Психология и педагогика
Наука психология изучает основные законы психической деятельности, ставит своей задачей проследить следы её развития, вскрыть лежащие в её основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в паталогических состояниях, провести границу между нормой и патологией. Основные функции психологии: 1. Отражение; 2. Регуляторная – проявляется в том, что в процессе отражения субъект получает и перерабатывает информацию об окружающем мире, и на основе полученной информации происходит регулирование, подстраивание к условиям существования индивида. Психика – активный процесс, дающий возможность оптимально приспособиться к условиям жизни.
Психическую деятельность, психическое отражение мы рассматриваем на 2х уровнях: 1. Её развитие в процессе филогенеза, тоесть от первых элементарных форм до высшей формы развития человека 1) В процессе филогенеза первоначально возникает физическое отражение. Оно пассивно, и при более сильном воздействии происходит разрушение. 2) В процессе эволюции появляется физиологическое отражение, как функция живой материи в определённых пределах, границах, позволяющих активно приспосабливаться к условиям существования, но при выходе за эти пределы субъект погибает. Для того ,чтобы процесс приспособления стал более гибким и активным, в процессе эволюции появляется следующая форма : психическое отражение . Это опережающее отражение, это отражение нейтрального сигнала, дающего информацию о наличии жизненно важного признака. 3) Первая сигнальная система – информация получена при помощи органов чувств, то есть при появлении воздействия раздражителя на рецептор ( чтобы понять надо увидеть, услышать, и т.д.) 4) Вторая сигнальная система. Знаково-символическая форма отражения, когда определённый символ соответствует определённому биту информации. Появление второй сигнальной системы дало возможность приспособиться не только к текущему моменту, но и предвидеть будущее. Чем длиннее цепочка нейтральных сигналов, тем выше уровень приспособления, тем лучше отражение. Высшей формой второй сигнальной системы является речь, когда условному звукосочетанию приписывается определённое значение. 2. В процессе онтогенеза – от рождения до смерти человека. Существует определённая парадоксальность в рассмотрении и изучении психических явлений: 1. Одновременно существуют знания о психологии научные и житейские. Различие: житейские знания часто совпадают с научными, но содержание и значение различны. Житейские обусловлены житейским опытом. Термины используем, но глубинного содержания не понимаем. 2. Психология – это наука одновременно древняя и молодая. Основы психологических знаний появились ещё в V веке до н.э. в трудах древнегреческих философов, и по настоящее время мы используем ассоциативную теорию памяти, сформулированную Аристотелем. Гипократ придумал, а Гален описал 4 вида темпераментов. Датой возникновения психологии как науки считается 1879 год – в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. 3. Психический процесс одновременно материален и идеален. Материален по субстрату, т.е. для наличия психики необходим здоровый головной мозг, принимающие рецепторы и передающие пути. Если хотя-бы одно из звеньев нарушено, то возникает нарушение. Идеален по содержанию ,т.е. информационное поле скрыто от человека. Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый - к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям. Процессы, происходящие в мозге, скрыты. Для физиологического процесса нет нет разделения на результат и процесс. Он относится только к органам, которые он реализует. Особенность психики связанна с тем, что физиологическая составляющая психических процессов практически не представлена , что является следствием эволюции приспособительных свойств психики. 4. Каждый психический процесс субъективен и объективен одновременно. Субъективен по содержанию и объективен как реальная картина мира. Первый субъективный момент определяется возможностями отражающего сигнал органа чувств ( орёл видит в 100 раз лучше человека, обоняние собаки гораздо лучше человеческого, у крыс есть орган, чувствующий радиацию). Второй субъективный момент обусловлен мативированностью, жизненным опытом. 5. Завершением развития психики является появление сознания. Парадоксальность появления сознания связанна с тем, что человек становится субъектом и объектом одновременно. Как объект, я действую, а как субъект, я наблюдаю, контролирую,понимаю. Признаки проявления сознания Функции сознания: 1. Человек выделяет себя из окружающего мира 2. Человек дифференцирует ощущения, полученные своим телом от ощущений, полученных другими телами. 3. Человек способен устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира, а также, между ними и собственными действиями. 4. Человек отдаёт отчёт о своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях. 5. Человек способен планировать свои действия, предвидеть их результаты, оценивать их последствия, то есть способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий. Сознание характеризуется: 1. Интенциональностью, т.е. направленностью на предмет 2. Активностью 3. Способностью к рефлексии, самонаблюдению 4. Мотивационно-целостным характером 5. Различной степенью ясности, как общезначимыми моментами его определения Функции, обеспечивающие организацию сознания 1. Познавательная – приобретение и накопление знаний 2. Творчески-конструктивная, отражается в опережающем отражении и мысленном моделировании будущего и целенаправленной модернизации настоящего 3. Регуляторно-управляющая 4. Прогностическая – планы и их осуществление 5. Систематизирующая 6. Описательная
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |