Направленность и мотивы
Психология и педагогика. Основы психологии. Психика – способность человека отражать окружающий мир (воспринимать и отражать) Сознание – осознанное отражение окружающего мира человеком. Объект психики – психика. Предмет психики – закономерность и развитие психики. Личность – адаптированный в обществе индивид, который начал осознавать себя как «я» и другие люди. Индивидуальность – личность, имеющая свои особенности. Индивид – человеческое существо с определенным набором хромосом. Речь – формируется с помощью механизма подражания. Установка определяет поведение личности. Структура личности. Структура психики – Фрейд (Супер Эго – Сверх Я – Бессознательное ОНО ЭГО) Генная память: способности по наследству; привычки по наследству; род занятий. Структура личности: 1. Психические свойства 2. Психические образования 3. Психические процессы 4. Психические состояния Психические свойства: темперамент (врожденное свойство, не меняется всю жизнь, находится на биологической подстройке человека); характер; способности; направленность. Павлов: возбудимость и торможение. Характер. Задатки – врожденная предрасположенность к чему-то, если развивать, то переходит в способности. Образования: знания; навыки; умения; опыт; привычки. Состояния: депрессия; порыв; упадок. Подход Платонова. Понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность; опыт (знание, умение, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущение, восприятие, память); объединенные свойства поведения. Недостаток – общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность её биологических и социально обусловленных особенностей. 1. Знания, умения, навыки – являются основополагающими звеньями, определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда «1», но и сам формируется в труде. В трудовой деятельности – взаимосвязь «2» и «3». 2. Восприятие – осознание чувственного данного предмета и явления. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества. Память – психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. 3. Темперамент – индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении. Определение: предмет, объект психики, психика, сознание, структура личности. Индивид, индивидуальность. Темперамент и характер. Темперамент – это свойство личности, характеризующееся скоростью протекания психических процессов. Внешние проявления: проявляется в скорости, ритме. Павлов, темперамент состоит из: Сила нервных процессов; подвижность; уравновешенность. 4 типа высшей нервной деятельности. Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный – сильный. Холерик: сильный, неуравновешенный, подвижный – безудержный. Темперамент обладает: сентизивность (чувствительность психики), реактивность (непроизвольность реакций), активность (степень энергичности), темп реакций (скорость), экстраверсия-интроверсия. Сангвиник: подвижен, активен, впечатлителен, легко справляется с работой, но не любит её однообразие. Холерик: неуравновешенность, резок, решителен, быстро оценивает обстановку, инициативен, общителен. Флегматик: уравновешенный, спокойный, малоподвижен, хорошо выполняет работу. Меланхолик: преобладают тормозные реакции, замкнут, уязвим, мнителен. Характер – совокупность черт, определяющие своеобразие его поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Структура характера: 1группа: черты, выражающие направленность личности; 2 группа: волевые, эмоциональные, интеллектуальные Направленность и мотивы. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Формы: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм лежат мотивы деятельности. Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Стремление – возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой момент. Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующим ориентировке личности в окружающей действительности. Различают интерес непосредственный (вызываемый привлекательностью объекта) и интерес опосредованный (средство достижения целей деятельности). Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение – высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности. Мотив – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Направленность личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Пирамида Маслоу. Физиологические потребности(голод, жажда, половое влечение); Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач); Потребности в принадлежности и любви (принадлежать к общности, находиться рядом с людьми); Потребность уважения (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание); Познавательные потребности (знать, уметь, понимать); Эстетические потребности (гармония, порядок, красота); Потребности в самоактуализации (реализация своих целей способностей, развитие собственной личности). Ведущие мотивы: - мотив достижения или избегание неудачи - мотив власти - мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) - агрессивные мотивы поведения Теория мотивации Герцберг, Врум.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |