Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема истины в философии и науке.Критерии истины.Истина и ложь.Истина и заблуждение.Роль практики в установлении истины



2015-12-13 1746 Обсуждений (0)
Проблема истины в философии и науке.Критерии истины.Истина и ложь.Истина и заблуждение.Роль практики в установлении истины 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?». Классическая концепция истины возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений. Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем: 1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность. 2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания. 3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна. Решающим критерием истины является практика, которая позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами.

Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения - это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации.

Истина - это категория логики и теории познания, выражающая соответствие наших знаний о мире самому миру. Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

26.Научное познание и его особенности.Эмпирическое и теоретическое знание.Наблюдение,эксперемент,гипотеза,теория.

Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы. Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией. Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.“Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов”.Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.Эмпирические методы познания:Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону ,сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.Теоретические методы познания:Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета;синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков;абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны.формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде;аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;моделирование — создание и изучение заместителя ,идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней;дедукция - движение от общего к частному;индукция — движение от частного к общему утверждению.Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

27.Научная рациональность.Исторические типы рациональности.

Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект, важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, м. охарактеризовать как три исторических типа научно рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер .Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

28.Позитивистские концепции в методологии науки(О.Кант,Э.Мах,М.Шлик).Критерий верификации.

Французский мыслитель Огюст Кант считал, что накопление положительного, позитивного опыта, дисциплинаризация научной деятельности, исследование индуктивных логических процедур опытного знания являются тем единственным, что достойно внимания позитивной философии. Он сформулировал закон постоянного подчинения воображения наблюдению, с точки зрения которого наблюдение – универсальный метод приобретения знания.Однако поскольку наблюдаются лишь явления, а причины и сущности наблюдению не поддаются, то и научное знание по своей природе оказывается описательным и феноменальным. В связи с этим место объяснения у О. Конта занимает описание. Вместе с тем предвидение в качестве функции позитивной философии провозглашается как наиболее важная и значимая способность положительного мышления.О. Конт утверждал: для того чтобы понять позитивный метод, нужно изучать его приложения, поэтому психологи не правы, когда считают, что одним только чтением правил Ф. Бэкона или рассуждений Р. Декарта можно построить позитивный метод.

Основоположники второго этапа позитивизма Эрнст Мах (1838–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896) развили методологию эмпиризма, усилив роль экономного описания реальности. Такая экономия достигалась за счет фиксации совокупности "элементов мира", в качестве которых рассматривались данные ощущений. При этом анализ "элементов мира", или ощущений, проводился без обращения к самому этому миру (экономия на объективном мире!). Налицо субъективистская линия в интерпретации бытия, понимание мира как совокупности ощущений исследователя.Так, для Э. Маха научное понятие означает только "определенный род связи чувственных элементов", а теория и наблюдение различаются только количественно (числом взаимосвязанных "элементов"), а не по своей сущности, поэтому "великие общие законы физики для любых систем масс, электрических, магнитных систем и т.д. ничем существенным не отличаются от описаний". Отсюда цель науки – простое и экономноеописание фактов. Наука, по Э. Маху, выполняет прежде всего адаптивно-биологическую функцию, помогая человеку ориентироваться в жизни.Э. Мах различает прямое описание и косвенное (непрямое) описание, которое основано на других описаниях. Научные теории и есть совокупность непрямых описаний. Однако методологические возможности теории ученый объясняет не логикогносеологически, а психологически: объяснить, по Э. Маху, – значит сделать вновь открытое явление столь же привычным, как ранее известное.

Основатель Венского кружка философии науки (логических позитивистов) Мориц Шлик (1882–1936) утверждал, что "не существует других способов проверки и подтверждения истин, кроме наблюдения и эмпирической науки", а поскольку философия не в состоянии проверять суждения подобным образом, то она "не является системой утверждений: это не наука". С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются (проверяются, доказываются). Таким образом, научно осмысленными фактами могут считаться только высказывания о наблюдаемых феноменах. Это означало, что все подлинно научное знание должно быть редуцировано к чувственным данным.

