Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования




Тема 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Цель:осмысление понятия образования, сравнительно-сопоставительный анализ понятий образование и педагогический процесс, осознание категории педагогический процесс, развитие умений работать с текстовыми материалами, развитие умения осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ.

Вопросы и задания

1. Образование как предмет педагогики.

2. Образование как часть общественного явления и педагогический процесс:

· этимология слова «образование»,

· образование как ценность,

· образование как система,

· образование как процесс,

· образование как результат.

3. Педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. Подумайте, оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Свой ответ подробно аргументируйте.

Практическая часть

1.

2.

Дефиниция – истолкование понятия.

3.

Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо актуальную, на ваш взгляд, проблему в современной педагогической науке:

ƒКакого знания не хватает педагогам?

ƒКакие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?

ƒПочему наличие этого знания оптимизирует образовательную практику в ее направлении к гуманитарности?

ƒКакие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?

4.

Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями. Отразите свои размышления в эссе. Какие из высказываний кажутся вам наиболее убедительными и почему? Может ли существовать педагогическая наука без педагогической практики и наоборот? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств... Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества (К. Д. Ушинский).

Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела (Л. Н. Толстой).

Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде отдельных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика (П. П. Блонский).

Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности (К. Д. Ушинский).

5. Заполните пропуски в таблице:

 

Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования

Цели:рассмотреть методы и способы изучения педагогической действительности и педагогической деятельности, ознакомить с методологией педагогической науки, дать представления о методологических подходах как основах педагогики.

Вопросы и задания

  1. Как и для чего изучается педагогическая деятельность?
  2. Как организуется педагогическое исследование? Какова его логика?
  3. Что такое методология педагогики? Какие уровни методологии принято выделять?
  4. Философия – методологическая основа педагогики. Характеристика основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
  5. Какие основные методологические подходы выделяются в педагогической науке?
  6. Что такое методы педагогического исследования? Какова их классификация?
  7. Что относят к методам эмпирического познания?
  8. Что выделяют в качестве методов теоретического познания?
  9. Каковы статистические и математические методы?

Практическая часть

1. В сформулированной к предыдущему занятию теме, обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).

2. Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте, чтобы список терминов был непротиворечивым.

3. Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.

4. Заполните таблицу:

Философское направление Представители Основные понятия, идеи, положения Взгляды на образование школу
1. Прагматизм      
2. Позитивизм, неопозитивизм      
3. Экзистенциализм      
4. Неотомизм      
5. Бихевиоризм, необихевиоризм      
6. Диалектический материализм      

Литература

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2010. – 176с.
  2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика. – М.: Академический проект, 2008. - 287 с.
  3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
  4. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. – 152 с._
  5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1111)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)