Диагностика развития детей раннего возраста
Необходимость организации контроля за развитием детей в раннем детстве. Правильный контроль за психическим развитием детей является залогом успешной воспитательной и оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивает своевременную коррекцию в режиме дня, организации бодрствования, сна, кормления. Обеспечить правильное воспитание в детском учреждении (наметить правильный режим, план занятий и др.) и дать матери совет по воспитанию ребенка дома можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обучение детей будет успешным лишь при условии, если методы и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне его развития. Поэтому одним из обязательных условий правильного воспитания является хорошо организованный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением. Этот контроль должен осуществляться во всех детских учреждениях - поликлиниках, яслях, домах ребенка, яслях-садах, санаториях. Он является одним из средств достижения лучших результатов воспитания. Для анализа здоровья, поведения и развития детей необходимо пользоваться объективными показателями. Учитывая повышенную физическую и психическую ранимость детей раннего возраста, их легкую заболеваемость и быструю утомляемость, неустойчивость эмоционального состояния, необходимо: 1. Прежде всего обеспечить повседневное объективное наблюдение за текущим состоянием,то есть следить, как ребенок чувствует себя в данный момент. Это помогает своевременно заметить начинающееся заболевание или даже предупредить его, избежать легко возникающего утомления. Объективными показателями текущего состояния здоровья являются: состояние возбудимости, температура, состояние зева, кожи и стул. О состоянии возбудимости нервной системы можно судить по устойчивости аппетита, характеру засыпания, сна и пробуждения, активности во время бодрствования и эмоциональному состоянию ребенка. Эти сведения воспитатель получает, во-первых, у родителей на утреннем приеме ребенка, во-вторых, наблюдая за ребенком в течение дня. Все эти сведения она фиксирует в групповом дневнике. Врач, старшая медицинская сестра и педагог, ежедневно приходя в группу и просматривая записи, узнают о состоянии детей и, если это необходимо, принимают те или иные меры для устранения каких-либо отрицательных явлений в поведении ребенка. 2. Наряду с ежедневным наблюдением за состоянием здоровья и возбудимости ребенка необходимо контролировать ход физического и психического развития. Основными показателями физического развития являются: масса, рост, окружность груди и головы. Все измерения и их анализ ведет старшая медицинская сестра. Результаты измерений фиксируются при поступлении ребенка в детское учреждение, затем ежемесячно в дату рождения для детей первого года жизни, а для детей 2-го и 3-го года — один раз в 3 мес. Контроль за динамикой психического развития ведется воспитателем. Учет и анализ психического развития строиться по объективным показателям, куда входят основные данные, характеризующие развитие эмоциональных реакций, сенсорное развитие, развитие движений, речи и мышления, деятельности, навыков и взаимоотношения со взрослыми и между детьми. Контроль за развитием детей, не посещающих детское учреждение, ведут работники поликлиники. К контролю за развитием следует привлекать родителей, предварительно познакомив их с показателями, научить их правильно определять уровень развития ребенка и на основании этого намечать задачи и методы его дальнейшего воспитания. 3. Контроль за поведением детей и их индивидуальными особенностями. Для правильного планирования воспитания одного контроля за динамикой развития недостаточно. Необходимо следить за поведением детей и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием деятельности детей, за их эмоциональным состоянием, за характером взаимоотношений со взрослыми и детьми. К индивидуальным особенностям ребенка относятся: - быстрота формирования умений и навыков (темп развития), - преобладающее значение деятельности того или иного анализатора в ходе развития ребенка, - поведение во время еды, засыпания, - длительность и глубина сна, - аппетит и причины их нарушений, - работоспособность (длительность активного бодрствования), - состояние возбудимости и т. д. Анализируя развитие того или иного ребенка, необходимо одновременно учитывать все показатели. Только в этом случае можно правильно наметить необходимые приемы для дальнейшего развития.
Диагностика развития детей раннего возраста. Диагностика развития детей — составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель ее прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни. Что же это за критерии, по которым оценивается уровень развития детей? Диагностика развития ребенка, разработанная в нашей стране в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми первого года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второго и третьего года жизни), имеет методологическую основу, которая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий — «социальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки. Диагностика развития ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его хода. Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому так важна диагностика и одновременный контроль за развитием детей раннего возраста
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |