Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Учение об обществе



2015-12-13 502 Обсуждений (0)
Тема 7. Учение об обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Орёл

ОрЮИ МВД России


 

 

Е.В. Сальников

Философия:Учебно-методическое пособие. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2014.- 84 с.

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для курсантов очного отделения, обучающихся по специальностям 030901 65 - Правовое обеспечение национальной безопасности. Пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Философия» и включает планы семинарских занятий, задания для самоподготовки и тематику рефератов.

Пособие ориентировано на оказание помощи курсантам в процессе значительной самостоятельной работы по овладению предметом «Философия».

 

© Орловский юридический институт

МВД России, 2014 г.


 

Содержание

 


 

Распределение учебного времени

По темам и видам занятий

№ п\п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции семинары практические
  Тема 7. Учение об обществе  
  Тема 8. Философия человека. Личность и профессиональная деятельность  
  Тема 9. Ценности в структуре человеческой деятельности    
  Тема 10. Наука и методология  
  Тема 11. Методология социально-гуманитарного познания    
  Тема 12. Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления    
  Тема 13. Природа и сущность права      
  Тема 14. Основные категории философии права      
  Тема 15. Философия российской государственности и права      
  Тема 16. Философия гражданского общества      
  Тема 17. Философская культура юриста    
  Контрольная работа      
  Подготовка к экзамену      
  Экзамен      
  Всего часов:  

 

Тема 7. Учение об обществе.

Методические рекомендации по изучению темы:

Социальная философия - неотъемлемая часть философского знания. Это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Общество - предмет социальной философии. Социальная философия взаимодействует с другими общественными и гуманитарными науками. Как раздел социальной философии выделяется философия истории. Отдельное внимание следует также уделить аспекту взаимоотношений природа-человек-общество.

Нужно отметить, что в разные эпохи люди различным образом отвечали на главный вопрос социальной философии – что связывает людей вместе? Особое внимание при рассмотрении социально-философских концепций следует уделить организмической концепции, религиозной концепции, концепции общественного договора.

Анализируя основные элементы социальной жизни, нужно дать характеристику этносу, народу, народности, семье, нации. Отдельно стоит рассмотреть классовый подход и теорию стратификации, выделив достоинства и недостатки каждого подхода.

Следует упомянуть о мыслителях, которые видели в природе определяющий для развития общества фактор. Эти концепции получили названия географического детерминизма. При подготовке к этому вопросу можно настоятельно порекомендовать курсантам ознакомиться с трудами Л.Гумилева. Второй аспект взаимоотношений общества и природы – влияния общества на природу. Здесь необходимо с примерами и максимально конкретно обрисовать всю полноту угрозы экологического кризиса.

Современная философия рассматривает общество на единую систему, как совокупность множества различных частей и элементов, тесно связанных между собой и постоянно взаимодействующих. Только в рамках социально-философского учения возможен анализ всех неотъемлемых и неизменных элементов и сторон общества, имеющих всеобщий характер. Как общество, так и культура существуют всегда в постоянном развитии. При этом остается открытым вопрос о том, имеет ли это развитие какую-либо направленность или нет. Это - проблема общественного прогресса и его критериев.

Говоря о развитии общества нельзя обойти стороной вопрос о формационной или цивилизационной концепции общественного развития. В первом случае речь идет об общей для всего человечества логике исторического становления и развития. Во втором подчеркивается уникальность исторических судеб разных народов.

Проблема субъекта исторического развития чрезвычайно важна для понимания сути философии истории. Кто вершит историю: личность или масса? Эту проблему можно проиллюстрировать на конкретных исторических примерах. Можно обратиться к художественной литературе, скажем, роману «Война и мир» Л.Н. Толстого, где великий русский писатель затрагивает в том числе и данную проблему. Кто выиграл войну 1812 года: Кутузов или русский народ?

Общество представляет собой достаточно сложное образование. Оно не единый монолит. Оно есть уникальная система, состоящая из элементов. Эти элементы также складываются в особые образования. Сферы общественной жизни можно подразделить на две большие группы – материальную и духовную сферы. Можно также раздробить социальную систему на более мелкие сферы – политику, искусство, религию, науку и так далее.

При анализе материальной сферы необходимо дать полную характеристику производительных сил и производственных отношений, их составляющих, специфику их диалектической взаимосвязи.

При анализе духовной сферы особое значение имеет анализ духовной культуры. Отдельное внимание надо уделить духовному производству. Немаловажное место занимают духовные потребности и специфика духовного потребления. Здесь можно привести примеры современной культуры, сосредоточившей в себе как прогрессивные, так и регрессивные элементы.

 

Семинар 1

Основные проблемы социальной философии.

Время 2 ч.

Вопросы:

1. Социальная философия, ее предмет и основные задачи.

2. Основные философские трактовки общества.

3. Социум и его элементы. Основные сферы общественной жизни.

4. Общество и природа.

Задания на самоподготовку:

1. Перепишите в тетрадь и заполните таблицу, соотнеся философа с излагаемой им трактовкой общества.

Философ Социально-философские идеи
   

Философы: К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Шпенглер, А Тойнби, Демокрит, Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Августин Аврелий, Д. Вико, Г. Гегель, О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Д. Белл, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон.

Социально-философские идеи:

Организмический подход к обществу;

общественно-экономическая формация;

«закат» Европы;

движущая сила истории – божественное провидение;

диалектика производительных сил и производственных отношений;

каждое общество проходит основные этапы своего развития: рождение, молодость, зрелость, старость, смерть;

основоположение науки социология;

теория исторических и социологических идеальных типов;

революционная смена формаций;

выделение стадий традиционного, индустриального и постиндустриального общества;

цивилизационная концепция;

концепция конца истории и отсутствии альтернатив у либерально-демократической модели построения социального пространства;

человек от природы общественное животное;

основа общества божественная воля;

первая утопия – общество разделенное на три труппы;

базис;

разделение на социальную статику и социальную динамику;

диалектика «вызова» и «ответа»;

идеалистическая диалектика общества;

теория социального действия;

благо – цель государства;

надстройка;

общественные образования как ступень саморазвития абсолютного духа;

общество как инстинктивное, стадное единство;

идея двух обществ – града земного и града Божьего;

концепция естественного состояния как войны всех против всех;

приоритет гражданского общества над государством;

теория конфликта цивилизаций;

влияние научно-технического прогресса на все стороны общественной жизни;

развитие всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: «века богов», «века героев», «века людей».

2. Установите соответствие между элементами социальной жизни:

социально-политическая единица, объединяющая граждан одного государства этнос
вид социальной дифференциации, возникающий в результате различного положения больших групп людей в системе отношений собственности и вытекающего отсюда экономического неравенства нация
исторически сложившаяся совокупность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований. страты
малая социальная группа, члены которой связаны брачными или кровно-родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью семья
исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в наследственных морфологических и физиологических признаках класс
малая социальная группа, определенная конкретными параметрами и сферой деятельности раса

3. Вашему вниманию предлагаются отрывки из философских произведений. Проанализируйте их и ответьте на вопросы в конце текста:

«Особое место среди всей ... чрезвычайно сложной иерархии человеческих объединений занимают общности, именуемые в специальной научной литературе «этносами».

Этнос в узком смысле слова в самой своей общей форме может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.

В объективной реальности этнос не существует вне социальных институтов, выступающих в роли его структурообразующей формы. Притом эту роль могут выполнять самые различные социальные общности от семьи до государства. В результате такого симбиоза возникают своеобразные этносоциальные образования...

Возникающие в результате взаимопроникновения этноса и социального организма особые образования во многих случаях робладают относительной самостоятельностью, обеспечивающей особенно благоприятные условия для этнического воспроизводства. Эти «синтетические» образования, являющиеся одной из важнейших и весьма распространенных форм существования этноса, на наш взгляд, могут быть определены как этносоциальные организмы». (Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1974.)

«Мы имеем право рассматривать этнос как систему социальных и природных единиц с присущими им элементами. Этнос не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы...

Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями...

Неискушенному читателю может показаться, что этнос уподобляется нашему организму с чисто биологическими функциями. Однако сходство здесь внешнее, а различие – принципиальное. Этнос устраивает колонии и иногда существует в рассеянии, а рука или ухо, будучи отсечены от тела, погибают...

Нельзя ставить знак равенства между этносом и популяцией... Разница тут гораздо глубже, чем сходство. Популяция – это совокупность особей одного вида.. Этнос же как мы видели, - не совокупность сходных особей, а система.» (Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера земли. – М. , 2001.)

1. Чем этническая общность отличается от классовой?

2. Можно ли отождествить разделение общества на этносы с разделением общества на страты. Применима ли к анализу этноса теория стратификации?

3. Какими признаками характеризуются этнические общности людей? В чем совпадают и не совпадают эти признаки в рамках двух приведенных источников?

4. Какие общественные институты могут выступать в качестве структурообразующих форм этноса?

4. Перепишите в тетрадь, завершив предложения из предложенного списка феноменов:

Средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия составляют ...

Социальное пространство, на котором осуществляется экономическая жизнь общества - это ...

Создание продуктов, исходный пункт и первый признак экономической деятельности людей – это...

Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют ...

Природные ресурсы, средства производства и производителей благ составляют...

Формы организации общественного процесса производства, характеризующиеся вовлечением в производство результатов развития науки, образования, культуры, конкуренцией и предпринимательством...

Потребности и интересы людей, обусловливающие содержание и направление их деятельности; производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения; объективные экономические законы, которым подчиняются развитие всей экономической жизни общества относятся к ...

Наиболее существенные, устойчивые, объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях – это ...

Наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы, владение богатством языка, уровень развития духовных потребностей и интересов людей относятся к ...

Духовное производство в целом направлено на удовлетворение ...

Деятельность, представленная в виде духовно-познавательной и ценностно-ориентированной активности – это...

Феномены: вторичные производительные силы, экономические законы, производство, материальная сфера, экономическая сфера, духовные потребности, средства производства, первичные производительные силы, объективная сторона общественной жизни, духовная культура, духовная деятельность.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Что является предметом социальной философии?

2. В чем особенности трактовки общества в античности?

3. В чем особенности трактовки общества в средневековье?

4. В чем сущность концепций общественного договора?

5. В чем сущность позитивистской трактовки общества?

6. В чем сущность религиозной трактовки общества?

7. В чем сущность организмического подхода к обществу?

8. Какие элементы общества вам известны?

9. Что такое географический детерминизм?

10. Как представляли себе различные философские школы взаимовлияние общества и природы?

11. Что такое производство?

12. Что такое производственные отношения?

13. Что такое производительные силы?

14. Что такое базис?

15. Что такое надстройка

16. Что такое духовные потребности?

17. Что такое средства производства?

18. Что такое духовная культура?

19. Что такое духовная деятельность?

 

Семинар 2.

Развитие общества как философская проблема.

Время 2 ч.

Вопросы:

1.Философское осмысление истории.

- Формационная концепция исторического развития.

- Цивилизационная концепция исторического развития.

- Технократическая концепция исторического развития.

2. Проблема прогресса – регресса в социальной философии.

3. Проблема субъекта исторического развития.

Задания на самоподготовку:



2015-12-13 502 Обсуждений (0)
Тема 7. Учение об обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Учение об обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)