Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 7. Основы научной этики



2015-12-14 8898 Обсуждений (0)
Лекция 7. Основы научной этики 0.00 из 5.00 0 оценок




Этика — это философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность) и раз­личные системы ее обоснования.

Мораль (нравственность) — это совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Это один из основных способов нормативной регуля­ции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид обществен­ных отношений.

Этика фиксирует и объясняет не столько сами явления, а сколько то или иное отно­шение к ним, их оценку. Основные категории этики — это категории «добра» («блага») и «зла».

Этика позволяет понять динамику взаимодействия человека с миром сущего и изме­нения этого мира. Соответственно, научная этика изучает, как устроена и как развивается наука.

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообщест­вом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно- технологической и научно-педагогической деятельности.

Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин: нереализованные идеи, которые желательно воплотить в жизнь; конфликты, в которых следует выступить по­средником; дилеммы, которые необходимо понять и разрешить и т.д.

Поэтому кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценно­стей, свойственных научной деятельности, а также те поступки ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения.

Цель кодекса научной этики - не ограничение или наказание, а содействие вниматель­ному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

«Рекомендация относительно статуса работников науки», принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содейст­вия научному прогрессу.

В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человече­ству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных от­ношениях.

Основные права и обязанности ученых, сформулированы в этом документе следую­щим образом:

— принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также на­правлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые со­циальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о воз­можных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;

— проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмеши­ваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обес­печении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязан­ностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;

— общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследова­ний, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать со­временные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах обще­ства в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность кото­рых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облег­чить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;

— создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, бла­годаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед бу­дущими поколениями.

Таким образом, учёный должен следовать правилам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается, что пе­ред лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. В связи с этим, можно выделить четыре принципа научной этики:

1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообще­ства.

2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от соци­альных характеристик её автора, например, его статуса.

3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

4. Разумный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты. Нарушения­ми этики в научных исследованиях считаются:

— фальсификация, переделка и плагиат;

— непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд;

— использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил исполь­зования архивных документов;

— несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

— условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также не сфальсифицированные (неосознаваемые) исследо­вательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных ре­зультатов и экспериментальных разработок.

При нарушении этических норм необходимо тщательно разбираться в ситуации и пользоваться юридическими нормами, регулирующими научную работу, коллективными до­говорами и этическими нормами, признанными в научных коллективах. Разрешение этиче­ских конфликтов, возникающих в форме дилемм, следует проводить путем обсуждений и дискуссий в рамках компетенции существующих комиссий по трудовым спорам при проф­союзных комитетах академических организаций. В случае рассмотрения вопроса о сомни­тельном поведении желательно придерживаться принципа конфиденциальности.

Случаи нарушения обязательных (научных, исследовательских, финансовых) принци­пов и стандартов поведения должны рассматриваться в официальном порядке.

Официальная жалоба должна в письменной форме подаваться в комиссию по трудо­вым спорам или руководству научной организации. Отозвать ее можно в любой момент. При необходимости после обсуждения в комиссии такие жалобы могут быть публично рассмот­рены в трудовом коллективе. Если на публичном слушании члена научного коллектива при­знают виновным в сомнительных поступках, которые считаются серьезными, к нему могут быть применены санкции, соответствующие серьезности проступка.

Члены академического коллектива, обвиненные в нарушении кодекса академической этики, имеют право подавать апелляцию на решения и санкции.

Также можно выделить и понятие как внешняя этика науки. Областью ее интересов являются взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой — проблема социальной ответственности отдельного ученого и науки в целом.

Помимо участия в проведении исследований современному ученому приходится вы­полнять много других ролей, каждая из которых требует соблюдения специфических этиче­ских норм. Предполагается, что при их осуществлении ученый должен опираться на ценно­сти науки и руководствоваться интересами научного сообщества.

Так, после того как исследование (или его отдельный этап) завершено, результат дол­жен быть представлен, в качестве статьи или доклада, коллегам, специализирующимся в той же области знаний. Изложение результатов проведенного исследования — это одна из ролей, в которых приходится выступать ученому; при этом исследователь становится автором.

В научной публикации по результатам исследования обязательно должны быть ссыл­ки на работы предшественников, в которых была поставлена решаемая в данном исследова­нии проблема, предложены используемые в нем методы и т. п. Это является и выражением морального признания по отношению к предшественникам. Публикация результатов иссле­дования представляет собой своего рода заявку, утверждающую приоритет авторов на от­крытие, излагаемое в статье или докладе.

Вместе с тем, исследователь, публикуя полученные им результаты, делает их достоя­нием научного сообщества. Тем самым он, помимо всего прочего, в буквальном смысле вы­носит их на суд критики, открывая своим коллегам возможности для опровержения того, что ему удалось достичь.

Таким образом, нормой и моральным обязательством, является необходимость для ученого не просто быть готовым к критическому разбору того, что им сделано, но, более то­го, самому искать опровергающие аргументы и эксперименты. Свойственный научной дея­тельности дух критического отношения к достигнутому, не только предшественниками, но и самим собой принято рассматривать как выражение одной из ключевых ценностей науки.

Особые этические проблемы связаны с публикацией результатов исследований, за­вершившихся неудачно. С одной стороны, очевидно, что никто не вправе принуждать автора к публикации собственных результатов, тем более что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже. Но, с другой стороны, эта публикация принесет несомненную пользу его коллегам, поскольку покажет им, что поиск в данном направлении бесперспекти­вен.

Экспертиза (рецензирование) научных публикаций - это еще одна роль, выполняемая ученым и имеющая особое значение для самоорганизации научного сообщества. Такие экс­пертные оценки — один из основных механизмов, посредством которых научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующей отрасли научного познания.

Очевидно, что на тех, кто выступает в качестве рецензентов-экспертов, ложится бремя моральной ответственности за будущее своей области знания.

Однако, бывают и ситуации, когда рецензенты научных журналов отвергают статьи достаточно высокого качества — то ли в силу того, что оказываются не в состоянии по дос­тоинству оценить революционную идею, то ли из-за того, что автор и рецензент принадле­жат к конкурирующим и даже враждующим научным школам (последнее следует считать морально предосудительным).

Поэтому нередко раздаются голоса, призывающие отказаться от института рецензен­тов в научных журналах. Сегодня, в эпоху электронных средств коммуникации, появляются реальные возможности создавать в Интернете любые научные (или, точнее, претендующие быть научными) тексты. Однако научный уровень таких публикаций, естественно, не гаран­тируется никем, и прежде всего — научным сообществом.

Следующая роль, в которой приходится выступать ученому — это роль преподавате­ля. С точки зрения интересов и потребностей науки преподавательская деятельность есть не что иное, как участие в подготовке нового пополнения тех, кто впоследствии сам будет про­фессионально заниматься научной деятельностью.

Но процесс преподавания не сводится к простой передаче студенту или аспиранту ка­кого-то объема знаний и умений. В ходе длительных непосредственных контактов препода­вателя и студентов, студенты (аспиранты) усваивают и то, что принято обозначать такими не поддающимися строгому определению терминами, как дух науки, традиции науки и т. п.

Прежде всего, сюда относятся те специфические ценности и моральные нормы, кото­рые характерны как для науки в целом, так и для данной области знания. И если знания уча­щийся может, вообще говоря, почерпнуть из учебной и справочной литературы, то в этой роли носителя и выразителя традиций и ценностей науки никто и ничто не может заменить ученого-преподавателя.

Возможны два способа передачи новичкам и усвоения ими принципов нормативно- ценностной системы. Первый — формальный — характеризуется тем, что ценности и нормы зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса.

Второй способ не предполагает такого формально выраженного кодекса. В этом слу­чае ключевым оказывается неформальное личностное общение преподавателя и новичка, в ходе которого первый самим своим поведением демонстрирует образцы следования ценно­стям и нормам соответствующего сообщества, а второй непосредственно их усваивает. Именно таким образом осуществляется передача от поколения к поколению принципов нор­мативно-ценностной системы научного сообщества.

Очевидно, выполнение каждой из ролей требует от ученого больших или меньших за­трат времени и сил. Эти ресурсы приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности, так что выполнение таких ролей может восприниматься как какая-то дополни­тельная обуза.

Дело в том, что деятельность ученого в этих качествах необходима для существования и воспроизводства самой же науки. Поэтому ученый, выступая в этих ролях, выполняет свой моральный долг перед научным сообществом. Важно подчеркнуть и следующее обстоятель­ство: никто иной помимо самих же ученых не обладает ни той квалификацией, ни той компе­тенцией, которые необходимы для сколько-нибудь успешного выполнения этих ролей.

Еще одна роль, в которой сегодня все чаще приходится выступать ученому — это роль консультанта, к которому обращаются при подготовке ответственных решений, когда требуется дать прогноз и оценку возможных последствий того или иного курса действий. Та­кого рода деятельность принято называть экспертизой, например, экологической, гумани­тарной и т. п.

Отличие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в том, что эксперт-рецензент осуществляет свою функцию в пределах научного сообщества, а эксперт- консультант привлекается как представитель этого сообщества для участия в решении не собственно научных, а важных социальных, политических, народнохозяйственных и т. п. проблем.

Ученый выступает в еще одной роли — в роли популяризатора научных знаний и дос­тижений. Ученые нередко с чрезвычайной неохотой относятся к выполнению этой функции. Эта функция требует от ученого ораторских и даже актёрских способностей, чтобы «завое­вать» аудиторию.

И все же деятельность ученых, направленная на ознакомление широкой общественно­сти с тем, чем они занимаются в лабораториях, становится сегодня все более и более важной и необходимой. Дело в том, что возможность получения ресурсов, необходимых для разви­тия науки, во многом определяется уровнем доверия общества к науке. В свою очередь, и та информация о результатах и перспективах исследований, которую сообщают ученые, при­влекает все более широкое внимание, особенно в тех случаях, когда исследования касаются вопросов здоровья и безопасности людей.

В тоже время возможна и такая ситуация, что преждевременное оглашение результа­тов научных исследований, предварительно не подтверждённых и не опровергнутых науч­ным сообществом, может провоцировать в обществе необоснованные ожидания либо опасе­ния, в итоге порождая определенные этические проблемы.

Учитывая нарастающую остроту проблем, связанных с информированием обществен­ности о результатах научных исследований, английское Королевское общество — одна из самых авторитетных в мире научных организаций — опубликовало в 2000 г. специальное руководство, посвященное взаимодействию ученых с прессой.

В рекомендациях отмечается, что научное сообщество должно поощрять исследовате­лей к открытому и ответственному обсуждению своей работы с тем, чтобы соблюдалось рав­новесие между необходимостью поддерживать научную строгость с требованием излагать результаты исследований в форме, доступной для понимания широкой аудитории.

Одно из положений рекомендаций касается точности сообщаемой информации, в ча­стности, тех выводов и следствий из выполненной работы, которые обычно больше всего привлекают внимание журналистов.

Если журналист допустил неточности или искажения в сообщаемой широкой аудито­рии информации, то ученый должен без колебаний высказывать свой протест самому журна­листу и редактору издания, предпочтительно в форме письма, имея в виду, что оно должно быть опубликовано. Даже если такой протест не станет достаточной компенсацией того вре­да, который нанесен вследствие искажения, то по крайней мере он может сделать редактора более осторожным в будущем. При отсутствии надлежащей реакции исследователю реко­мендуется обращаться в специально занимающиеся подобными вопросами комиссии, кото­рые существуют в Великобритании, но которых, к сожалению, пока что нет в России.

Между тем, научно-технический прогресс порождает массу проблем, и он необратим. Но это не означает, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проек­ты и решения, затрагивающие интересы ныне живущих и будущих поколений, требуют ши­рокого, гласного и вместе с тем компетентного обсуждения, чтобы люди могли принимать, либо отвергать их своим волеизъявлением (например, проблема захоронения, утилизации ядерных отходов и т. п.).

Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятны­ми для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые
потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профес­сиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он мак­симально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежела­тельных эффектах, связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избе­жать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными.

Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо именно они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы сегодня не только для ус­корения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.

Поэтому в рамках этики можно выделить особую область, называемую деонтологией (от гр. deon — «надлежащее, должное»). Этот термин предложил в XIX в. английский фило­соф И. Бентам для названия теории морального поведения.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого - это повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, научная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты. Самоочевидным этическим положением является следующий принцип: «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей».

Этика и информатика.

Современное общество часто называют информационным. Понятие информационного общества было введено в оборот в 1960-х гг. Степень актуальности этого понятия резко воз­росла к началу XXI в., особенно в связи с широчайшим распространением компьютеров.

Благодаря компьютеризации общества решающие изменения происходят буквально на глазах нынешнего поколения людей. Чрезвычайно быстрыми темпами эволюционируют, как аппаратные средства, так и программное обеспечение компьютеров.

Никогда ранее ни в одной из областей своей деятельности человечество не прогресси­ровало столь стремительно, как в сфере информатики, т. е. науки о способах получения, на­копления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации.

Самыми большими переменами последних двух десятилетий являются:

— миниатюризация и суперминиатюризация;

— резкое увеличение мощности, быстродействия и объема памяти компьютеров;

— замена символьного интерфейса (информационного обмена между исполнительными устройствами) графическим;

— сближение компьютера с пользователем;

— создание и функционирование интернета;

— развитие систем искусственного интеллекта.

Но развитие информатики внушает и тревогу. Сбои в информационных системах гро­зят глобальными бедствиями. Виртуально-образные миры компьютеров вызывают психиче­ские заболевания у части их пользователей, мало поддающийся контролю интернет.

Сегодня проблемы информационной этики связаны с разграничением ответственно­сти человека и значимости компьютера. Отмечается, что не только маленькие дети, но даже часть взрослых воспринимают компьютер как своего партнера. В таком качестве не воспри­нимается, например, автомобиль. Именно компьютер получает особую оценку. Если компь­ютер способен решать те же задачи, что и человек, то невольно возникает желание приписать ему человеческие способности, особенно вычислительного плана.

Ответственность как таковую люди не способны делегировать компьютерам, а потому они вынуждены брать ее на себя. Но зато они награждают компьютеры ответственностью в ее знаковом выражении. На это обстоятельство обычно не обращают внимание.

Итак, информационная этика исходит из принципа ответственности. А это означает, что должны быть разработаны в деталях пути преодоления неприятностей, осмысления но­вых достижений в сфере информатики и постановки их под контроль человека.

Компьютерная этика как часть информационной этики, занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответст­вующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.

Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:

1. Проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессио­налов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной тех­ники.

2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свобо­ду слова применительно к области информационных технологий.

3. Проблемы, связанные с появлением компьютерных преступлений.

С развитием сети Интернет в обиход входит и понятие «сетевой этики» или «нэтике- та» (производное от net - сеть и etiquette - этикет), обозначающее совокупность правил, сло­жившихся среди пользователей глобальной сети.

В США в 1979 году был разработан первый кодекс компьютерной этики, в котором были выделены основные моральные установки компьютерной этики:

1. Не использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных се­тей.

3. Не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования.

4. Не использовать компьютер для воровства.

5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Не использовать ворованное программное обеспечение.

7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.

8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

9. Думать о возможных общественных последствиях программ, которые вы пишите или систем, которые вы разрабатываете.

10. Использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают вашу предупреди­тельность и уважение к другим людям.

Совокупность моральных установок образует принципы компьютерной этики:

1. Privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей.

2. Accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям.

3. Property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

Accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое вре­мя и в любом месте .



2015-12-14 8898 Обсуждений (0)
Лекция 7. Основы научной этики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 7. Основы научной этики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)