Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура эпического произведения



2015-12-13 6268 Обсуждений (0)
Структура эпического произведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 9.

Сюжет и фабула

Понятие фабулы является чисто литературоведческим. В отечественном литературоведении встречается несколько точек зрения на понятия фабулы и сюжета:

1. Понятия «фабула» и «сюжет» не различаются (чтобы показать различие этих понятий, надо показать, что есть разные явления, которые требуют именно двух понятий).

2.Фабула называется сюжетом, а сюжет – фабулой.

3.На вопрос, следует ли различать сюжет и фабулу, ответил Б. Томашевский. Он трактовал фабулу как повествуемую историю, а сюжет – как повествовательную структуру. Основная единица и сюжета, и фабулы – событие. Более того, фабулу образуют события, которые являются таковыми с точки зрения самой реальности, а события в сюжете – это то, что получило название художественного факта.

Фабула – система событий в произведении, в вымышленном мире эпического или драматического произведения. Между элементами фабулы существуют следующие взаимосвязи:

· Временные

· Причинно-следственные

· Телеологические

Сюжет художественного произведения предполагает не только изображение представленного времени, но и событий дофабульного прошлого героев или их послефабульного будущего. Для сюжета очень важен тот фон, на котором происходят события. Кроме того, художник так или иначе оценивает события и характеры. Эта оценка выражается по-разному: публицистическими вставками, авторскими комментариями, персонажами-резонёрами, логикой фактов. Авторская оценка тоже является частью сюжета.

Фабула отсутствует в лирике (может быть представлена в качестве названия, заголовка или передана через жанровый выбор), исторических хрониках (т.к. это факты самой действительности, а не художественный вымысел), ослаблена в некоторых путевых очерках.

 

 

Художественное время и пространство

М.М.Бахтин ввел понятие хронотопа. Хронотоп - это то, что можно назвать пространственно- временной организацией произведения. Время, которое изображено в художественном тексте, и время его чтения не совпадают. Время - некая концепция мира. У каждого писателя свой субъективный взгляд на время, свое проживание и соображение времени в зависимости от обстоятельств. Время разных писателей различается, хотя объективно время для всех одинаково. Художник со временем может делать все, что угодно: задерживать, поворачивать вспять, останавливать, ускорять, замедлять… Он может одновременные события располагать в хронологической последовательности. Существует сказочное время, точечное (сжимается и наоборот), и оно всегда связано с художественным пространством.

Художественное пространство имеет архитипические основы. В сказках чужое пространство, в которое нельзя попасть. Существуют различные виды пространств: историческое, бытовое, реальное, фантастическое, пространство воображения, мистическое, пространство настоящего, будущего, прошлого, материальное, духовное и др.

Память усложняет пространство. Путешествие расширяет наше пространство. В художественном произведении (не обязательно, чтобы оно было фантастическим) возможно съеживание и расширение пространства. Есть понятие верх, низ. Верх - это небо, звезды, Бог, поэзия… Низ - это земля, плоть, ад, проза…

Художественное пространство (как и все) в художественном произведении пересоздано. В фольклоре существует ступенчатое сужение образа, когда происходит постепенный переход от пространства широкого к узкому, конкретному. Каждый художник создает свой мир и свое пространство. Он насыщает это пространство теми деталями, которые ему нужны для выражения своей художественной идеи. И очень часто пространственные оппозиции становятся ключом к авторскому замыслу, к тому, что он хотел сказать в произведении. Пространство зависит от того, кто его творит и от того, кто его воспринимает. Существует сказочный топос: элегический (мир элегии), балладный (мистическое существо), сказочный (путешествие в чужой мир и возвращение обратно).

 

Композиция

Что такоекомпозиция? Это построение, организация литературного произведения, художественно целесообразное расположение его частей и элементов. Можно говорить о композиции сюжета, композиции образного содержания. Существует понятие внешней композиции (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей, строф и т.д. В широком смыле можно выделить несколько уровней композиции: 1) композиция отдельных образов, сцен, эпизодов и пр.; 2) композиция речевая (смена способов художественного изложения, элементы динамического повествования, статического описания, характеристика действующих лиц, портрет, диалог, монолог, полилог персонажей, поток сознания, письмо, авторские ремарки, лирические отступления и т.д.), 3) синтаксическая, 4) звуковая и пр. Следует отметить зависимость композиции от объекта изображения и субъекта выражения или от реальной закономерности изображаемой действительности, художественного метода и стиля, идейно-эстетического замысла, жанровой специфики произведения. Можно разграничивать прямую и сложную композиции произведения. Существуют различные способы сюжетного построения (инверсия элементов сюжета, задержка действия, предварения, отступления, вводные эпизоды, умолчания). Эпический и драматический способы развития действия предполагают разные типы построения. Если речь заходит о лирике, то следует говорить об определяющей роли движения лирической темы, которая определяет стихотворный и речевой строй. Симметрия либо значимые ее нарушения – это все особенности композиции. В лирическом произведении существует зависимость от изобразительно-выразительных средств поэтического языка. Все уровни композиционного построения произведения образуют системное единство.

Композиция сюжета – соотношение элементов сюжета (инверсия, задержка, значимое отсутствие).

Композиция образного строя – соотношение образного строя в целом. Построение отдельных образов (персонажей, авторского сознания), деталей и др.

Композиция – смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления. В поэтическом тексте мы выделяет композицию тематическую, синтаксическую и звуковую.

«Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли; она контролирует художественность во всех сочленениях и общем плане. Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на нее очень похожа, ее цель расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» (П. Палиевский «Художественное произведение» // Теория литературы. В 3 т. С. 425).

Л.Н.Толстой: Из произведения искусства «нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения».

Архитектоника– это внешняя композиция – соотношение целого и составляющих его компонентов: глав, томов, частей, строф, словесных масс и т.д.

 

Структура эпического произведения

В художественном тексте сочетаются различные речевые формы. Структура повествования складывается из описания, рассуждения, повествования в узком смысле, характеристики персонажей.

В научной литературе даются разные определения повествования.

«Повествование – это изложение серии фактов или событий и установление некоторых связей между ними. Термин обычно применяется к художественной литературе, средневековому и современному роману или рассказу» (Словарь современных критических терминов).

«Повествование – весь текст эпического литературного произведения за исключением прямой речи <…>. В повествовании выделяются описание, рассказ о событиях (иногда повествованием называют только его), рассуждение» (Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1962-1978).

«Нарратив – изложение одного или большего числа реальных или фиктивных событий, сообщаемых одним, двумя или несколькими рассказчиками одному, двум или нескольким адресатам» (Prince G. Dictionary of Narratology. 1988).

«Описание – словесный портрет, изображение внешних признаков предмета или сцены, человека или группы. Описание может быть как прямым так и косвенным (намеками), перечислительным (накапливание деталей) или импрессионистическим (немногочисленные, но яркие детали). Общая цель любого развернутого описания, будь то описание места или человека, может быть определена как а) концентрация внимания на основном впечатлении; б) выбор наиболее выгодной точки зрения, физической или умозрительной (или обеих сразу); в) выбор наиболее характерных деталей, которые помогают создать необходимое впечатление; г) апелляция ко всем органам чувств; д) связь этих деталей пространственная, хронологическая, риторическая и ассоциативная (требует наибольшего искусства); е) завершение отрывка основным или контрастным мотивом» (Dictionary of World Literary Terms / By J.Shipley).

«Описание, вид повествования, в котором изображается какая-либо статическая картина: портрет, обстановка действия, пейзаж, интерьер и т.д. Выделяют статическое и динамическое описание. Статическое описание не входит в развитие действия и прерывает развитие событий <…>. Динамическое описание обычно небольшое по объему, включено в событие и не приостанавливает действия: например, пейзаж дается через восприятие персонажа по ходу его передвижения в пространстве («Степь» А.П. Чехова) (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987).

Рассуждение – это доказательное развитие какого-либо отвлеченного положения до степени очевидности. Оно является одним из аналитических свойств романа. Особенность рассуждений Л. Толстого заключается в том, что они даются в форме отступлений.

Характеристика персонажа – это сообщение о внешнем виде и чертах характера литературного персонажа. Она может быть внутренняя (описание характера, психических свойств) и внешняя (описание наружности), индивидуальная (личные черты отдельного индивидуума) и типовая (черты представителя какой-либо группы или определенного темперамента, мировоззрения), прямая и опосредованная (вытекающая из слов, поведения героя, мнения о нем окружающих и т.д.).

Автор. Этот термин употребляется в разных значениях:

1) автор биографический;

2) автор как создатель произведения (демиург);

3) образ автора в произведении.

 

Субъекты речи в эпическом произведении:

1) повествователь (дистанцированное изображение безличным субъектом персонажа, именуемого в третьем лице);

2) личный повествователь (персонифицированный повествователь, высказывающийся от своего собственного «я»);

3) рассказчик – либо персонаж (от я), либо субъект сказа, то есть повествования, выдержанного в определенной речевой манере человека из народной среды.

Субъекты речи в лирическом произведении:

 

1) повествователь;

2) лирический герой;

3) герой ролевой лирики.

 



2015-12-13 6268 Обсуждений (0)
Структура эпического произведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура эпического произведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)