Транспортная трассология
Транспортная трасология — раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные различными транспортными средствами и их частями. Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии. Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением. Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы: а) следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке; б) следы отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства; в) следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве; г) отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия. Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт. По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые - при полной блокировке колес в процессе торможения. В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностные и объемные. Поверхностные следы делятся на следы наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивные и негативные. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых частях. По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства. Вид и модель транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля. Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес. База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия. Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование. На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: - шиной какой модели оставлен след; - тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; - в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; - не образован ли след данной шиной; - какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего. Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие. Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом: а) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства; б) кусочки лакокрасочного покрытия; в) обломки частей транспортного средства; г) составные части или крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого — модель транспортного средства. Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трасологическую и материаловедческую экспертизы Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего, при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки. Изучение следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия Следы выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и динамические. Локализация следов зависит от вида столкновения. При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: - встречные — при движении транспортных средств во встречном направлении; - попутные — при движении транспортных средств в одном направлении; - угловые — при движении транспортных средств под углом друг к другу
Механоскопия Механоскопия - раздел трасологии, изучающий следы орудий взлома, производственных механизмов, замки, пломбы и разрабатывающий средства, приемы и методы их использования в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений. Следы орудий взлома чаще всего остаются при полном или частичном разрушении преград, для чего, в основном, используют средства механического воздействия. Предметы и инструменты, используемые в качестве орудий взлома, можно подразделить на следующие группы: а) инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (отвертка, стамеска, долото, топор и т.п.); б) предметы, специально изготовленные для вскрытия хранилищ и разрушения преград (отмычки, «гусиная лапа» и др.); в) «случайные» предметы (металлические пруты и т.п.). В результате применения орудий и инструментов на взломанных преградах остаются: · следы-отображения - объемные и поверхностные (например, вдавленный след на деревянной двери, в котором отобразились форма и размеры рабочей части ломика-гвоздодера; комплекс царапин-трасс на металлическом сейфе); · следы-предметы (например, части преграды, запорных устройств, орудий); · следы-вещества (например, стружки, опилки, частицы разрушенной преграды). Криминалистическое значение следов орудий взлома заключается в возможности решения при их исследовании криминалистических задач двух групп (диагностических и идентификационных). Диагностические задачи: · установление механизма взлома и отдельных обстоятельств события (например, с какой стороны произведено разрушение преграды, количество участников взлома); · определение признаков лица, совершившего взлом (например, примерного роста, возраста, пола); · установление групповой принадлежности орудия взлома (например, по форме, размерам объемного следа, образованного рабочей частью стамески на дверной обвязке). Идентификационные задачи: · идентификация орудия взлома; · установление факта использования одного и того же орудия при совершении двух или более преступлений. Зачастую при расследовании преступлений возникает необходимость в исследовании изделий массового производства, являющихся носителями следов производственного происхождения (пуговицы, скрепки, стекло фарных рассеивателей и т.п.). Цель исследования подобных объектов - установление общего источника происхождения, которая конкретизируется в решении следующих задач: · не изготовлено ли исследуемое изделие на конкретном производственном механизме (идентификация агрегата); · не принадлежат ли исследуемые изделия к одной партии выпуска (установление факта изготовления нескольких изделий с применением одного и того же производственного механизма). В механоскопии в качестве самостоятельных объектов исследования рассматривают и такие следы-предметы как запирающие механизмы (замки) и предохранительные устройства (пломбы, закрутки). Типичными вопросами, решаемыми в ходе исследования замков, являются: · исправен ли запирающий механизм замка, если нет, то пригоден ли он для запирания; · в отпертом или запертом состоянии замка произведен его взлом; · орудием какого типа взломан замок; · можно ли отпереть замок без нарушения целостности бумажного контрольного вкладыша; · каким способом отперт замок и др. При исследовании пломб могут быть решены диагностические и идентификационные задачи. Диагностические задачи: · вскрывалась ли пломба, если да, то каким способом; · не производилось ли повторное навешивание пломбы; · не повреждена ли часть проволоки (бечевы), находящаяся внутри пломбы; · каково содержание цифровых и буквенных обозначений на контактных поверхностях исследуемой пломбы и др.; Идентификационные задачи: · не образованы ли оттиски на поверхностях исследуемой пломбы конкретными пломбировочными тисками; · не образованы ли оттиски на поверхностях нескольких пломб одними и теми же пломбировочными тисками; · не образованы ли повреждения на исследуемой пломбе представленным предметом.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |