Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод последовательных сравнений



2015-12-14 1335 Обсуждений (0)
Метод последовательных сравнений 0.00 из 5.00 0 оценок




Этот метод состоит в систематической проверке оценок на базе их последовательного сравнения.

Процедура последовательных сравнений состоит в следующем. Эксперту представляется перечень факторов, которые необходимо оценить по их относительной важности и ранжировать. Наиболее важному фактору придается оценка = 1, а остальным факторам - оценки между 0 и 1 в порядке их относительной важности.

Затем эксперт устанавливает, является ли фактор с оценкой 1 более важным, чем комбинация остальных факторов. Если это так, то он увеличивает оценку чтобы она была больше, чем сумма всех остальных, т.е.

Если нет, то он корректирует оценку (если необходимо) так, чтобы она была меньше суммы всех остальных, т.е.

.

Далее определяется, важнее ли второй наиболее важный фактор, чем все остальные факторы, получившие более низкие оценки; повторяется та же процедура, что и для . Процедура последовательных сравнений продолжается вплоть до (n - 1)-го фактора.

Рассмотрим условный пример.Представим, что возможны четыре результата, которые необходимо взвесить по их значимости. Процедура взвешивания будет состоять в следующем.

Упорядочим четыре результата по их значимости. Пусть О1 - наиболее важный результат, О2 - следующий по важности, далее идут О3 и О4.

Присвоим вес 1,00 наиболее важному результату и некоторые другие веса - остальным результатам. Так, эксперт может приписать результатам О1, О2, О3 и О4 веса 1,00; 0,80; 0,50 и 0,30 соответственно.

Обозначим эти величины символами их следует рассматривать как первые оценки "истинных" значений О1, О2, О3 и О4.

Проведем сравнение О1, О2, О3 и О4, т. е. выясним, что выберет эксперт, если ему предоставить возможность "получить" результат О1 или сумму результатов О2, О3 и О4.

Предположим, он утверждает, что O1 предпочтительнее этой суммы. Тогда значение оценки следует изменить так, чтобы выполнялось неравенство Например, можно принять, что = 2,00; = 0,80; = 0,50; = 0,30. Отметим, что первоначальные значения оценок для О2, O3 и О4 остались без изменений. Сравним далее O2 с O3 и О4. Предположим, что суммарный результат О3 и О4 более предпочтителен. Тогда требуется дальнейшее изменение первоначальных оценок. Например, можно принять = 2,00; = 0,70; = 0,50; = 0,30. Если эти оценки не противоречат мнениям экспертов, можно их нормировать, разделив каждую из них на сумму всех оценок, которая в данном случае равна 3,50.

Обозначив нормированные оценки символами , имеем:

Итого 1,00.

Используя предыдущий пример, сформулируем общую процедуру метода оценки весов на основе последовательных сравнений.

Шаг 1. Упорядочить результаты в соответствии с их важностью с точки зрения эксперта.

Пусть O1 представляет наиболее важный результат, О2 - следующий по степени важности и т. д., а От - наименее важный.

Шаг 2. Приписать вес 1,00 результату О1 (т. е. = 1,00) и другие веса - всем остальным результатам.

Шаг 3. Сравнить O1 с О2 + О3 + ,..., + От:

а) если O1 предпочтительнее O2+O3+,...,+От, изменить (в случае необходимости) значение так, чтобы выполнялось неравенство При этой корректировке, так же как и при всех остальных, следует стремиться к тому, чтобы веса набора ( , и т.д.) остались без изменений. Далее следует перейти к шагу 4;

б) если О1 и О2+O3+,...,+От равноценны, то изменить (в случае необходимости) значение так, чтобы выполнялось равенство , и затем перейти к шагу 4;

в) если результат О1 менее предпочтителен, чем О2+O3+,...,+От, то изменить (в случае необходимости) значение так, чтобы выполнялось неравенство Далее сравнить O1 с О2+O3+,...,+От-1 и повторять описанную процедуру до тех пор, пока О1 будет или предпочтительнее, или равноценен всем остальным результатам.

Шаг 4. Сравнить О2 с О34+,...,+От и выполнить весь шаг 3.

Шаг 5. Продолжить шаг 4 до тех пор, пока не будет выполнено сравнение Оm-2 с Оm-1m.

Шаг 6. Преобразовать каждое полученное значение и в нормированное , разделив соответствующие веса на .В итоге сумма должна быть равна 1,00.

Описанный метод становится громоздким, когда число результатов равно или более семи. В этом случае может быть использована следующая процедура:

1) упорядочить все множество, учитывая предпочтения эксперта (экспертов) и не ставя им в соответствие числовые значения;

2) выбрать случайным образом любой результат из множества, допустим, Oq;

3) разбить случайным образом оставшиеся результаты на подмножества так, чтобы каждое из них содержало не более шести результатов;

4) включить в каждое из подмножеств результат, выбранный в шаге 1;

5) применить процедуру, описанную выше, к каждому под множеству результатов в отдельности, приписав предварительно некоторое число результату Оq (например, 1, 10 или 100). При этом, корректируя значения оценок остальных результатов , значение оставляем без изменений;

6) сравнить оценки с предпочтениями, полученными в шаге 1. Если в итоге получены непротиворечивые результаты, следует пронормировать оценки. Об обнаруженных противоречиях надо сообщить эксперту, который (в случае необходимости) меняет значения оценок.

Основой описанного подхода является введение в каждое подмножество результатов некоторой стандартной меры, или базиса сравнения. Надежность полученных оценок можно проверить, образуя новые подмножества и используя другие базисные оценки.

Таким образом, применение метода последовательных сравнений основано на предположении о том, что если задан некоторый интервал действительного переменного, скажем от 0 до 1, то эксперт, основываясь на имеющейся у него информации, может установить предварительные оценки для каждого события, а затем уточнить их на основе сравнения с помощью определенной логической процедуры.

Поскольку множества, содержащие семь и более элементов (результатов), трудно упорядочить с помощью метода последовательных сравнений (процедура становится громоздкой), целесообразно разбивать такие множества на несколько подмножеств, каждое из которых включает не более шести результатов.

Например, если имеется 17 результатов, их можно разбить на три подмножества примерно одинаковой величины, а затем производить сравнение.

Случайным образом выбирают один результат, например О4. Затем разбивают, опять-таки случайным образом, оставшиеся 16 результатов на три подмножества, из которых два содержат пять результатов и одно - шесть. Образуют три подмножества, каждое из которых должно содержать выбранный результат. Например, это можно выполнить так:

 

 

O4 O4 O4

O1 O3 O5

O9 O2 O7

O10 O6 O11

O15 O8 O12

O17 O14 O13

O16

Далее применяют описанную выше процедуру последовательных сравнений к каждому подмножеству результатов в отдельности.

Наконец, сравнивают полученные ненормированные оценки с оценками, полученными при первоначальном упорядочении, и выясняют, какое из предпочтений является более обоснованным. В случае необходимости вносят коррективы в первоначальные оценки.

Надежность полученных таким образом оценок можно проверить, образуя новые подмножества и используя другую базисную оценку.

Квантификация (сведение качественных характеристик к количественным) предпочтений в сложных и комплексных проблемах с помощью метода последовательных сравнений при наличии большого числа факторов становится затруднительной. В таких случаях следует попытаться разделить проблему на ряд более простых подпроблем и задач, для которых сравнительно просто выявить предпочтения, либо, если это оказывается невозможным, использовать метод парных сравнений.

 

Резюме

1. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов

Метод используется для решения различных сложных слабоструктурированных, неформализуемых проблем

2. При решении многих практических задач часто оказывается, что факторы, определяющие конечные результаты, не поддаются непосредственному измерению. Расположение этих факторов в порядке возрастания (или убывания) какого-либо присущего им свойства называется ранжированием.

Экспертное ранжирование осуществляется методом непосредственной оценки, а также методами последовательных и парных сравнений Непосредственное ранжирование состоит в присваивании рангов факторам, которые представлены для ранжирования. Процедура последовательных сравнений состоит в проверке оценок факторов на базе их последовательного сравнения. Квалификация (сведение качественных характеристик к количественным) предпочтений в сложных и комплексных проблемах с помощью метода последовательных сравнений при наличии большого числа факторов становится затруднительной. В таких случаях сложную проблему расчленяют на ряд более простых подпроблем и задач, для которых сравнительно просто выявить предпочтения, используя метод парных сравнений. Сущность метода состоит в сравнении факторов попарно, с тем чтобы установить в каждой паре наиболее важный.

 

Вопросы для повторения:

 

1. В чем состоит сущность метода экспертных оценок?

2. Назовите области применения методов экспертных ошибок.

3. Охарактеризуйте этапы проведения экспертизы.

4. Опишите порядок подготовки экспертизы.

5. Опишите анкетирование и порядок проведения опроса.

6. В каких случаях применяется ранжирование?

7. Какова процедура последовательного ранжирования?

8. В чем состоят сущность и содержание метода парных сравнений?

9. Охарактеризуйте метод анализа иерархий и области его применения.

10. Кратко изложите этапы и этапы метода анализа иерархий.

 

Лекция 13



2015-12-14 1335 Обсуждений (0)
Метод последовательных сравнений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод последовательных сравнений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)