Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законы и закономерности обучения



2015-12-13 1133 Обсуждений (0)
Законы и закономерности обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Законы и закономерности процесса обучения исследовали И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.П. Подласый, Н.Н. Палтышев, Б.С. Гершунский и др. Законы процесса обучения, как и законы вообще, иерархизованы и имеют, во-первых, неодинаковый уровень общности (всеобщий, общий, специальный), т.е. речь идет об охватываемом ими «пространстве» (площади). Во-вторых, они относятся к разным звеньям учебного процесса, о которых мы только что говорили. В учебном процессе также проявляются закономерности психологические, гносеологические, логические, социальные, кибернетические, так как учебный процесс имеет и соответствующие аспекты. Дидактика, естественно, пользуется данными этих наук, но не в прямом заимствовании, а в качестве материала. Специфика дидактических законов и закономерностей, по И.Я. Лернеру, состоит в том, что она отражает «устойчивые зависимости между всеми тремя элементами обучения — деятельностью преподавания, деятельностью учения и объектом усвоения, т.е. содержанием образования».

Что касается конкретно сформулированных законов и закономерностей процесса обучения, то И.Я. Лернер (1980) делит их на 2 вида:

а) «присущие всякому обучению, где бы и когда бы оно не возникало»;

б) закономерности, которые проявляются не всегда, а в зависимости «от характера деятельности обучающего и обучающихся и средств, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются»‘. В книге, опубликованной двумя годами позже, И.Я. Лернер приводит конкретные примеры закономерностей (или то, что в нашем понимании — законы обоих видов):

1) воспитывающий характер обучения;

2) целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;

3) обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

4) соответствие целей ученика целям учителя, который учитывает способы усвоения изучаемого содержания.

Этот же исследователь называет еще и другие законы.

Закономерности второй группы, по И.Я. Лернеру, многочисленнее (до 13). Причем, автор исследования этот список законов процесса обучения не считает исчерпанным.

Большой интерес представляют суждения и взгляды исследователя И.П. Подласого по вопросу законов процесса обучения. Ученый группирует эти законы (он их называет закономерностями) по компонентам системы целостного процесса обучения. Этих групп 7: общая и 6 групп конкретных. Общее количество этих закономерностей доходит до 82. В группе общих закономерностей И.П. Подласый сформулировал закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, управления обучением и стимулирования. Конкретные закономерности структурированы так: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные. Мы приводим в качестве примера по одной закономерности из каждой группы, надеясь, что заинтересованный читатель обратится к монографиям этого исследователя.

Общая закономерность: цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

Дидактическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

Гносеологическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.

Психологическая закономерность: продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

Кибернетическая закономерность: эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

Социологическая закономерность: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

Организационная закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

Такой широкий спектр законов целостного процесса обучения, бесспорно, «находка», ориентир для педагогов-исследователей, методистов, авторов учебных средств для учащихся. Вместе с тем очевидна и громоздкость приводимых закономерностей для преподавателя-практика. Нужно выбрать «золотую середину» и дать портативную систему соподчиненных, лаконично сформулированных законов процесса обучения. Ею мог бы пользоваться учитель-практик в повседневной деятельности. Очевидно, необходимо оставить столбовые, так сказать, генеральные законы, и дать их в структуре и системе, построенной по принципу иерархии, а не только рядоположенно. Эта задача чрезвычайно сложна, и ее решение ждет новых исследователей.

Современные дидактические исследования и практика позволяют в качестве основных законов обучения выдвинуть следующие.

1. Обучение есть четырехсторонний процесс взаимодействия цели, обучающего, обучаемого и содержания образования. Это основные компоненты, без любого из них нет обучения как процесса. Отсутствует цель — нет системы. Отсутствие обучающего в данный момент можно восполнить самообразованием, но это не означает полного отсутствия обучающего, например, составителя программы, учебника и пособий, программированного курса. В этом случае обучающий присутствует до момента самообразования, он задает учащемуся цель, определяет содержание и предлагает методику изучения материала.

Из этого закона вытекает целый ряд частных законов, характеризующих взаимодействие цели с преподавателем, учеником, содержанием обучения: взаимодействие преподавателя с учеником, обеспечивающим со-процесс или, точнее, бинарный процесс, состоящий из двух частей; взаимодействие преподавателя и ученика с содержанием образования и др. Процесс обучения, подчиняющийся этим частным законам, будет закономерным, а результат — предсказуемым с большой вероятностью.

2. Закон педагогической гармонии по Н.Н. Палтышеву, в дидактическом процессе означает гармоническое сочетание и взаимосвязь всех его атрибутов (компонентов и элементов): содержания и форм, методов и средств, организации управления. Этот закон, имеющий давнюю историю, найден (выведен) опытным путем и нуждается в теоретическом обосновании.

3. Обучение развивает и воспитывает личность. Это положение признают теоретики и практики, но не все называют его законом. Но оно действует объективно как закон, проявляется всегда и всюду, при любой системе и типе обучения. Из него вытекает много других положений-законов, подчиненных ему и тоже относящихся к разным этапам и звеньям процесса обучения.

Эти три закона занимают верховенствующее положение в дидактическом процессе. Из них происходят и им подчиняются многие частные законы, а затем — принципы и правила обучения, обеспечивающие желаемый результат.

 



2015-12-13 1133 Обсуждений (0)
Законы и закономерности обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законы и закономерности обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)