29.Постпозитивские концепции в методологии науки. Критерий фальсификации(К.Поппер,Т.Кун,П.Фейерабенд)

По­зити­визм — нап­равле­ние в на­уке и фи­лосо­фии, ис­хо­дящее из «по­зитив­но­го», т. е. из дан­но­го, ус­той­чи­вого, фак­ти­чес­ко­го, не­сом­ненно­го, и ог­ра­ничи­ва­ет им свое из­ло­жение и ис­сле­дова­ние, а ме­тафи­зичес­кие объ­яс­не­ния счи­та­ет те­оре­тичес­ки не­осу­щес­тви­мыми и прак­ти­чес­ки бес­по­лез­ны­ми.Ло­гичес­кий по­зити­визм — фи­лософ­ское те­чение, сов­ре­мен­ная фор­ма по­зити­виз­ма.Пос­тпо­зити­визм — мно­жес­тво кон­цепций, при­шед­ших на сме­ну ло­гичес­ко­му по­зити­виз­му (не­опо­зити­виз­му).Сто­рон­ни­ки раз­личных пос­тпо­зити­вист­ских нап­равле­ний во мно­гом не сог­ласны друг с дру­гом, кри­тику­ют ус­та­рев­шие пред­став­ле­ния не­опо­зити­виз­ма, при этом сох­ра­няя по от­но­шению к не­му пре­емс­твен­ность.Ос­новной иде­ей пос­тпо­зити­виз­ма яв­ля­ет­ся ра­ци­ональ­ный ме­тод поз­на­ния.Яр­чай­шие пред­ста­вите­ли пос­тпо­зити­виз­ма:— Карл Поп­пер;— Им­ре Ла­катос;— Пол Фей­ера­бенд;— То­мас Кун.

1. Од­ним из са­мых ин­те­рес­ных пред­ста­вите­лей пос­тпо­зити­виз­ма яв­ля­ет­ся сов­ре­мен­ный ан­глий­ский фи­лософ Карл Поп­пер.По мне­нию Поп­пе­ра, за­дача фи­лосо­фии на­уч­но­го поз­на­ния сос­то­ит в раз­ре­шении проб­ле­мы рос­та зна­ния. Рост зна­ния мо­жет про­изой­ти в про­цес­се ра­ци­ональ­ной дис­куссии, выс­ту­па­ющей кри­тикой су­щес­тву­юще­го зна­ния. Фи­лосо­фия Поп­пе­ра по пра­ву счи­та­ет­ся кри­тичес­ким ра­ци­она­лиз­мом.Сог­ласно Поп­пе­ру, уче­ные де­ла­ют от­кры­тия, пе­рехо­дя от ги­потез к еди­нич­ным выс­ка­зыва­ни­ям, воп­ре­ки су­щес­тву­юще­му мне­нию ин­дукти­вис­тов — от фак­тов к те­ории. На­уч­ной те­ори­ей Поп­пер на­зыва­ет кон­цепцию, под­да­ющу­юся со­пос­тавле­нию с опыт­ны­ми дан­ны­ми, а зна­чит, в лю­бой мо­мент она мо­жет быть сфаль­си­фици­рова­на. Фи­лосо­фия не под­да­ет­ся фаль­си­фика­ции, а зна­чит, фи­лосо­фия не име­ет на­уч­но­го ха­рак­те­ра. Фи­лосо­фия у Поп­пе­ра выс­ту­па­ет как ос­мысле­ние рос­та на­уч­но­го зна­ния и вклю­ча­ет прин­ци­пы ра­ци­ональ­но-кри­тичес­кой дис­куссии, фаль­си­фика-ци­она­лиз­ма, фал­ли­болиз­ма.

3. Пол Фей­ера­бенд — аме­рикан­ский фи­лософ, выс­ту­па­ющий с кри­тикой ку­муля­тивиз­ма, сог­ласно ко­торо­му раз­ви­тие зна­ния про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те пос­те­пен­но­го на­коп­ле­ния зна­ний.Этот мыс­ли­тель яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­ком те­зиса о не­со­из­ме­римос­ти те­орий. По мне­нию Фей­ера­бен­да, плю­рализм дол­жен гос­подс­тво­вать как в по­лити­ке, так и в на­уке.Зас­лу­гой аме­рикан­ско­го мыс­ли­теля яв­ля­ет­ся нас­той­чи­вый от­каз от при­об­ретших ус­той­чи­вые чер­ты иде­алов клас­си­чес­кой на­уки, на­ука пред­став­ля­ет со­бой про­цесс раз­мно­жения те­орий, в ко­тором нет еди­ной ли­нии.

4. Дру­гой аме­рикан­ский фи­лософ То­мас Кун вслед за Фей­ера­бен­дом кри­тику­ет схе­му раз­ви­тия на­уки, пред­ло­жен­ную Поп­пе­ром.Ос­новной иде­ей Ку­на яв­ля­ет­ся то, что в раз­ви­тии на­уч­но­го зна­ния боль­шую роль иг­ра­ет де­ятель­ность на­уч­но­го со­об­щес­тва и осо­бую зна­чимость име­ют со­ци­аль­ные и пси­холо­гичес­кие мо­мен­ты.

30. .Философия техники.Техническое знание и технические науки.Структура инженерной деятельности и ее философское значение.

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения человеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Техника как «производительные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство.Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний.Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. Конечно, можно рассматривать технику как самостоятельный феномен, но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст социального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует.Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Но в то же время и сам человек — продукт своей технической деятельности.Чем менее материальной, физической или наглядной является техническая имитация человека, тем сложнее овладеть техникой и контролировать ее.Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить,- дз что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления:инженерная философия техники;гуманитарная философия техники.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения.

31Философская техникаКак только мы обращаемся к философии техники, на нас сразу же обрушивается масса проблем. И чем глубже мы вникаем в суть дела, тем больше проблем и неясностей. На самом деле, разве не достаточно определить технику как совокупность технических устройств, орудий труда, машин, станков, сооружений? Вроде самодостаточны и другие определения техники, например: техника — это инструмент, который использует человек для удовлетворения своих потребностей; техника — это использование природы в интересах человека; техника — это практическое воплощение наук, особенно естественных; техника — это двигатель прогресса. не только техника дополняет и удлиняет несовершенные человеческие органы в процессе труда, но и сам человек в известной степени дополняет орудия труда своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. Он их дополняет, поскольку сами орудия слишком не совершенны, чтобы автоматически осуществлять трудовые функции, он их дополняет на столько, чтобы такое функционирование было возможным. в отличие от ремесленного, где человек является хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь необходимым придатком станка — машины, которая сама выполняет какую-то тысячную часть процесса. Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками машины, тем не менее они — непременные участники производства без которых машины оказываются бесполезными — ржавеют, портятся и так далее. Процесс взаимодействия общества с природой приобретает антагонистический, глубоко противоречивый характер. Вся мощь машинной техники нацеливается на покорение природы. Универсальная паровая рабочая машина, металлообрабатывающие станки с суппортом, новые средства связи и транспорта, строительная и горная техника ориентируется на подчинение человеку сил и веществ природы.В общественном мнении складывается уверенность в безграничных природных богатствах а сама природа рассматривается как бездонный резервуар, куда можно сбрасывать промышленные и бытовые отходы. Общество стало проявлять хищническое отношение к природным богатствам, нисколько не заботясь об охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Такое отношение к природе привело к двум, возможно роковым для человечества, последствиям. С одной стороны, произошло истощение природных ресурсов в том числе и невосполняемых. Эти ресурсы оказались далеко не безграничными. Возникла перспектива в недалеком будущем исчерпаемости энергетических ресурсов (уголь, нефть, газ) и сырьевых ресурсов (цветные металлы, некоторые виды минерального сырья и др.). С другой - происходит загрязнение природной среды в силу того, что скорость переработки природой промышленных и бытовых отходов меньше скорости их поступления в природную среду Эти два следствия хищнического отношения к природе приобрели в наши дни глобальный характер и привели к экологическому кризису.Таким образом, экологический кризис является результатом непродуманной, антирациональной деятельности самих людей, их бездушного отношения к природе.

с социокультурной точки зрения проблема «мозг и машина» - это проблема сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому рассмотрение компьютера в качестве абсолютной модели человека, их отождествление расценивается многими специалистами как угроза человеческому существованию. Второй вопрос — какова природа и суть творчества, может ли оно быть имитируемо компьютером? Представим две взаимоисключающие позиции: согласно первой творчески — эвристические особенности мыслительного процесса человека всегда ускользают от моделирования на компьютере. Согласно другой позиции - и сегодняшние результаты «мыслительных» операций машины казались когда-то недостижимыми. Поэтому имитация компьютером рациональных способностей человека — дело времени.

Третий вопрос проблемы «мозг машина» - это логика человеческого мозга, основанная на конструировании образов, и «логика» машины, основанная на распознавании образов. Машина «схватывает» объект в статике и характеризует его по принципу «да» или «нет», «либо- либо», «если то — то…». Человек способен схватить противоречивую природу объекта по принципу «и да и нет», «и то и другое», выразить и охарактеризовать любой объект в его динамике, как процесс, как его становление. Таким образом, это вопрос о творческой природе культуры, то есть, с одной стороны, о технике как результате творения человека, а с другой — о потенциале техники, усиливающем его творческие возможности и способности

32 фил. понимание обществаИзучение общества является предметом социальной философии. Для философского подхода к познанию общества характерно стремление осмыслить его сущность, понять особенности, отличающие социальную реальность от природной реальности.
Понятие «общество» многозначно. С философской точки зрения общество есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.
В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания
Общественное бытие определяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят способ производства материальных благ; экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена.
Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым. Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом. Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.. Вся история человечества — это история взаимодействия его с природой, с географической средой

33. Формационный подход к развитию общества. Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс. общество в своём развитии проходит через определённые этапы– первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства люди и предметы труда. Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности . формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам. Цивилизационный подход к развитию общества.

Появляется само понятие«цивилизация», имеющее несколько значений:

1. триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству

2. страна (народ) в развитом состоянии

Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», сакральной (священной) ценности.

О.Шпенглер («Закат Европы») называет восемь внешних культур : египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). Рождение культуры есть пробуждение внешней души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию – стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города-гиганты, безверие, масса вместо народа. Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой принадлежит именно к ней. Основные средства исследования – вживание, интуиция, тонкая фантазия.

А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этого подхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения – роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает, что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество,объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий – культура.

34.Человек и мир в современной философии.Природное(биологическое),общественное(социальное) и духовное в человеке.Индивид и личность.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека: Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями, но и психологическими свойствами .Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

35.Антропосоциогенез и его комплексный характер. Проблема сознания в философии. Проблема жизни, уникальности и множественности во Вселенной. Антропный принцип.

Выделение человека из животного мира — столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа. Важнейшая черта антропосоциогенеза — его комплексный характер. Поэтому неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее» — язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда. Однако, соглашаясь с этим, нельзя сразу же не принять во внимание, что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Существуют различные историко – философские проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание – это ц



2015-12-13 1746 Обсуждений (0)
Проблема истины в философии и науке.Критерии истины.Истина и ложь.Истина и заблуждение.Роль практики в установлении истины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема истины в философии и науке.Критерии истины.Истина и ложь.Истина и заблуждение.Роль практики в установлении истины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.054 сек.)