химических веществ»
| Уметь осуществлять превращения
|
|
|
|
| Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических веществ»
| Урок практикум
| Практическая работа №5 с.114
|
| ПР №5:
| Стр 114
|
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических веществ»
| обобщающий
|
|
|
| Стр 112
Упр 8
|
|
| Основные классы неорганических соединений. Решение расчетных задач по уравнениям реакций
| Урок практикум
|
| Расчеты по уравнениям реакций
|
| карточки
|
|
| Контрольная работа по теме «основные классы неорганических соединений»
| Контроль знаний
|
| | К.Р. №3
|
|
|
| Тема 6: Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомаКлассификация химических элементов. Амфотерность.
| Изучение нового материала
| Лабораторный опыт:
- взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
| Амфотерный оксид, гидроксид, первые попытки классификации химических элементов
|
|
|
|
| Естественные семейства химических элементов (щелочные металлы, галогены, инертные газы).
| комбинированный
| Демонстрации:
- взаимодействие натрия с водой;
- показ образцов щелочных металлов и галогенов.
- видео «Тайны великого закона»
| Основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных металлов, галогенов и инертных элементов
|
| Стр 117-119
|
|
| Периодический закон Д.И. Менделеева. Порядковый номер химического элемента.
| комбинированный
| Демонстрации:
- ПСХЭ
| Периодический закон, определение периода, группы
|
|
|
|
| Периодическая таблица химических элементов
| Урок лекция
| Демонстрации:
- ПСХЭ
| Малый и большой периоды, номер периода, группы, порядковый номер элемента
|
|
|
|
| Строение атома.Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра
| комбинированный
| Таблицы:
- 18 «Строение атома и периодический закон»
| Строение атома, порядковый номер, состав атомного ядра, определение изотопов, уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атома
|
|
|
|
| Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической таблицы Д.И.Менделеева
| комбинированный
| Демонстрации:
- таблицы 15 «Формы перекрывания электронных облаков», 16 «Атомные радиусы элементов»
| Расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей
|
| 37, стр. 129-132
|
|
| Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах
| комбинированный
| Демонстрации:
- ПСХЭ
| Состояние электронов в атомах
|
| Стр. 132-135
|
|
| Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева
| комбинированный
| Демонстрации:
- ПСХЭ
| Роль периодического закона для развития науки, техники, этапы жизнедеятельности Д.И. Менделеева
|
| 38,39
|
|
| Обобщение по теме (Путешествие в страну Химический элементарий)
| обобщающий
Урок игра
|
|
|
|
|
|
| Тема 7: Химическая связь и строение вещества
Электроотрицательность химических элементов.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
- таблицы 12 «Относительная электроотрицательность»,
| Электроотрицательность, повторить свойства металлов и неметаллов
|
|
|
|
| Основные виды химических связей. Ковалентная связь.
| комбинированный
| Химические связи»
| Химические связи, ковалентная полярная и неполярная связи, механизм образования связей
|
|
Упр 3,4
|
|
| Ионная связь
| комбинированный
| - таблицы 13 «Изменение степени окисления», «Химические связи»
| Химические связи, ионная связь, механизм образования связей
|
|
|
55-56
|
| Кристаллические решетки.
| комбинированный
| Демонстрации:
- таблицы 17, 17а «Кристаллические решетки»
| Определение кристаллической решетки, типы кристаллических решеток, описывать физические свойства по типу кристаллической решетки
|
|
|
|
| Степень окисления
| комбинированный
|
| Определение степени окисления, окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления
|
|
|
|
| Окислительно-восстановительные реакции
| комбинированный
|
| Окислительно-восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса
|
|
|
|
| Обобщающий рок по теме «Строение вещества. Химическая связь
| Обобщающий
|
|
|
| Подготовка к контрольной работе
|
|
| Контрольная работа по темам 6 и 7
| Контроль знаний
|
|
|
|
|
|
| Закон Авогадро. Молярный объем газов
Закон Авогадро. Молярный объем газов
| Изучение нового материала
| Таблица «Масса и объем 1 моль газа»
| Закон Авогадро, молярный объем газов, уметь определять объем газов, количество вещества
|
|
|
|
| Относительная плотность газов
| комбинированный
|
| Решение задач, используя относительную плотность газов
|
|
Зад. 3,4
|
|
| Объемное отношения газов
| Урок практикум
|
| Решение задач
|
| карточки
|
|
| Галогены
Галогены. Положение галогенов в периодической таблице и строение атомов
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
Образцы галогенов,
| Положение галогенов в периодической таблице
|
|
|
|
| Хлор, его строение свойства и применение
| комбинированный
|
| Строение, свойства, применение хлора
|
|
|
|
| Хлороводород. Получение. Физические свойства
| комбинированный
|
| Получение и физические свойства хлороводорода
|
|
|
|
| Соляная кислота и ее соли. Получение соляной кислоты и ее свойства
| комбинированный
| Демонстрации:
Опыты: химические свойства
Получение соляной кислоты
|
|
| 49 стр 173
|
|
| Семинар по теме «химия 8 клас»
| Урок семинар
|
| Доклады учащихся, презентации
|
| презентации
|
|
| Контроль знаний по курсу
| Контроль знаний
|
|
| К.Р. №4: Итоговая по курсу
|
|
|
| Заключительный урок-игра
| Урок игра
|
|
|
|
|