Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Классификация криминологических исследований




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

 

«Организация и методика криминологических исследований»

 

 


 

Введение

В качестве области научных знаний криминология связана с массовыми социальными явлениями, которые возникают в обществе, а именно - с преступными деяниями, их причинами, субъектами, условиями, мотивами и пр. Исследовать данные категории возможно лишь с применением организационной и методологической баз криминологической науки. Иначе говоря, взаимосвязи между причинами преступности и самой преступностью, условиями формирования личности преступника и личностью преступника, мерами профилактики преступности и фактическими результатами их действия обладают динамичным характером. Установить такие взаимосвязи без общепринятого универсального методологического аппарата не представляется возможным.

Процесс познания закономерностей развития социально-правовых и криминологических явлений базируется на применении методики в целом и научных методов исследования. Только вооруженная целесообразными методами исследования наука способна выполнить поставленные перед ней функции и задачи. При этом существует ряд факторов, определяющих необходимость, во-первых, критического осмысления существующих методов, а во-вторых, очерчивания пределов их применения и приискания возможностей выйти за рамки принятых методов познания. К таким факторам можно отнести, прежде всего, расширение предметной области прав, информационную насыщенность отраслей права, усложнение задач борьбы с преступностью и др.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что качество и эффективность криминологических исследований существенно зависит как от уровня подготовки исполнителей, которые применяют ответственные решения, так и от умелого использования организационной и методологической баз криминологической науки.

Цель работы - всесторонний комплексный анализ организации и методики криминологических исследований.

 

Поставленная цель определяет круг задач, которые будут рассмотрены в работе:

· ознакомиться с понятием «криминологическое исследование»;

· рассмотреть виды криминологических исследований преступности;

· раскрыть цели, задачи и функции криминологических исследований;

· провести анализ организационного процесса криминологического исследования преступности, его стадии;

· изучить содержательную сторону понятия «методика криминологических исследований»;

· ознакомиться с современной системой методов криминологических исследований преступности;

Объект работы - организация, этапы и методика криминологического исследования преступности.

Предмет работы - цели, функции и значение криминологического исследования преступности.

В процессе написания работы использовались методы: системный, анализа, синтеза, формально-логический, формально-юридический и сравнительно-правовой.

Теоретическая база работы - монографии, учебная и теоретическая литература.


 

Глава 1. Общая характеристика криминологического исследования

Жизнь общества есть совокупность сложнейших процессов взаимосвязи духовных, материальных, политических интересов различных групп людей и индивидов. В широком смысле криминологическое исследование - это, в первую очередь, социальное исследование, осуществляемое с использованием различных методов изучения общественных явлений.

Криминологическое исследование представляет собой совокупность статистических, социологических, сравнительных, системных, математических, социально-психологических, логико-правовых и иных приемов и способов изучения преступности и ее закономерностей. Утаров К.А. Математические методы в криминологии: Дисс. …канд. юрид. наук. М., 2004. - 165 с..

Под криминологическим исследованием понимается совокупность процессов сбора, систематизации, обработки, анализа информации о преступности и о мерах по ее предупреждению.

Выделяются следующие функции криминологического исследования преступности:

· описательная (цель ее - отражение характерных черт процессов и явлений, которые входят в объект криминологического исследования);

· объяснительная (устанавливается, как протекают изучаемое явление либо процесс и почему они протекают именно так);

· прогностическая (позволяет спрогнозировать как проявится преступность в качестве социального феномена в обозримом будущем);

· регулятивная (заключается в разработке рекомендаций и предложений, направленных на усовершенствование деятельности субъектов, в чью компетенцию входит контроль над преступностью).

Все эти функции между собой взаимосвязаны и направлены в целом на изучение объектов криминологического исследования.

Изучая преступность, ее причины и условия, огромную значимость следует придавать постановке целей и задач ее криминологического исследования.

Обобщенной целью криминологических исследований является познание свойств преступности, ее связей с социально-экономическими и иными условиями жизни общества, а также познание отношений, возникающих в области организации борьбы с отдельными правонарушениями и преступностью в целом. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 2006. С.47..

