Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Автор-составитель М.Н. Чернова. – М.: Эксмо,2006. – 624с
Лабораторное занятие– форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику и документам. С уроком изучения нового материала лабораторное занятие (ЛЗ) объединяет общность дидактической задачи, а отличает – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями. ЛБ по учебнику нацелено на:
Структура ЛЗ по учебнику: 1 этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия, мотивирует ее выбор и формулировку; выдвигает учебные проблемы или делает это совместно с классом; знакомит школьников с текстами, на основе которых организовано ЛЗ; определяет формы работы учащихся: фронтальную, групповую, индивидуально-дифференцированную; разъясняет инструкции и требования к оформлению и предъявлению результатов лабораторной работы. Заранее могут быть подготовлены карточки-инструкции: Учебник(и): авторы, глава, параграф, страницы, другие компоненты пособия. Познавательные задания: 1) …. 2) …. Направленность общего вывода по всем заданиям. Образец письменного оформления лабораторной работы (план, таблица. схема) или критерии проверки и оценки познавательных заданий. 2 этап – самостоятельная работа учащихся с учебниками согласно инструкциям и организационной установке (учитель-консультант и координатор работы класса). 3 этап – коллективное обсуждение результатов работы в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальная контрольно-обобщающая беседа. 4 этап – подведение итогов: резюме по выявленным подходам или формулирование общего итогового вывода; оценивание работы учащихся на занятии. Возможность варьировать познавательные задания, дифференцировать их в зависимости от способностей конкретных учащихся, образовывать системы заданий по учебнику истории предоставляется учителю на основе их типологии. I группу заданий составляют некоторые виды тестов (с выбором ответов, альтернативными ответами, с ограничениями на ответ, с хронологической последовательностью), которые помогают школьникам уяснить смысл учебной информации, а учителю – проверить, понимают ли ученики прочитанное в учебнике. С этой же целью школьникам даются задания: составить словарь темы или предложения с парами ключевых слов и выражений (Земский собор – царский шурин; Польша - самозванец); подготовить календарь исторических событий («Хроника второго периода Смуты 1605-1606гг.); составить синхронистическую таблицу; решить хронологические задачи; по соответствующей карте проследить развитие изучаемых событий или нанести их на контурную карту, подготовить простой (развернутый) информационный план текста; разгадать тематический кроссворд: найти ошибки в тексте – «путанице». II группа заданий направлена на образную реконструкцию исторических фактов и предлагается и предлагается к описательно-повествовательным текстам учебника. К ним относятся: картинные планы, иллюстрации сюжетов параграфа(ов) рисунками, комиксами, пиктограммами; словесные портреты исторических деятелей; изложение событий от имени участников, свидетелей в монологах, спорах, беседах и т.п. с отражением различных точек зрения на характер этих событий; стилизации исторической информации под видом «писем», «дневников», «воззваний» и т.п. III группа – это задания на анализ учебного текста и других источников информации в учебнике. На объяснительном или проблемном текстах составляются смысловые, тезисные, стереотипные планы; сравнительно-обобщающие и конкретизирующие таблицы; индуктивные и дедуктивные логиические схемы или, наоборот, готовятся развернутые аналитические комментарии материалов, представленных условно-графическим способом. Специальные задания побуждают школьников определить, как автор(ы) учебника(ов) относятся к излагаемым ими событиям, кому из героев исторической драмы симпатизирую и почему, в чем оригинальность авторского подхода («Какой точки зрения о характере февральских выступлений 1917г. придерживаются авторы данного учебника? Чем ее аргументируют? С кем из предшественников или современников они единодушны в этом вопросе?»). IV группа – задания на формулирование и аргументирования личных оценочных суждений. Как правило, они венчают перечень познавательных заданий, предлагающихся к учебнику («Разделяете ли вы точку зрения авторов учебника на то, что революция 1848-1849гг. способствовали процессу формирования правовых государств в Европе?», «Прочитав параграф, расставьте на его полях вопросы и замечания там, где аргументы автора кажутся вам неубедительными, оценки - необоснованными, логика рассуждений – спорной. Предложите свой вариант рассуждений на данную тему». С.60-62.
Материалы подготовила И.В. Сорокина Сентябрь 2008г.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |