Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Искусство как форма культуры




Одной из частей художественной культуры является творческая деятельность в сфере искусства и сами результаты этой деятельности. Это прежде всего произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением, отношения между авто­ром и созданным им произведением, отношения между автором - произведением - и реци­пиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству воз­можно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Искусство - это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти различные варианты взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.

Во-первых, можно говорить об определенной зависимости развития искусства от со­стояния общества и его основных институтов. Например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и со­держания в произведении искусства - во всяком случае, на уровне официально утвержденно­го искусства - являлась идеология.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что логику развития искусства невозможно ре­дуцировать к идее жесткой зависимости искусства как способа общественного производства,


от доминирующих в данной культуре духовных ценностей и др., то есть необходимо гово­рить об определенной самостоятельности развития искусства, о возможности его прорыва в сферу нового, неизвестного, в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит в конечном итоге к расширенному воспроизводству всей культуры.

В-третьих, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются полно­кровно и динамично, а другие уходят в тень.

В-четвертых, очень часто некоторые произведения искусства способны оказывать ра­дикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения (романтиче­ский герой Байрона) и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и т.д.).

Искусство - это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, следствием чего является создание художест­венно-образной системы. Художественный образ - суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, перера­ботанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора так же, как и культурная эпоха.

Искусство - это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда - одна из самых острых проблем существования искусства — ощущение исчерпанности формы, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освое­ния мира.

Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированы по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются:

- природные условия, характерные для данной конкретной культуры;

- некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о при­родной гармонии (надо сказать, что именно эти представления подвергаются наиболее жест­кой корректировке со стороны конкретной культуры);

- художественные традиции данного исторического типа культуры;

- национальное представление об идеале прекрасного;


- социально-классовое понятия прекрасного;

- субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет все эти представления о прекрасном сквозь призму своего инди­видуального творчества, предлагая собственный взгляд на идеал.

Искусство - особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научного познания идеальным по преимуществу является такой вариант, когда субъект (активная сторона в по­знавательном отношении, - тот, кто познает) максимально дистанцирован от объекта позна­ния (то, что познается, - пассивная сторона познавательного отношения). Чем меньше лич­ностного в результатах научного исследования, тем лучше это для науки. В искусстве субъ­ект (автор) и объект (произведение искусства) представляют собой целостное образование, причем благодаря именно авторскому началу произведение искусства представляет собой нечто уникальное и неповторимое, в нем выражено авторское видение, авторское понимание той или иной проблемы, выраженное в художественно-образной форме. Отсюда - единич­ность и уникальность подлинных произведений искусства и их отличие от способов про­мышленного тиражирования (отличие подлинника и репродукции). Более того, произведение искусства теряет свою пассивность как объект познавательного отношения и начинает ак­тивно вторгаться в сам творческий процесс взаимодействия, задавая художнику новую, внутреннюю логику развития образной системы в произведении искусства (Г. Флобер вспо­минал, что смерть госпожи Бовари, которую он описывал в своем романе, была пережита им самим почти как собственная, у него рождались ощущения, сопоставимые с подлинными фи­зическими страданиями). И если мы имеет в виду, что искусство - это творческий процесс взаимодействия с действительностью (в качестве таковой может выступать не только налич­ная материальная действительность, но и мыслительная деятельность, творческое воображе­ние, образцы подсознания), то задача искусства - не удвоение действительности, а выделе­ние в нем некоторого, общего, типического. Даже самая, казалось бы, частная проблема, по­лучившая свое отражение в произведении искусства, - это претензия на универсальность, прорыв во всеобщее.

Еще одна особенность познания в искусстве - это особая роль реципиента в процессе восприятия произведения искусства. Для того чтобы произведение состоялось как факт ис­кусства, оно должно быть включено в процесс художественного восприятия: книга должна быть прочитана, спектакль должен быть увиден и т.д. Вне этого - произведение искусства мертво. Только реципиент (индивидуальный или коллективный) фактом своего признания (или непризнания) придает данному факту культуры статус произведения искусства, т.е. ре­ципиент выступает, в определенном смысле, в качестве соавтора и активного участника по-


51 знавательного отношения. Особенно актуальным такого рода понимание роли реципиента в бытии художественного произведения становится для современного искусства, когда размы­ваются критерии художественности и готовность хотя бы одного (кроме самого автора) че­ловека воспринять данное культурное событие как произведение искусства может служить единственным доводом для утверждения статуса произведения искусства.

Важнейшей и достаточно автономной частью культуры является искусство. В далекие времена на острове Кипр жил царь Пигмалион. Ему претило безнравственное поведение женщин, и он решил никогда не жениться, жить уединенно и посвятить себя искусству. Од­нако и в своем одиночестве он мечтал об идеальной женщине, воплотив свою грезу в статуе из слоновой кости. Ни одна женщина не могла сравниться красотой с нею. Пигмалион часто любовался своим творением и наконец влюбился в запечатленный в статуе образ женщины. Он дал ей имя Галатея, приносил ей дары, украшал ее драгоценностями, одевал, словно она была живой. Однажды в праздник богини Афродиты Пигмалион принес богатую жертву на алтарь ее храма, высказав робкую просьбу: «Если это возможно, сделай прекрасную статую моей супругой». И тут произошло чудо: когда Пигмалион вернулся домой, его Галатея ожи­ла...

Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроен­ность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночест­во. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Он молился богине, и она вняла его страсти. Любовь раскрыла в куске мрамора пленительное очарование. Она оживи­ла статую...

Первый вопрос, который рождает осмысление искусства, - это явление красоты. Кра­сота - одно из наиболее известных человеческих свойств. Она - неотъемлемая часть челове­ческого мировосприятия, поскольку ощутима, осязаема и очевидна. Однако в истории искус­ства и культурологии это простое слово вызывало множество споров и противоречивых по­стижений самого понятия. Мы говорим о необыкновенной красоте Галатеи, египетской Не­фертити, Клеопатры. Мы говорим о чарующей красоте природы. Один исследователь расска­зывал, как он разглядывал ярко-розовый цветок наподобие сирени. Ученый осторожно кос­нулся ветви, цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал в природе. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы затейлив и изобрета­телен.

Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в вет­реный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом и ветром.


Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах. Образ - это сгусток художественного видения и пережива­ния, которому искусство придает выразительность и художественную ценность.

Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, цель которого - формирование и развитие его способности преобразовывать творчески окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности, искусство удовлетворяет универсальной потребности личности - воспри­ятию окружающего мира в различных развитых формах человеческой чувственности.

Произведения искусства формируют человека, который может понимать искусство и способен видеть, понимать красоту и наслаждаться ею.

Не столько разум, сколько способность к художественному творчеству отличает чело­века от окружающих его живых существ. Без искусства существование людей было бы про­сто невозможным.

Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных сторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственно­сти, как религия или мифология, не требует такого же уровня специальных знаний, как нау­ка. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают вели­колепные архитектурные сооружения, мы любуемся живописными полотнами, для нас зву­чат аккорды музыки.

И все же в течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэт Николай Заболоцкий увидел однажды некрасивую девочку. У нее не было вы­разительных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет доброты. И вот у поэта родились строчки:

что такое красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отноше­ние к эстетическим ценностям, представленным в культуре, осваивает художественная куль­тура. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, по­скольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстети­зации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах - и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции). В основе эстетической деятельности лежит представления о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме того, в ней представлены возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эс­тетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой дея­тельности:

- практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн);

- художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обря­ды);

- создание произведений искусства - творческая деятельность;

- восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические
идеалы и др.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)