Конкретные цели криминологического исследования:

· выявлять наиболее точные показатели преступности в стране, ее отдельных регионах и территориальных образованиях в определенный период времени;

· изучать тенденции развития преступности и прогнозировать ее на будущее;

· выявлять взаимозависимость степени проявлений преступности в обществе от существующих социально-экономических и иных факторов на данной территории;

· проводить мониторинг эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов;

· анализировать характерные свойства и поведенческие качества лиц, совершивших общественно опасные деяния;

· исследовать преступность как социальный феномен в целом и изучать отдельные виды и группы, которые включают в себя однородные общественно опасные деяния.

Данные цели показывают общую направленность криминологического исследования и определяют его задачи, которые позволяют уяснить объект изучения.

Задача криминологических исследований состоит в установлении взаимосвязей, закономерностей и взаимоотношений между отдельными структурными элементами, которые порождают преступность как социальный феномен.

Основные задачи криминологического исследования:

· анализ качественных и количественных показателей преступности в качестве социального явления (уровень, состояние, структура, характер и динамика);

· выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступных деяний;

· исследование системы мер, которые осуществляются в целях борьбы с преступностью, а также установления эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов.

Приведенные цели и задачи криминологических исследований преступности определяют основные их направления.

В первой группе направлений криминологических исследований решаются общетеоретические проблемы. Изучается преступность, виды преступности, ее причины и условия, которые способствуют совершению преступлений, а также личность преступника.

Особое внимание криминологическими исследованиями уделяется глубокому изучению, оценке преступности как социально-правовому явлению. Это объективно обусловлено в первую очередь усложнением самой преступности, взаимосвязей ее составляющих видов, многообразием присущих ей закономерностей. Именно познание преступности позволяет делать обоснованные выводы с тем, чтобы своевременно принять и реализовать решения, касающиеся противодействия ей, маневрирования в этих целях имеющихся сил и средств Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2011. С. 202..

Во второй группе направлений криминологических исследований совершенствуется методология и методы оценки, анализа и прогноза преступности, индивидуального преступного поведения.

К третьей группе направлений криминологических исследований надлежит отнести разработку мер предупреждения преступности (общих и для отдельных видов преступлений), а также мер предупреждения индивидуальной преступности.

Классификация криминологических исследований.

Криминологические исследования по целевой направленности делятся на:

· теоретические (ориентированы на развитие криминологической теории);

· прикладные (направлены на повышение эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов).

По объему исходной информации различают:

· сплошные криминологические исследования (ситуация, когда объектов криминологического исследования не много и все они подлежат изучению);

· выборочные криминологические исследования (когда подлежащих исследованию объектов много).

По принципу охвата объектов подразделяют: территориальные и отраслевые криминологические исследования.

По масштабу проведения выделяют: федеральные, региональные, местные, объектовые криминологические исследования.

Опыт борьбы с преступностью показывает, что наиболее важные факторы, влияющие на выбор объектов криминологических исследований и последующее их изучение, это:

· внезапное осложнение криминальной обстановки, которое характеризуется резким, непрекращающимся ростом преступности, отдельных ее видов в масштабе территориальных образований (отдельных регионов и страны в целом);

· рост уровня общественной опасности преступных деяний, которые совершают отдельные категории лиц (несовершеннолетние, рецидивисты и др.);

· нехватка либо полное отсутствие методических рекомендаций по актуальным проблемам профилактики общественно опасных деяний;

· увеличение числа заявлений и жалоб граждан, касающихся вопросов борьбы с преступностью в качестве социально-правового явления;

· снижение уровня раскрываемости различных видов преступлений;

· ухудшение эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений.

Вывод. Итак, криминологическое исследование - это совокупность процессов сбора, систематизации, обработки, анализа информации о преступности и о мерах ее предупреждения. Значение криминологических исследований состоит в получении глубокого, репрезентативного по своему информационному содержанию материала, в основе которого имеется анализ внутренних характеристик преступности, механизм индивидуального преступного поведения, причины и условия, способствующие совершению преступных деяний, а также воздействие этого специфического негативного феномена на отдельные сферы жизни общества в целях разработки мер предупреждения данного социального явления.


 

Глава 2. Особенности организации криминологических исследований

Для того чтобы успешно провести криминологическое исследование, эксперту в данной области требуется методически верно организовать свою работу.

Так, в начале любой исследовательской работы составляется ее план и программа. Программа - это основа криминологического исследования, цель которого - сбор, обработка и анализ информации, которая способствует получению теоретических выводов и разработке практических рекомендаций. Программа строится в форме изложения, подтверждается законами логики, при этом отражая в своей содержательной сущности методы намеченного исследования криминологического объекта в соответствии с поставленными задачами.

Поводом для проведения криминологического исследования служат несоответствия имеющих криминологический интерес явлений и процессов, которые возникают в современном мире. Данные противоречия рождают проблемную криминальную ситуацию, требующую дальнейшего разрешения. Возникшая криминологическая проблема говорит о том, что был совершен выход за пределы познания в сферу того, что требуется исследовать.

Потребность в проведении криминологического исследования вызвана невозможностью разрешения данного проблемного аспекта обычным способом.

Решение проблемного вопроса в области криминологии направлено на достижение тех или иных целей, к которым следует отнести: повышение степени эффективности предупредительных мер отдельных видов общественно опасных деяний, наиболее распространенных способов совершения преступных действий, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Изначально цель криминологического исследования излагается в общей форме, потом она прорабатывается в соответствии с материалами и литературой криминологической науки.

Затем уточняются задачи исследования в области криминологии. Постановка и соотношение целей и задач в исследовательской работе криминолога-эксперта заключаются в том, что цели отражают главный, желаемый, конечный результат его деятельности, а сформулированные задачи закрепляют пути и способы достижения исследователем поставленных целей, в связи с тем, что они носят, как правило, частный по сравнению с целями характер.

Объектом криминологического исследования является совокупность общественных отношений, которые связаны с проводимым исследованием в области криминологии.

В качестве предмета исследования выступает та сторона объекта, которая непосредственно подлежит познанию. Как правило, это наиболее существенный аспект объекта с точки зрения целей и задач криминологического исследования.

Установлению объекта и предмета сопутствует разработка и формулирование гипотез, которые представляют собой предположения о тех или иных взаимосвязях и характерных чертах анализируемого объекта криминологического исследования. Необходимо при этой исключить вероятность постановки ложных либо нафантазированных проблем, которые не отражают действительности реального мира.

После определения целей и задач, объекта и предмета исследования в области криминологии, его временных границ, следует подобрать и осмыслить наиболее приемлемые для современных условий методы и методики исследования. При этом нужно руководствоваться их достаточностью, полнотой, всесторонностью с точки зрения ожидаемого объема криминологической информации и ее отличительных особенностей качественного характера.

В качестве отдельного структурного элемента криминологического исследования выступает описание желаемых результатов.

Вместе с программой исследования в области криминологии разрабатывается его рабочий план, который включает в себя основные этапы исследования в соответствии с его программой, временными рамками, финансовыми затратами, человеческой силой, необходимыми для достижения конечных целей криминологического исследования.

Организационное и методическое обеспечение исследования рассматриваемой области включает создание исследовательской рабочей группы. Поэтому необходимо решить вопросы, касающиеся выбора исполнителей, их численности, степени подготовки и временных рамок проведения криминологического исследования. Например, для проведения опросов необходимы анкетеры и интервьюеры, имеющие соответствующую специальную подготовку. Главная задача компетентного состава исполнителей в начале проведения криминологического исследования заключается в подготовительных действиях, направленных на обработку, поступающих первичных данных.

В ходе масштабного исследования в области криминологии, как правило, принимают участие различные субъекты, к которым следует отнести: криминологов, социологов, экономистов, психологов, математиков, работников правоохранительных органов и других специалистов. Каждый из них должен знать и понимать общие цели и задачи криминологического исследования, быть готовым на высококвалифицированном уровне выполнить качественно свой объем работы. Поэтому рекомендуется проводить среди них инструктаж, который обычно осуществляют специалисты, разработавшие программу исследования в криминологической области знаний.

Наиболее многозначительной стадией в процессе криминологического исследования является анализ результатов и обработка эмпирического материала. Основная задача заключительной стадии заключается в необходимости анализа и интерпретации полученных данных, обобщении выводов и разработке рекомендаций, направленных на совершенствование или изменение работы рассматриваемого социального механизма. Пристальное внимание уделяется обнаружению наиболее характерных взаимосвязей и тенденций исследуемых явлений и правильному их объяснению.

Итак, криминологическое исследование не должно расцениваться как фотографическое отражение анализируемого объекта и его структурных элементов. Исследование в области криминологической науки должно включать в себя как обобщенные оценочные выводы, так и определенные рекомендации и предложения практического характера, которые нацелены на улучшение деятельности конкретных субъектов, к которым следует отнести: органы внутренних дел, государственный или общественный институт, в компетенцию которых входит борьба с преступностью и предупреждение противоправных деяний.


 

2. Методика криминологических исследований

 

Система методов и методика в целом в процессе исследования любой области научных знаний имеет важное значение, так как они всегда неразрывно связаны с анализом предмета исследования, устанавливают надежность, истинность его результатов.

Справедливо немецкий ученый Г.Й. Шнайдер начинает свою книгу под названием «Криминология» со слов: «криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, характеризующаяся оригинальными методами исследования и своеобразными институтами и организациями, имеющимися во всех странах мира» Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994. С. 9..

Указание на методы не случайно, так как они способствуют эффективному познанию предмета криминологического исследования.

«Под методикой криминологических исследований понимается совокупность конкретных приемов, средств сбора, обработки и анализа информации о состоянии преступности, ее причинах и условиях, о лицах, совершивших преступления, и их жертвах, о мерах борьбы с ней, а также прогнозирование ее состояния» Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., Проспект, 2009. С. 41..

Итак, методика криминологических исследований представляет собой совокупность методов анализа информации, с помощью которых изучается преступность как социальное негативное явление, ее причины и условия, личность преступника и выработка мер предупреждения данного специфического феномена.

Рассмотрим методы криминологических исследований преступности.

Методологическая основа криминологических исследований преступности состоит из следующих групп методов: общенаучные и конкретно-социологические методы познания.

 

Используются следующие общенаучные методы познания:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

2)гипотеза;

3) системно-структурный анализ;

4) исторический метод;

5) сравнение;

6) динамические и статистические методы.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод позволяет изучить сущностную сторону исследуемого предмета с точки зрения его взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Этот прием познания начинается с анализа и обобщения материала эмпирического характера. Изначально выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия. Затем на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений.

В качестве второго общенаучного метода криминологических исследований выступает гипотеза. Она определяет линию поиска, обращает внимание исследователя на те или иные моменты современности, способствует целенаправленному изучению предмета.

По своему содержанию гипотеза не может противоречить установленным в области криминологической науки научно-обоснованным положениям. Кроме того, она должна характеризоваться обоснованной возможностью существования соответствующего предположения.

Таким образом, не любое предположение можно считать гипотезой.

Выдвижение, формулирование предположения требуют анализа уже существующих теоретических и эмпирических материалов, их сопоставления с предметом, объектом и задачами криминологического исследования.

Например, при исследовании причин, способствующих совершению разнородных общественно опасных деяний в регионах, были выдвинуты следующие гипотезы:

- расхождение уровня преступности в краях, областях, республиках нашей страны объясняется отчасти различной степенью латентности данного негативного социального явления, т. е. ее отражением в уголовной статистике;

- несоответствие определяется экономическими, социальными, культурными отличительными особенностями регионов, что устанавливалось в ходе исследования экономических, социальных, культурных условий жизнедеятельности индивидов;

- различия обусловливают отличительные черты населения. Так, одни регионы характеризуются большим количеством ранее судимых лиц, психически больных, наркозависимых и т.д., чем другие территориальные образования;

- «различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д.». Долгова А.И. и др. Методика изучения территориальных различий преступности и их причин. - М., 1989. С. 44.

Третьим общенаучным методом криминологических исследований преступности является системно-структурный анализ.

«Сейчас все чаще говорят о системном движении, которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира» Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методол. проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с..

Данный способ, применяемый в ходе криминологического исследования, заключается в изучении преступности и общества как определенных сложно организованных систем, которые имеют свою структуру, содержащую общеизвестное количество взаимосвязанных элементов.

 

Так, например, автомобиль - это система, которая представляет собой определенным образом собранные детали. Если же его разобрать, не убирая ни одного составляющего элемента, все сложить вместе - это уже будет груда деталей, а не машина.

А что такое преступность как негативное социальное явление: множество общественно опасных деяний или их система?

Как справедливо отмечается в юридической литературе, «в самом общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность» Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений / И.Д. Андреев - М.: Высш. шк., 1977. - 328 с..

Ранее проведенные исследования в области криминологии подтвердили взаимосвязь разных общественно опасных деяний и отдельных видов преступности.

