Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полевая фольклористика



2015-12-13 590 Обсуждений (0)
Полевая фольклористика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, вспомним основные понятия курса - что изучает фольклористика, что такое фольклор?

Можно ли сказать, что фольклор исчезает? Нет, меняются формы, но сам фольклор как устная речевая культура не м. исчезнуть.

Всп.омним схему родов и видов (жанров) фольклора

I. Обрядовая поэзия:

1) календарная (зимний, весенний, летний, осенний циклы);

2) семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);

3) заговоры.

II. Необрядовый фольклор:

1) эпические прозаические жанры:

а) сказка (волшебные, социально-бытовые, о животных);

б) несказочная проза:

- предания,

- легенды,

- демонологическая проза (былички, поверья и др.)

2) эпические стихотворные жанры:

а) былины;

б) исторические песни;

в) балладные песни;

г) духовные стихи.

3) лирические жанры народной поэзии:

а) протяжные лирические песни;

б) плясовые, игровые, хороводные (частые) песни;

в) частушка.

4) драматические жанры:

а) ряженья, игры, хороводы;

б) сцены и пьесы;

5) малые жанры фольклора:

а) пословицы,

б) поговорки,

в) загадки.

 

В чем недостаток такой классификации? Почему она условна?

Некоторые тексты могут попадать сразу в несколько разрядов - напр., свадебная песня (обрядовый текст + лирическая песня), также хороводные песни м.б. приурочены к календарным точкам (напр., троицко-семицкие обряды). В таком случае используем комбинированную характеристику.

Что такое «поле» в фольклористике? Это естественная среда бытования фольклорных текстов. Чаще всего сельская местность + бабушки, но необязательно.

Фольклорный текст устный по природе, поэтому письменная фиксация должна учитывать этот аспект. Необходимо использовать технические средства - диктофон.

Основные принципы записи текстов фольклора

1. Запись должна производиться только в момент исполнения, а не по памяти.

2. Запись должна быть точной, слово в слово, включая частицы и междометия - это называется расшифровка записи.

3. Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.

4. В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения.

5. Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.

6. Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения. И вообще предварительно установить хороший контакт, адекватно объяснить Ваши цели. Можно сказать, что это Ваше учебное задание, Вы изучаете фольклор и культуру родного края.

7. Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.

8. Каждый текст необходимо паспортизировать.

Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:

Фамилия, имя, отчество исполнителя. Иванов Петр Сергеевич

Год рождения. 1947

Образование (если нет, умеет ли читать и писать) Среднее

Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист

Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).

Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.

Дата записи (число, месяц, год). 10 августа 2005 г.

Фамилия, имя, отчество собирателя. Петрова Мария Ивановна

Примечание

Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7.

 

Порядок записи текстов.

Сначала установить контакт с информантом, поговорить. Можно уже в процессе этой беседы включить диктофон и начать беседу по опроснику обрядового фольклора (но необязательно с этого начинать).

Попутно с записью диктофонной и перед этим делать пометки в полевой дневник: данные для паспортизации текста, примечания (например, - как исполнитель сам определяет жанр произведения; от кого и где перенял; когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется произведение; записано как воспоминание или активно бытует).

После записи делается расшифровка - см. выше ее принципы (желательно интересные моменты интервью + собственно фольклорные тексты разных жанров). Примерный объем - 20 стр. Таблицы с указанием жанров и исполнителей.

Распечатка + файл в формате Word + аудиофайл (можно на электронном носителе, м. выслать).

Составление итогового отчета по практике (см. образцы и титульные листы).

Вопросы к отчету по собиранию фольклора

1. Где (село, район, область) и в какие сроки проходил практику?

2. Какова история данного населенного пункта?

3. В каких условиях Вам довелось быть свидетелем исполнения фольклорных произведений?

4. Какие и как исполнялись календарные обряды (зимние, весенние, летние, осенние), календарные песни (колядки, подблюдные и масляничные песни, веснянки и др.)?

5. Как исполнялся свадебный обряд, какие при этом звучали свадебные песни?

6. Какие протяжные и частые лирические песни Вами записаны?

7. Какие тематические группы частушек Вы записали?

8. Исполняются ли в Вашем селе, городе духовные стихи?

9. Какие произведения прозаических фольклорных жанров Вы записали (сказки, предания, легенды, былички)?

10. Какие записаны произведения детского фольклора?

11. Сколько записано текстов произведений различных жанров?

12. Перечень произведений (жанров) традиционного фольклора, получивших широкое распространение в обследуемой местности.

13. Общее впечатление о современном состоянии фольклора, о происходящих в нем процессах.

14. Характеристика репертуара и исполнительской манеры 1− 2 наиболее ярких исполнителей.

15. Ваши предложения по улучшению практики.

16. Ваши впечатления о фольклорной практике.

 

Обзор вопросов по календарной и семейной обрядности - см. презентацию лекции по обрядности.

 



2015-12-13 590 Обсуждений (0)
Полевая фольклористика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полевая фольклористика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)