Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология и педагогика



2015-12-13 224 Обсуждений (0)
Психология и педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука психология изучает основные законы психической деятельности, ставит своей задачей проследить следы её развития, вскрыть лежащие в её основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в паталогических состояниях, провести границу между нормой и патологией.

Основные функции психологии:

1. Отражение;

2. Регуляторная – проявляется в том, что в процессе отражения субъект получает и перерабатывает информацию об окружающем мире, и на основе полученной информации происходит регулирование, подстраивание к условиям существования индивида. Психика – активный процесс, дающий возможность оптимально приспособиться к условиям жизни.

 

Психическую деятельность, психическое отражение мы рассматриваем на 2х уровнях:

1. Её развитие в процессе филогенеза, тоесть от первых элементарных форм до высшей формы развития человека

1) В процессе филогенеза первоначально возникает физическое отражение. Оно пассивно, и при более сильном воздействии происходит разрушение.

2) В процессе эволюции появляется физиологическое отражение, как функция живой материи в определённых пределах, границах, позволяющих активно приспосабливаться к условиям существования, но при выходе за эти пределы субъект погибает. Для того ,чтобы процесс приспособления стал более гибким и активным, в процессе эволюции появляется следующая форма : психическое отражение . Это опережающее отражение, это отражение нейтрального сигнала, дающего информацию о наличии жизненно важного признака.

3) Первая сигнальная система – информация получена при помощи органов чувств, то есть при появлении воздействия раздражителя на рецептор ( чтобы понять надо увидеть, услышать, и т.д.)

4) Вторая сигнальная система. Знаково-символическая форма отражения, когда определённый символ соответствует определённому биту информации. Появление второй сигнальной системы дало возможность приспособиться не только к текущему моменту, но и предвидеть будущее. Чем длиннее цепочка нейтральных сигналов, тем выше уровень приспособления, тем лучше отражение. Высшей формой второй сигнальной системы является речь, когда условному звукосочетанию приписывается определённое значение.

2. В процессе онтогенеза – от рождения до смерти человека.

Существует определённая парадоксальность в рассмотрении и изучении психических явлений:

1. Одновременно существуют знания о психологии научные и житейские. Различие: житейские знания часто совпадают с научными, но содержание и значение различны. Житейские обусловлены житейским опытом. Термины используем, но глубинного содержания не понимаем.

2. Психология – это наука одновременно древняя и молодая. Основы психологических знаний появились ещё в V веке до н.э. в трудах древнегреческих философов, и по настоящее время мы используем ассоциативную теорию памяти, сформулированную Аристотелем. Гипократ придумал, а Гален описал 4 вида темпераментов. Датой возникновения психологии как науки считается 1879 год – в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.

3. Психический процесс одновременно материален и идеален. Материален по субстрату, т.е. для наличия психики необходим здоровый головной мозг, принимающие рецепторы и передающие пути. Если хотя-бы одно из звеньев нарушено, то возникает нарушение. Идеален по содержанию ,т.е. информационное поле скрыто от человека. Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый - к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям. Процессы, происходящие в мозге, скрыты. Для физиологического процесса нет нет разделения на результат и процесс. Он относится только к органам, которые он реализует. Особенность психики связанна с тем, что физиологическая составляющая психических процессов практически не представлена , что является следствием эволюции приспособительных свойств психики.

4. Каждый психический процесс субъективен и объективен одновременно. Субъективен по содержанию и объективен как реальная картина мира. Первый субъективный момент определяется возможностями отражающего сигнал органа чувств ( орёл видит в 100 раз лучше человека, обоняние собаки гораздо лучше человеческого, у крыс есть орган, чувствующий радиацию). Второй субъективный момент обусловлен мативированностью, жизненным опытом.

5. Завершением развития психики является появление сознания. Парадоксальность появления сознания связанна с тем, что человек становится субъектом и объектом одновременно. Как объект, я действую, а как субъект, я наблюдаю, контролирую,понимаю.

Признаки проявления сознания

Функции сознания:

1. Человек выделяет себя из окружающего мира

2. Человек дифференцирует ощущения, полученные своим телом от ощущений, полученных другими телами.

3. Человек способен устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира, а также, между ними и собственными действиями.

4. Человек отдаёт отчёт о своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

5. Человек способен планировать свои действия, предвидеть их результаты, оценивать их последствия, то есть способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Сознание характеризуется:

1. Интенциональностью, т.е. направленностью на предмет

2. Активностью

3. Способностью к рефлексии, самонаблюдению

4. Мотивационно-целостным характером

5. Различной степенью ясности, как общезначимыми моментами его определения

Функции, обеспечивающие организацию сознания

1. Познавательная – приобретение и накопление знаний

2. Творчески-конструктивная, отражается в опережающем отражении и мысленном моделировании будущего и целенаправленной модернизации настоящего

3. Регуляторно-управляющая

4. Прогностическая – планы и их осуществление

5. Систематизирующая

6. Описательная



2015-12-13 224 Обсуждений (0)
Психология и педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология и педагогика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)