В процессе криминологических исследований системно-структурного анализ применяется с точки зрения двух аспектов:

Во-первых, преступность изучается как множество взаимосвязанных общественно опасных деяний и лиц, их совершающих, обнаружение взаимозависимостей между ними. При этом исследуется структура преступности, характерные особенности ее элементов.

Во-вторых, преступность анализируется в рамках более общей системы социума. Устанавливаются внешние связи данного негативного феномена с различными характерными чертами общества. В том числе причинные связи, которые порождают изучаемое социальное явление.

В ходе применения системно-структурного анализа широкое использование получили математические методы. Однако в криминологической науке их применение еще слабо развито.

Перейдем к рассмотрению исторического метода, который обеспечивает познание исторических корней преступности, качественные и количественные изменения данного социального феномена в процессе развития социума.

В рамках этого метода преступность, ее тенденции, взаимосвязь с иными социальными явлениями исследуются, как правило, опираясь на конкретно взятый временной отрезок их существования.

При анализе отличительных особенностей преступности на территории разных регионов либо в неодинаковые исторические периоды применяется сравнительно-исторический метод, выступающий в качестве разновидности исторического.

При этом проводится:

а) сопоставление однородных негативных социальных явлений, совершаемых в один и тот же временной отрезок (преступность несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах;

б) сравнение одних и тех же характерных черт в разные исторические периоды в каждом из территориальных образований.

При применении сравнительного метода сопоставляется преступность как негативное явление в разных государствах, регионах страны. Также сравниваются совершенные общественно опасные деяния лицами разного пола, возраста, социального положения и другие. В связи, с чем появляется возможность установить новые причины возникновения исследуемого социального феномена, так как несоответствие преступности в разных государствах, регионах объясняется различием социальных, экономических и иных условий жизни людей.

Сравнительный метод используется с целью обнаружения сходства однотипных черт преступности и условий жизнедеятельности людей в конкретный временной период на определенной территории. Кроме того, данный способ познания преступности позволяет установить различия тех отличительных особенностей исследуемого негативного феномена, которые существуют в одних государствах, регионах и отсутствуют в других.

 

В криминологических исследованиях широкое применение получили динамические и статистические методы. Они исследуют преступность с разных аспектов ее существования.

Динамические приемы познания данного социального феномена ведут к изучению его закономерностей развития.

Так, например, «в течение двадцати лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более ста сорока человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования - это изучение испытуемых в возрасте 14-17 лет сразу после совершения преступления; второй - через десять лет; третий - еще через десять лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами было связано и как именно преступное поведение на первом этапе, рецидив преступлений в последующем у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих» Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии с социальной средой. Сборник научных трудов / Редкол.: Долгова А.И. (Отв. ред.), Мурашова В.П., Серебрякова В.А. - М., 1992. - 96 с..

В ходе криминологических исследований с применением статистических приемов используются обобщенные показатели, к которым предъявляются следующие основные требования:

- анализируемая совокупность должна быть однотипной по составу;

- исследуемая совокупность должна носить массовый характер, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения. Поэтому специалисты в области криминологии не изучают преступность как социальный феномен в разрыве месяцев года, по кварталам. Если им необходимо установить изменение преступности в зависимости от сезона, то берется значительное количество лет и только в таком случае делается вывод о закономерностях сезонных изменений рассматриваемого негативного явления.

Важную роль в ходе осуществления криминологический исследований занимают конкретно-социологические методы, которые изучают социальные явления в их конкретном проявлении, то есть в определенном месте и времени.

В эту группу методов входят:

- изучение документов;

- опросы в форме анкетирования и интервью;

- наблюдение (включенное и внешнее);

- эксперимент.

В процессе ведения криминологических исследований зачастую изучаются документы различной формы и содержания, так, например: статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях, жалобы и т.д.

Результаты исследования документов обрабатываются и на их основе делаются выводы о существовании определенных закономерностей.

Опросы в форме анкеты (заочно) либо интервью (очно) в процессе криминологических исследований также имеют широкую сферу применения.

Заочный опрос представляет собой форму анкеты с перечнем вопросов. Вопросы могут быть закрытого характера и в таком случае, после его постановки ответы имеют только вариант: «да», «нет», «не знаю». Вопросы открытого характера предполагают ответы на них в любой форме. Такой путь опроса в ходе криминологических исследований используют в основном, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов.

