Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности



2015-12-13 4706 Обсуждений (0)
Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Л.С. Выготский – психолог, педагог, нейролингвист, основатель «школы Выготского» в отечественной психологии. Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии Л. С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л. С. Выготским проблем мышления и речи.

Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийся в исследованиях Л. С. Выготского, точно передает В. С. Библер: «Процесс погружения социальных связей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть – в логическом плане – процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных «образов культуры», ее готовых феноменов в культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в «точке» личности. Объективно развитая культура... оказывается обращенной в будущее формой творчества новых, еще не существующих, но только возможных «образов культуры»... Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность...».

Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Л.С.Выготского общение – «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение. Выготский считал, что если развитие психики ребенка происходит в процессе общения[22].

Он неоднократно писал о единстве общения и обобщения. Сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его внешней действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения». Описанное понимание Выготским роли языка (знака) в становлении человеческого сознания и деятельности реализует его более общий тезис о культурно-исторической природе человеческой психики.

Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Речь как бы совмещала в себе и функцию общения, и функцию мышления, но в каком отношении стоят эти обе функции друг к другу, что обусловило наличие обеих функций в речи, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой - все это оставалось и остается до сих пор неисследованным.

Между тем значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций речи, как и единицу мышления. Что непосредственное общение душ невозможно - это является, конечно, аксиомой для научной психологии. Известно и то, что общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. В сущности, это общение с помощью выразительных движений не заслуживает названия общения, а, скорее, должно быть названо заражением.

Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности общаться в процессе труда. Но до самого последнего времени дело представлено сообразно с господствовавшим в психологии взглядом в чрезвычайно упрощенном виде. Полагали, что средством общения является знак, слово, звук. Между тем это заблуждение проистекало только из неправильно применяемого к решению всей проблемы речи анализа, разлагающего на элементы.

Слово в общении главным образом только внешняя сторона речи, причем предполагалось, что звук сам по себе способен ассоциироваться с любым переживанием, с любым содержанием психической жизни и в силу этого передавать или сообщать это содержание или это переживание другому человеку.

Между тем более тонкое изучение проблемы общения, процессов понимания и развития их в детском возрасте привело исследователей к совершенно другому выводу. Оказалось, что так же, как невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это, как мы уже знаем, непременно требует обобщения.

Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т е. обобщение становится возможным при развитии общения. Итак, высшие, присущие человеку формы психического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

В самом деле, стоит обратиться к любому примеру, для того чтобы убедиться в этой связи общения и обобщения - этих двух основных функций речи. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, по и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления[23].

Развитие высших функций совершается в общении[24]. Учтя уроки Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится "частной собственностью" ребенка. В связи в этим Выготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия.

Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

"Мышление и речь" (1934) – главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь на передний плац выступило значение слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе[25].

Выготским же было открыто развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой. Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, ими употребляемые, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детская мысль находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.

Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. Выготский обосновал идею, согласно которой "только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию". В связи с этим он ввел понятие о "зоне ближайшего развития". Под ней имелось в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие.

В данном процессе внутренне сомкнуты не только мысль и слово, но и мысль и движущий ею мотив (по терминологии Выготского – аффект). Их интегралом является переживание как особая целостность, которую Выготский в конце своего рано оборвавшегося творческого пути назвал важнейшей "единицей" развития личности. Он трактовал это развитие как драму, в которой имеется несколько "актов" – возрастных эпох.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье...

В своей книге Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» пишет, что проблемы не у ребёнка, а в общении родителя с ребёнком начинаются гораздо раньше, чем многие себе представляют. Практически с первого месяца жизни. Неосознанно, а бывает, что и сознательно родители отрабатывают на своих детях методы из своего детства. Или наоборот прилагают слишком много усилий, стремясь предостеречь, оградить от тягот жизни: пускай в детстве наиграется, а пожить трудностями всегда успеет[26].

Безусловный интерес представляет авторская методика Ю.Гиппенрейтер под названием «активное слушание». Используя её, за короткое время можно узнать о своих детях столько нового, чего раньше невозможно было представить. Вот, что пишет Ю.Гиппенрейтер «Суть методики в возврате плохих эмоций, например, ребёнок говорит вам: «Я не пойду сегодня в школу!», а вы отвечаете: а кто тебя спрашивал, быстро собирайся, почему это не пойдёшь, что случилось. «Ты не выспался сегодня, не хочешь идти в школу», то есть входите в эмоциональное состояние ребёнка и поддерживаете его настроение в утвердительной интонации. Дальше он говорит: «Я себя плохо чувствую, а по математике будет контрольная!», а вы: «Ты нездоров, тебе тяжело будет решать задачи в контрольной работе». Работаете по принципу эха, подменяя слова, чтобы ребёнок не почувствовал подвоха. Если, не дрогнув, выдержать такой диалог, получим удивительные результаты»[27].

Что можно достигнуть, применяя активное слушание? Зачем оно важно?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что мы знаем о его переживании (или состоянии), «слышим» его.

С какого возраста начинают вслушиваться в ребёнка: с первого месяца жизни. Мама повторяет за младенцем его гуление, и он понимает, что его слышат, он не одинок. Есть контакт! Потом он ответит нам благодарностью за труды. Так мы только разовьёте эмоциональный план ребенка, но и предупредим многие проблемы в дальнейшем. Далее мама продолжает находиться с ребёнком на его волне, на уровне его глаз, и он поймёт, что родители – это не возвышающиеся над горизонтом каменные столпы, а близкие люди, которые его слышат. Дети приходят в этот мир со стерильной душой и впитывают в себя впечатления как губка, они всегда настроены на контакт, и в общении с ними важно всё, потому что они всё видят и знают.

Следует избегать общаться с ребенком, находясь в другой комнате, отвернувшись от него. Наше положение по отношению к нему и наша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Нужно быть очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Ю.Гиппенрейтер подробно разбирает примеры на основе активного слушания – когда его применять не стоит или нужно слегка подкорректировать. Овладев системой, родители с удивлением откроют в себе новую вершину: пластичность ума по отношению к своим детям[28].

Подросток опять включил магнитофон. Нам это страшно досаждает. Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями мы никого не сможем: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по нашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что‑то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия[29].

Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Ю.Гиппенрейтер в своих трудах учит, как направлять отрицательные чувства не на ребёнка, не циклить на его личности, ведь неправильным, забитым или чересчур раскованным его сделали именно мы. Поэтому и говорить нужно о себе и за себя.

Когда мы говорим о своих чувствах ребенку, следует говорить от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении

В книге перечисляются очевидные ошибки в воспитании и способы их исправления. Например, если предоставить ребёнку слишком много самостоятельности, он может воспринимать это как отсутствие внимания к себе, мол, родителям всё равно. Множественные ограничения приведут к такому же результату. Маленький ребёнок ещё не знает, какой он, он думает о себе и окружающих именно то, что говорят ему родители. Потом эта проекция будет вести его по всей жизни.

Работа Ю.Б. Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношения в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка.

Н.И. Леонов в своих работах, таких как «Психология делового общения», обобщает подходы к проблеме обобщения, дает понимание, общения и его видов. Автор рассматривает специфику делового общения и описывает феномены социально психологического взаимодействия[30].

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является
регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям,
которые определяются национальными и культурными традициями,
профессиональными этическими принципами.

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя. В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания[31]. Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет – останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоится о своем будущем.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности[32]. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общение – важная духовная потребность человека как об­щественного существа. Потребность человека в общении обус­ловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[33].

Общение включает в себя обмен информацией между участ­никами совместной деятельности, который может быть охаракте­ризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение высту­пает как способ организации совместной деятельности и взаимо­отношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека ока­зывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.

Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.

По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.

2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1985.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983, 265 с.

4. Бодалев А.А.Личность и общение. – М., 1983.

5. Бодалев А.А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.

6. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 1996. – 496 с.

7. Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.

8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.

9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: 1990, 306 с.

10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ. – 2008, 251 с.

12. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.

13. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.

14. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988

15. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004

16. Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.

17. Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.

18. Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.

19. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. – М.: 1979, № 1.

20. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

21. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1973.

22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. - Воронеж: 1997.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Педагогика, “ЦПП”, 1997.

24. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

25. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004. – 528 с.

26. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

27. Обухова. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

29. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. – М.: 1996.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.

31. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. – М.: 1992.

32. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

33. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.

34. http://www.infovolgograd.ru/entertainment/entertainment4.htm


[1] http://www.infovolgograd.ru/entertainment/entertainment4.htm

 

[2] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.

 

[3] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.

 

[4] Бодалев А.А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.

 

[5] Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.

 

[6] Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

 

[7] Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. – М.: 1996.

 

[8] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. – М.: 1992.

 

[9] Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.

 

[10] Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.

 

[11] Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004

 

[12] Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.

 

[13] Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

 

[14] Обухова. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.

 

[15] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

[16] Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 1996. – 496 с.

 

[17] Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

 

[18] Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1973.

 

[19] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.

 

[20] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

[21] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

[22] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.

 

[23] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.

 

[24] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: 1990, 306 с.

 

[25] Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.

 

[26] Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

 

[27] Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

 

[28] Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

 

[29] Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ. – 2008, 251 с.

 

[30] Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.

 

[31] Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: 1997.

 

[32] Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.

 

[33] Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004. – 528 с.

 



2015-12-13 4706 Обсуждений (0)
Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)