Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 3. Конкурентоспособность страны




3.1 Теоретические аспекты конкурентоспособности стран

3.2 Технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны

3.3 Оценка конкурентоспособности региона

 

3.1 Теоретические аспекты конкурентоспособности стран. М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

• факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

• условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;

• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

• стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Еще Д.Рикардо утверждал, что государства торгуют между собой (вступая тем са­мым в отношения конкуренции) ввиду разницы в производи­тельности труда в различных отраслях. Неоклассики в 30-х гг. XX в. дополнили эту мысль, определив в качестве основных кон­курентных преимуществ стран в международной торговле об­ладание в относительном избытке основными факторами: зем­лей, трудом, капиталом. Майкл Портер сделал еще одно сущест­венное уточнение, определив конкурентоспособность государ­ства как производительность, которая понимается как эффек­тивное использование рабочей силы и капитала и выражается величиной национального дохода на душу населения1.

По М.Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основные стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движе­ние богатством.

По поводу стадии развития инвестициями никаких иллю­зий не может быть, тем более что у Портера речь идет о внутристрановых, а не о зарубежных инвестициях.

Наличие собственных технологий преимущественно лишь военно-промышленной ориентации не позволяет обольщаться по поводу возможности зафиксировать стадию движения инновациями.

Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на "конкурентный ромб". Он рекомен­дует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего — развитых (в образование, инфраструктуру, науку). Пор­тер особо подчеркивает значение такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использова­ния таких инструментов, как государственные закупки, для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тес­тирование), непрепятствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиле­ния кластеров (в том числе региональных), поощрение внут­ренней диверсификации, а не поглощений, при одновремен­ном содействии внешнеэкономической активности фирм.

Главный тезис, главная рекомендация Портера состоит в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. И маркетинг тер­риториям нужен внутри их в том числе и для того, чтобы мог успешно развиваться маркетинг РК в целом, как конкурен­тоспособной страны. Единственное, на чем может основывать­ся концепция конкурентоспособности страны, утверждает М.Портер, это продуктивность использования ресурсов1.

Специалисты также обращают внимание на ключевую роль конкурентоспособности страны в развитии экономики, какой бы уровень рассмотрения мы ни взяли. Подчеркивается, что "синтетическим показателем, объединя­ющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим по­ложение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свобод­ной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворя­ющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает

Социально-экономический имидж страны

В наиболее общем виде страна может быть оценена с по­мощью комплексного показателя ее благополучия. Это весь­ма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применя­ются четыре основных показателя: доля ВНП на душу насе­ления и уровни обеспеченности населения: производствен­ными ресурсами (основные фонды, дороги, здания); природ­ными ресурсами; человеческими ресурсами (уровень образо­ванности).

Другая весьма популярная методика используется в прог­рамме UNDPПрограмма развития Организации Объединенных

Наций (ПРООН) "Человеческое развитие" Организации Объеди­ненных Наций, публикующей, начиная с 1990 года, ежегод­ный доклад (HDR) по результатам оценки стран по этому комплексному критерию развития. Авторы доклада не без основания утверждают, что реальное самочувствие нации оп­ределяется развитием человека, населения страны. Цель раз­вития — создать условия, среду, в которой люди смогут жить и творить долго и без болезней. Эта простая истина, утверж­дают авторы доклада-99, часто забывается на фоне внимания к материальному и финансовому благополучию страны.1

Интегральный индекс человеческого развития включает три комплексных индекса:

долголетие — ожидаемая продолжительность жизни (на
момент рождения);

образованность — комбинация грамотности взрослых (с
весом 2/3) и среднего количества лет обучения (с весом 1/3);

уровень жизни— реальный ВВП на душу населения
с поправкой на паритет покупательской способности (ППС,
местную стоимость жизни).

Методика, разработанная Институтом развития менедж­мента под руководством профессора СТарелли, использует восемь крупных критериев конкурентоспособности стран, которые, в свою очередь, включают следующие комплексные показатели:

внутренняя экономика: добавленная стоимость, инвести­ции, сбережения, конечное потребление, деятельность сек­торов экономики, стоимость жизни, адаптивность;

интернщгюналшация: сальдо по текущим операциям, экс­
порт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, конвертируе­
мость валюты, портфельные инвестиции, иностранные пря­
мые инвестиции, национальный протекционизм, опфытостъ;

правительство: национальный долг, расходы бюджета, на­
логовая политика, эффективность деятельности государства,
государственное регулирование, юстиция и безопасность;

финансы: стоимость капитала, характеристики капитала, ди­
намизм фондового рынка, эффективность банковской сферы;

инфраструктура: технологическая инфраструктура, энер­
гетическая самодостаточность, окружающая среда;

менеджмент: производительность, стоимость рабочей си­
лы, деятельность компаний, эффективность менеджмента,
корпоративная культура;

наука и технологии: расходы на НИОКР, персонал НИ-
ОКР; технологический менеджмент, научная среда, интел­
лектуальная собственность;

люди: характеристики населения, рабочей силы, занятость,
безработица, структура образования, качество жизни, ори­
ентации и ценности.

Не удивительно, что, по данным отчета Всемирного эконо­мического форума "Глобальная конкурентоспособность-2000", подготовленного совместно с профессорами Гарвар­дского университета, пятерку самых конкурентоспособных государств составляют Финляндия, США, ФРГ, Нидерланды и Швейцария, а в пятерку самых перспективных по потенциа­лу роста входят США, Сингапур, Люксембург, Нидерланды и Ирландия. В рейтинг-листе нынешней конкурентоспособ­ности Россия находится на 52-м месте из 58, уступая Сальва­дору, но опережая Вьетнам. В рейтинг-листе потенциала рос-та наша страна заняла только 55-е место, пропустив вперед Ни дне позиции Вьетнам и опережая только Зимбабве, Укра­ину, Болгарию и Эквадор1.

 

 

3.2 Технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны.Внаиболее общем виде страна может быть оценена с помощью комплексного показателя ее благополучия. Это весьма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя: доля ВНП на душу населения, а также уровни обеспеченности населения производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания), природными и человеческими ресурсами (уровень образованности).

Другая весьма популярная методика используется программой Организации Объединенных Наций UNDP «Человеческое развитие», публикующей начиная с 1990 г. ежегодный доклад (HDR) о состоянии этого комплексного критерия развития стран. Его авторы не без основания утверждают, что реальное самочувствие нации определяется развитием человека, населения страны. Цель развития - создать условия, среду, в которой люди смогут жить и творить долго и без болезней. Эта простая истина часто забывается на фоне внимания к материальному и финансовому благополучию стран.

Человеческий потенциал - интегрированный показатель уровня развития современного общества, экономики и эффективности государства. Эксперты ООН используют в этих целях индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который представляет собой среднеарифметическую сумму значений трех равнозначимых компонентов:

• индекса уровня жизни (дохода), определяемого показателем ВВП (валового внутреннего продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

• индекса образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

• индекса долголетия, определяемого показателем продолжительности предстоящей жизни при рождении (ожидаемой продолжительности жизни).




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)