Опросы анкетного вида всегда включают в себя контрольные, дополняющие друг друга вопросы. В связи, с чем нередко в процессе криминологических исследований сочетаются вопросы открытого и закрытого характера.

Опрос в виде интервью - это беседа с лицом, который совершил общественно опасное деяние или его родственниками либо сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами.

Английский социолог Р. Олдфильд считает, что «интервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого)» Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. М.: Либроком, 2009. - 480 с..

В криминологических исследованиях индивидуальное интервью лица, совершившего общественно опасное деяние дает более полные результаты, чем опрос анкетной формы, так как с помощью первого устанавливаются мотивы и цели преступного поведения, его причины и условия, воспитание и образ жизни опрашиваемого, ряд других моментов.

Однако анкетный опрос полезен для выяснения личных позиций опрашиваемого лица, которые затрагивают нормы морали, права, выбора варианта поведения в определенной ситуации.

Наблюдение как один из видов конкретно-социологических методов подразделяется на несколько видов. Применение наблюдения как способа познания преступности в процессе криминологических исследований обладает некой спецификой по сравнению с наблюдением в социологии.

Так, например, разграничивают три главных роли наблюдателя:

1) «наблюдатель - участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);

2) собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать);

3) включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение)» Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972. С. 79-81..

Эксперимент. Известный профессор права Парижского университета, специализирующийся в области конституционного права и политической науки, Дюверже утверждал, что: «экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение» Duverger M. Methodes des sciences sociales. 3-me ed. Paris, Presses universitaires de France. 1964. P. 356..

В российской юридической литературе эксперимент трактуется «как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором» Винокур А. В., Рывкина Р. В. Социальный эксперимент. Новосибирск, 1968. С. 22..

Всесторонне, полно и содержательно проанализировав роль социального эксперимента в области криминологии, Н.П. Косоплечев делает, несомненно, справедливый вывод о необходимости его применения в процессе криминологических исследований, но при соблюдении некоторых правил.

Так, он пишет, что «криминологический эксперимент представляет собой заранее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и методов профилактики правонарушений и ее правового регулирования» Косоплечев Н.П. Методы криминологического исследования. M., 1983. С. 67..

Кроме того, к конкретно-социологическим приемам следует отнести метод прогнозирования.

Как справедливо заметил И.В. Бестужев-Лада, что «прогнозирование - это не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления и процесса с помощью средств современной науки» Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. M., 1970. С. 14..

В практической деятельности выше исследованные методы используются в совокупности. Причем предмет, объект и цель криминологического исследования влияет на их сочетание.

Многообразные и интересные методики криминологических исследований отражаются в трудах ученых-специалистов в области криминологии, в частности, исследования лица, совершившего общественно опасное деяние, нравственного и правового сознания, преступности и ее территориальных различий, причин данного социального негативного явления.

Итак, применяемые методы влияют на результаты криминологических исследований, глубину проникновения в закономерности преступности как феномена, причины и условия, способствующие совершению преступлений. Правильно выбранная методика позволяет решить проблемы организации борьбы с преступностью, повысить эффективность принимаемых предупредительных, правоохранительных и иных мер.

 


 

Заключение

 

Криминология как область научных знаний имеет дело не с единичными, а с массовыми социальными явлениями, возникающими в обществе, а именно преступлениями, их причинами, субъектами преступлений, мотивами, условиями и т.д., исследование которых невозможно без применения методологической и организационной баз криминологической науки.

В ходе написания курсовой работы мы установили, что в широком понимании криминологическое исследование - это, прежде всего, социальное исследование, которое осуществляется с использованием многих методов изучения общественных явлений.

Так, криминологическое исследование - это процесс сбора, систематизации, обработки и анализа информации о преступности и мерах по предупреждению данного социального феномена.

Иными словами, значение криминологических исследований заключается в получении репрезентативного глубокого по информационному содержанию материала, основанного на анализе внутренних характеристик преступности, механизма индивидуального преступного поведения, причин и условий, способствующих совершению общественно опасных деяний и воздействие данного негативного специфического феномена на различные сферы жизнедеятельности социума с целью последующей разработки мер предупреждения этого социального явления.

В первом параграфе нашей курсовой работы мы дали не только определение понятию «криминологическое исследование», но и исследовали его виды, функции, цели и задачи.

В процессе написания работы, мы выясняли, что познание закономерностей развития криминологических и социально-правовых явлений основывае<




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)