Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пятый уровень творчества



2015-12-13 1398 Обсуждений (0)
Пятый уровень творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Например, паровой двигатель, самолет, радио, лазер и тому подобные. Эти изобретения называют пионерными, так как они сами порождают новую науку, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику и т. д. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень – это удел избранных.

В патентном мировом фонде изобретений, выполненных на пятом уровне творчества, содержится всего 0,3%, но они являются основой цивилизации.

Однако, для широкого внедрения этих изобретений в производство нужны многие годы, чтобы провести научно-исследовательские, конструкторские, технологические и иные работы с решением сотен и тысяч других задач, требующих использования всех остальных уровней творчества.

 

Работая методом проб и ошибок любой, относительно грамотный, человек может создавать изобретения первого и второго уровней, проанализировав 10-20 вариантов. Но, чтобы выдать решение третьего уровня, этому же человеку придется совершить уже тысячи проб. Нужно быть исключительно талантливым человекам, чтобы выдавать решения третьего уровня. А что такое талантливый человек? Это человек предельной трудоспособности, который, решая задачу, без устали ищет ее решение, перебирая все новые и новые варианты.

Не зря говорят, – Талант это 99% пота и 1% удачи.

Для четвертого уровня требуется перебрать сотни тысяч вариантов. Невозможно одному человеку сделать это в течение своей, относительно короткой, жизни. Поэтому ему, как Эдисону, приходится подключать к этой работе сотни помощников или организовывать специальные, многочисленные институты, что и делает государство. Но во всех случаях рассчитывать приходится, в основном, на везение и счастливый случай.

Для пятого уровня творчества, количество проб и ошибок бесконечно, как бесконечен окружающий нас мир. Этот уровень лежит за пределами обычного человеческого мышления и пока окутан тайнами подсознания, интуиции и вдохновения.

Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ – новая, научно обоснованная, технология творчества, которая сегодня позволяет, при ее полном освоении, любому образованному человеку, работать не менее чем на третьем и четвертом уровнях творчества.

А как быть с пятым уровнем?

ТРИЗ молодая, развивающаяся наука, и можно быть уверенным, что со временем на ее основе будет создана, доступная всем, технологию творчества пятого уровня. Мы будем свободно получать решения, на которые сегодня тратятся многие десятилетия.

Но следует учитывать, что мир, хотя и познаваем, но не познаваем до конца.

При массовом освоении пятого уровня, появятся другие, более высокие уровни творчества, которые потребуют от человечества новых интеллектуальных усилий. Творчество и познание не имеет границ роста, они так же бесконечны, как бесконечен мир космоса. Поэтому творческая активность человека не будет иметь границ.

Однажды, великого древнегреческого философа Сократа спросили "Многое ли ты знаешь?" На что философ ответил: – "Чем больше я познаю, тем больше сознаю, что я об этом мало знаю".


Разбор задач

Глотай не глядя?

Условие задачи:

Нередко случается, что малыши, забавляясь мелкими игрушками, пробуют их на вкус и незаметно для себя проглатывают. Если игрушка из пластмассы, то обнаружить ее в пищеводе или желудке ребенка с помощью, скажем, рентгена, невозможно; хирургам приходится действовать наугад, а между тем потерянная минута может стоить жизни маленькому пациенту. Вы — глава предприятия, выпускающего игрушки, и Вас мучает совесть за такие случаи. Как быть?

Решение:

1. Состав системы: ребенок, пластмассовая игрушка.

  1. Конечная цель, с которой ставится задача, может быть сформулирована двояко:

o обеспечить, чтобы ребенок не брал в рот игрушку и уж тем более не глотал ее;

    • обеспечить быстрое обнаружение игрушки в пищеводе или желудке ребенка.

(предпочтительным является вариант, не допускающий нежелательного явления).

  1. В какой постановке решаем задачу?

задачу решаем в первоначальной постановке.

  1. Идеальный конечный результат (ИКР): «система сама или ее элементы обеспечивают конечный результат» для данной задачи можно сформулировать в виде:

o игрушка сама препятствует тому, чтобы ребенок брал ее в рот;

    • игрушка сама обеспечивает быстрое свое обнаружение при проведении рентгена.
  1. В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?

o игрушка не обладает свойством, которое препятствовало бы ребенку брать ее в рот;

    • игрушка не обладает свойством, которое позволяло бы легко ее обнаруживать при рентгенологическом обследовании (а это недопустимо).
  1. В чем состоит конкретная научно- или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?

Поскольку форма и вид игрушки могут быть произвольными, причина помехи кроется в материале — пластмассе, из которой игрушка изготовлена:

o пластмасса не взаимодействует с вкусовыми рецепторами во рту ребенка;

    • пластмасса не содержит составляющих, легко выявляемых с помощью рентгеновского или иного излучений.
  1. При каких условиях помеха исчезнет?

o материал, из которого изготовлена игрушка, вызывает неприятные ощущения во рту;

    • материал игрушки содержит составляющие (например, соли бария), которые легко выявляются с помощью рентгеновского излучения.

В обоих вариантах здесь использована простая аналогия:

o детей отучают сосать пустышку, нанося на ее поверхность горчицу;

    • при проведении рентгеноскопического исследования полости желудка традиционно применяют соединения бария, которые входят в состав препарата, выпиваемого пациентом непосредственно перед обследованием.

Контрольное решение:

Ряд фирм США выпускает игрушки из пластмассы с добавкой сульфата бария: такая пластмасса хорошо видна на рентгеновских снимках.

Ломающаяся заслонка

Условие задачи:

Для сортировки грузов, ссыпаемых вниз по вертикальному стволу используется заслонка, перекрывающая один из рукавов. Поворачивая заслонку, можно направлять материал одного сорта по первому рукаву, а другого сорта — по второму. Однако механизм, поворачивающий заслонку, часто засоряется, ломается; двигать же заслонку вручную трудно. Как быть?

Решение:

1. Состав системы: рукав 1 и рукав 2 сортировочного устройства, сыпучий груз.

  1. Конечная цель, с которой ставится задача:

по желанию рабочего сыпучий груз направляется или по рукаву 1 или по рукаву 2.

  1. В какой постановке решаем задачу?

задачу решаем в первоначальной постановке.

Мини задача: Всё остаётся без изменений, но груз (по желанию рабочего) направляется по рукаву 1 или рукаву 2.

  1. Идеальный конечный результат (ИКР): груз сам не даёт себе возможности двигаться по одному рукаву, когда он движется по другому (и наоборот).
  2. В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?

Груз сыпуч, неуправляем и не может сам регулировать направление своего движения, а это недопустимо.

  1. В чем состоит конкретная научно или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?

Рукава 1 и 2 симметричны, и не существует причин, по которым неуправляемый поток груза стал бы двигаться по лишь одному из них. Кроме того, как уже говорилось, груз неуправляем, то есть, нет сил, которые могли бы направлять его в одну или другую сторону.

Заметим, что уже на этом этапе возникает идея ввести в груз управляемые (например, — ферромагнитные) добавки. Используя магнитное поле, можно будет создавать затор в одном рукаве, — груз будет транспортироваться по другому. Однако пусть вводить ферромагнитные добавки в груз нельзя.

  1. При каких условиях помеха исчезнет?

Если появятся силы, придающие асимметрию устройству и управляющие перемещением груза (роль источника таких сил, в частности, и играла заслонка).

Аналогия — транспортёр. Груз на нём может перемещаться в одну, или другую стороны, а иногда вовсе оказывается неподвижен.

Итак, появляется идея изготовить общее дно в рукавах в виде ленты транспортера, направление движения которой определяет направление перемещения груза. Заметим, однако, что, несмотря на то, что решение достаточно хорошо, оно, всё же не является решением именно той задачи, которую рассматриваем мы: на шаге 4 мы потребовали, чтобы груз сам регулировал своё движение, здесь же эту функцию на себя взяли рукава.

Контрольное решение:

Решение было представлено в ИР, 1990, № 2. Было предложено сместить точку А разделения рукавов к стенке вертикального ствола, а тот из рукавов, который теперьиграет роль дна ствола, сделать почти горизонтальным, причём в качестве его нижней стенки выступает лента транспортёра. Когда транспортёр не работает, вход в рукав 2 быстро забивается, и груз сыплется по рукаву 1; если же транспортёр включён, он отводит груз по рукаву 2. Таким образом, функцию заслонки выполняет сам груз, ссыпаемый вниз по стволу сортировочного устройства.

Как сделать воздух чистым?

Условие задачи:

Производство полупроводниковых компонентов микроэлектронной техники, как известно, предъявляет высокие требования к чистоте. Порой простое присутствие человека в цехе может загрязнить воздух и испортить продукцию. Однако какие бы меры предосторожности не предпринимались, почти невозможно предотвратить попадание в воздух крохотных кристалликов соли, которые образуются при испарении пота рабочего, чешуек его кожи, кусочков волос или ворсинок ткани. В то же время без человека совсем в цехе очень трудно обойтись, а работать сколько-либо долго в герметичном скафандре невозможно. Как быть?

Решение:

1. Состав системы: одежда (кожа) человека, пылинки (кусочки волоса, ворсинки ткани, микрокристаллики соли пота).

  1. Конечная цель, с которой ставится задача:

пылинки, носителем которых является человек, не попадают на изделия — микросхемы, которые изготавливаются в цехе.

  1. В какой постановке решаем задачу?

задачу решаем в первоначальной постановке.

Мини задача: Всё остаётся без изменений, но пылинки не осыпаются на микросхемы с одежды человека и его и кожи (незакрытых одеждой участков).

  1. Идеальный конечный результат (ИКР): одежда сама притягивает к себе пылинки.
  2. В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?

одежда неспособна притягивать к себе пылинки, а это недопустимо.

  1. В чем состоит конкретная научно или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?

отсутствуют силы, которые могли бы притягивать одно вещество (пылинки) к другому (одежда).

  1. При каких условиях помеха исчезнет?

если появятся силы, притягивающие одно вещество (пылинки) к другому (одежда).

  1. Эта задача — на недостаток силы. Для создания этой силы можно попытаться использовать различные вещества, например, липкие вещества. Но можно использовать и одну из «бесплатных» сил, которые всегда имеются в наличии (сила тяжести, сила атмосферного давления и связанная с ней архимедова сила воздуха). Первая и вторая из этих сил направлены по вертикали, а вот сила атмосферного давления направлена перпендикулярно поверхности тела. Однако на отваливающуюся пылинку эта сила действует уже со всех сторон одинаково (воздух равномерно окружает пылинку). Вот если бы со стороны одежды воздуха совсем не было (или было, но меньше, чем с других сторон)!

Контрольное решение:

Японские инженеры разработали специальную одежду: миниатюрный насос создаёт под ней пониженное давление, и ни одна пылинка не может подняться в воздух, — она притягивается тканью.

Как накормить рыбок?

Условие задачи:

При отлучке на несколько дней из дома встаёт проблема, как накормить рыбок в аквариуме. Запустите в аквариум, например, циклопов — рыбки быстро их съедят, и потом будут голодать. Конечно, циклопов можно запускать в аквариум постепенно, но кто будет это делать в Ваше отсутствие? Как быть?

Решение:

1. Состав системы: рыбы, циклопы, аквариум, вода.

  1. Конечная цель, с которой ставится задача:

циклопы «перемешиваются» с рыбами постепенно.

  1. В какой постановке решаем задачу?

задачу решаем в первоначальной постановке.

  1. Идеальный конечный результат (ИКР): циклопы сами постепенно «перемешиваются» с рыбами.
  2. В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?

ничто не мешает циклопам мгновенно «перемешаться» с рыбами, а это недопустимо.

  1. В чем состоит конкретная научно или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?

на пути от циклопов к рыбам нет препятствий, которые не только «отражали» бы часть потока циклопов, стремящихся распространиться по всему аквариуму, но и препятствовали проникновению рыбы туда, где циклопы есть.

  1. При каких условиях помеха исчезнет?

если появятся препятствие, пропускающее лишь часть потока циклопов к рыбе, и совсем не дающее возможность рыбе проникать к циклопам.

Аналогия — лев в клетке зоопарка: воробьи могут залетать ко льву, а он выйти наружу не может!

Контрольное решение:

Предлагается отгородить часть аквариума, например, оргстеклом с отверстиями, достаточно мелкими, чтобы сквозь них не могли проходить рыбки. В отгороженную часть следует поместить циклопов. Постепенно проникая через отверстия из отгороженного объёма в другую часть аквариума, циклопы долгое время будут служить кормом для рыбок.

Удалить ил

Условие задачи:

Трубы дренажных систем периодически забиваются илом. Для очистки труб можно разобрать дренажную систему (полностью или частично), но понятно, что это — трудоёмкая операция. Удобнее размывать ил струёй воды, направляемой непосредственно в трубу, при этом хорошего эффекта можно добиться, использовав водяной поток большой скорости. К сожалению, расход воды при такой операции оказывается слишком большим. Нужно повысить скорость водяного потока и одновременно — не увеличить общий расход воды. Как быть?

Решение:

1. Состав системы: стены трубы, ил, вода.

2. Конечная цель, с которой ставится задача: вода размывает ил на стенке трубы.

3. В какой постановке решаем задачу? задачу решаем в первоначальной постановке.

Мини задача: Всё остаётся без изменений, но вода размывает ил.

4. Идеальный конечный результат (ИКР): вода сама размывает ил.

5. В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?

вода течёт медленно, и не смывает частиц ила со стенок трубы, а это недопустимо.

6. В чем состоит конкретная научно- или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?

сила, с которой поток жидкости воздействует на препятствие, зависит а) от скорости потока жидкости и б) от её плотности.

7. При каких условиях помеха исчезнет?

если увеличить скорость потока жидкости в трубе (из жидкостей существенно большую, чем вода, плотность имеет лишь ртуть, но использовать её для промывки канализации недопустимо — ведь ртуть — яд, и поэтому использовать зависимость б) на практике вряд ли удастся).

8. Решение задачи пока найти не удалось: о том, что именно быстрым потоком можно размыть ил и так было известно. Но при этом резко увеличивается расход воды, а это недопустимо: то есть возникает другая проблема. Поэтому снова возвращаемся к шагу 2.

2. Конечная цель, с которой ставится задача: вода движется быстро, но её расход остаётся невелик.

3. В какой постановке решаем задачу?

задачу решаем в первоначальной постановке.

Мини задача: Всё остаётся без изменений, скорость потока увеличивается, но расход воды невелик.

4. Идеальный конечный результат (ИКР): вода сама не даёт себе расходоваться в больших количествах.

5. В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает достижению ИКР?

вода не может сама управлять своим движением, а это недопустимо.

6. В чем состоит конкретная научно или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?

«отсутствие объекта, позволяющего воде самой управлять своим движением»

7. При каких условиях помеха исчезнет?

если что-то поможет воде самой управлять своим движением.

8 Использование принципов разрешения противоречия:

9. Физическое противоречие: Вода должна течь быстро (с тем, чтобы размывать ил), и должна течь медленно, — с тем, чтобы её расход был невелик.

Решение:Вообще говоря, это и так получается само собой: в области заиления эффективное сечение трубы уменьшается, а значит, — скорость потока через это сечение увеличивается. Но, эту ситуацию можно резко обострить, снизив сечение трубы в месте скопления ила искусственным образом. Для этого достаточно, чтобы в месте заиления в трубе застряло какое-то тело, частично перекрыв поток воды.

Контрольное решение:

Требуемого результата достигают введением добавочного тела (шара), частично перекрывающего сечение трубопровода. В месте застревания шара скорость потока воды увеличивается, и ил быстро вымывается.

Примечание: Полученное нами решение позволяет заранее уменьшать сечение трубопровода в наиболее вероятных местах возникновения пробок ила (например, — в местах изгиба труб).

"Допинг" на скачках

Во время скачек на ипподроме колумбийской столицы одна из лошадей прямо со старта взяла бешеный темп и пришла к финишу первой. Судьи заподозрили неладное. Однако допинговый контроль ничего не показал. По поведению лошади можно было заподозрить, что ее все же пришпоривали, но найти шпоры не удалось. Что же "помогло" лошади прийти к финишу первой?

Подсказка 1 [ИКР]

Лошадь сама берет бешеный темп.

Подсказка 2 [Противоречие]

"Шпора" должна быть, чтобы воздействовать на лошадь, и ее не должно быть, иначе ее бы обнаружили.

Подсказка 3 [Прием/принцип]

Должен быть посредник, воздействующий на лошадь и видоизменяющийся во время скачек.

Решение 1

"Шпора", причем весьма хитроумная, все-таки была. Ловкачи подложили под седло лошади кусочек сухого льда, который причинял животному боль. К финишу же лед просто испарился.

Решение 2

Принцип воздействия по информационным каналам. Лошадь тренировали в специальных условиях. Перед тем как шпорить, подавали свисток в неслышимом человеческим ухом диапазоне. Вскоре, у лошади выработался условный инстинкт: свисток -- шпоры.

Слабо решить самому?

В плену у крокодилов

Во время Второй Мировой наши лётчики перегоняли по Ленд-лизу гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает... Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут, о ужас! - летчики заметили, что озеро буквально кишит крокодилами... Немедленно взлетать! - решили летчики - но вот прямо по курсу крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним сейчас не всплывёт ещё один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?

Попробовать взять разгон, маневрируя между "живыми айсбергами"? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка "сбегутся" его кровожадные сородичи, и будет еще хуже... И все же летчики нашли из положения! Попробуйте найти его и Вы...

Кроссовки

Американская фирма "Рибок", выпускающая спортивную обувь (кроссовки), построила филиалы в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик - филиалов воруют обувь. Как быть? Самое плохое решение - применить репрессивные методы...

Блинчики

Фирма "Демэко" (США) - ведущий у себя в стране изготовитель машин для производства макарон, лапши, пирожков и т.п. На выставке была представлена, в частности, машина для выпечки блинчиков. Вроде бы ничего особенного - большой медленно вращающийся диск, из которого на стержнях торчат сковородки. Сначала они намазываются тестом, затем въезжают в зону газовой плиты, выезжая оттуда с поджаренным блинчиком. Но есть одна хитрость: чтобы блин был тонким… Что же сделали изготовителей этих машин, чтобы блины получались тонкими?

Кошки умирают последними

В 525 году до н.э. персы воевали с египтянами. И никак не могли победить. Египтяне были на редкость стойкими и преклонялись перед кошками, которые, казалось, и вправду их "охраняли". Персы были не столь набожными, но хитрыми. Благодаря чему одержали победу. Что придумали персы?

"Шляпу сними"

Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

Ответы:

В плену у крокодилов

Решили? Если нет, подсказка: в критический момент один из членов экипажа сообразил - нужно использовать что-то такое, что "эти звери сильно не любят" - чтобы сами разбежались...

Контрольный ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензина, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу "разбежались", освободив путь для разгона.

Кроссовки

Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят только правый ботинок, а в Таиланде - левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи

Блинчики

он печется... на тыльной стороне сковороды, лишнее тесто само стекает.

Кошки умирают последними

Египтяне САМИ отдают победу (не хотят или не могут сражаться).

Солдаты передних рядов персидского войска добыли себе кошек и выставили их перед собой как живой щит. Это и погубило египтян. Они боялись случайно убить кошку и не посылали свои стрелы в ряды персов. Сражение кончилось полнейшим разгромом египтян. Вот такой юмор - черный, как кошки…

"Шляпу сними"

А вот как. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушню. Даже в темноте зала. Или

Решение 2: Поднять выше экран и обеспечить удобный угол просмотра, поставив экран под углом и установив спинки кресел параллельно ему.

Решение 3 Лотерея, в которой участвуют все номерки из гардероба.

Составители: Р.Г. Мамедов, С.М. Швынденкова



2015-12-13 1398 Обсуждений (0)
Пятый уровень творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пятый уровень творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)