Тема2: Понятийно-категориальный аппарат дидактики как теории обучения.
Задание №1. Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделяя в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.
«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями».
Дидактика сред шк.: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. Скаткина. – М., Просвещение, 1982. с.101.
«Образование – это ыне только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т.е. формирование самого себя».
Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования. //Философия образования для 21 века, - М., Логос, 1992.-с.149.
«Образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду».
Крат пед. словарь пропагандиста. – М. 1984. – с. 157.
«Образование есть не что иное, как культура индивида. Сколько культурных ценностей, столько и видов образования».
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс,1995. – с.35.
«Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый».
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – с.25.
«Образование –это овладение системой знаний основ наук и соответствующих им Умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей. Основной путь получения образования – учение».
Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.: Изд-во АПН,1957.
«Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней».
Закон РФ «Об образовании» Сборник законов РФ. М.: Славянский дом книги, 1999. – с. 224.
«Образование (от русск. – создание образа) – это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей».
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – с.36.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика 1991. – 334 с.
Кларин М.В. Инновационные подели обучения в зарубежных и педагогических поисках. – М., 1994.- 164 с.
В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 125 с.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
Поддъяков А.Н. Исследовательское проведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, клнфликт. – М., 2000. 214 с.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
СитаровВ.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Сластенина, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2-е издание. – М., 1953.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер 2001. – 544 с.
Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения.
Задание 1. На основании предложенной схемы составить научный рассказ «Взаимодействие дидактических элементов»:
Дидактические -----Закономерности -------- Принципы --------- Правила
Законы обучения обучения обучения.
Задание 2. На основании соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения, выделенного Ю.К. Бабанским, определите принципы обучения и заполните таблицу:
Основные компоненты и условия обучения
Принципы обучения
Задачи обучения
Содержание обучения
Методы обучения и соответствующие им средства
Формы организации обучения
Результаты обучения
Задание №3. Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого вы были бы в роли ученика, учителя, наблюдателя. Запишите тему, цели, план этого занятия. Попытайтесь выявить и записать все закономерности процесса обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.