I. Окружающая среда маркетинга
Маркетинговая среда— это совокупность субъектов и факторов, действующих за пределами фирмы и внутри нее и оказывающих влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами. К основным воздействующим факторам относятся поставщики и клиенты; маркетинговые посредники и клиенты; финансовые круги и средства массовой информации; государственные учреждения и общественные организации; динамика численности, структуры населения и законодательная база предпринимательской деятельности; технический прогресс и состояние природной среды; культурная среда и внутренняя культура организации и т.д. В маркетинге выделяют внешнюю и внутреннюю (макро- и микро-) среду.
Рис. 1 Внешняя среда маркетинга — это факторы, условия, силы и объекты, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия, его возможности успешного сотрудничества с потребителями, но неподвластные прямому управлению со стороны предприятия. Различают внешнюю микро- и макросреду маркетинга. Внешняя макросреда маркетинга представляет собой совокупность политических, социально-экономических, правовых, научно-технических, культурных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты внешней микросреды. Внешняя микросреда маркетинга — совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность предприятия обслуживать своих потребителей, включая само предприятие, поставщиков, маркетинговых посредников, клиентов, конкурентов, общественность. Сть. Демографические факторы – изменение численности населения, структуры населения. Экономическая среда – покупательская способность, уровень доходов, стабильность финансовой системы, инфляционная стабильность. Политико-правовая среда – отношение политики к сфере бизнеса, законодательство, общественное мнение, политическая стабильность. Экологические факторы - наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды. Природно- климатический и географический факторы – изменение климата (потепление). Культурная среда – предпочтения покупателей, основанные на культурных ценностях. Научно-технические факторы – развитие НТП, внедрение новых технологий. Внутренняя среда маркетинга – это факторы, которые контролируются высшим руководством предприятия и сотрудниками службы маркетинга (часть маркетинга, которая находится внутри предприятия). Все факторы, влияющие на маркетинг, делятся на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые факторы, определяемые высшим руководством фирмы: - область деятельности; - общие цели; - роль маркетинга; - роль других предпринимательских функций; - корпоративная культура. Контролируемые факторы, управляемые службой маркетинга: - выбор целевых рынков; - цели маркетинга (образ, сбыт, прибыль, отличительные преимущества); - организация маркетинга; - структура маркетинга (товары, цена, распределение, продвижение); - выполнение и эффективность маркетинговых планов. Неконтролируемые факторы: - потребители (характеристики, межличностное влияние, процесс принятия решений, организации); - независимые средства маркетинговой информации (печать, телевидение, радио и др.); - технология (достижения, ограничения по ресурсам); - конкуренция (структура, стратегия маркетинга конкурентов, взаимоотношения в каналах сбыта и т.д.); - экономическая обстановка (темпы роста, издержки, уровень инфляции, безработица); - законодательство; - политическая обстановка. Внешние факторы маркетинговой среды. 1. Микромаркетинговая среда: - поставщики; - потребители; -маркетинговые посредники; - конкуренты; - контактные аудитории. 2. Макромаркетинговая среда: - политико-правовые; - экономические; - научно-технические; - демографические.
Микромаркетинговая среда — это те элементы из окружения фирмы, на которые она может оказывать непосредственное влияние в процессе своей работы на рынке. Макромаркетинговая среда — это факторы, которые мало подвержены влиянию фирмы и носят во многом форс-мажорный характер. II. Значение и структура стратегического плана маркетинга фирмы Стратегический маркетинг — активный маркетинговый процесс с долгосрочным горизонтом плана, направленный на превышение среднерыночных показателей путём систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителей товарами более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов. Стратегический маркетинг нацеливает компанию на экономические возможности адаптированные к её ресурсам и обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности. Задачей стратегического маркетинга является уточнение миссии фирмы, разработка целей, формирование стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы. Стратегия маркетинга — главное направление маркетинговой деятельности, следуя которому, организация и все ее стратегические бизнес-единицы стремятся достигнуть своих маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА В маркетинговый план входит шесть элементов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль. Анализ ситуации. В ходе анализа компания исследует действующие на макроуровне внешние факторы (экономические, политико-юридические, социально-культурные, технологические), а также игроков, или участников ситуации (компанию, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков). Компания производит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Здесь следует двигаться от внешних факторов к внутренним. Цели. После того, как в ходе анализа ситуации были выявлены наилучшие возможности для компании, эти возможности ранжируются, после чего формулируются цели компании и определяются сроки их достижения. Цели должны устанавливаться с учётом интересов всех участников бизнеса, репутации компании и других существенных факторов. Стратегия. Выбор наилучшего курса для достижения цели — задача стратегии. Тактика. Стратегию следует развить, подробно представив детали, относящиеся к инструментарию маркетинга и конкретным мероприятиям. Для мероприятий выбираются ответственные и сроки выполнения. Бюджет. Запланированные мероприятия и работы связаны с затратами, которые приплюсовываются к бюджету, необходимому для достижения целей компании. Контроль. Компания должна установить периодичность пересмотра плана и контрольные показатели, позволяющие определить, как продвигается работа по достижению цели. Если показатели отстают от плановых, компания должна пересмотреть цели, стратегию или список мероприятий, чтоб исправить положение. РАЗЛИЧИЯ ПЛАНОВ В ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ. Процесс стратегического маркетинга имеет средне- и долгосрочный горизонты. Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу. Основные области долгосрочного планирования: § организационная структура; § производственные мощности; § капитальные вложения; § потребности в финансовых средствах; § исследования и разработки; § доля рынка; § комплекс маркетинга и так далее. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании – производителя и ее партнеров. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах. РАЗЛИЧИЯ В ПРОЦЕДУРАХ РАЗРАБОТКИ Этапы составления долгосрочного, стратегического, плана: 1. Миссия организации. 2. Цели организации. 3. Оценка и анализ внешней среды. 4. Оценка сильных и слабых сторон. 5. Анализ стратегических альтернатив. 6. Выбор стратегии. 7. Реализация стратегии. 8. Оценка стратегии. Для составления стратегического плана требуются более фундаментальные исследования, наиболее широко охватывающие страну, рынок и отрасль, в которой работает предприятие. Для оценки внешней среды необходимо проведение SWOT-анализа, PEST-анализа. Для оценки конкурентной среды – анализ 5-ти сил по Портеру. Необходима оценка ассортиментного портфеля или портфеля услуг, либо состава бизнесов по БКГ-матрице, выбор стратегии ценообразования и разработка товарной политики. Этапы составления краткосрочного плана: 1. Анализ ситуации и проблемы. 2. Прогнозирование будущих условий деятельности. 3. Постановка задач. 4. Выбор оптимального варианта. 5. Составление плана. 6. Корректировка и увязка. 7. Конкретизация плана. 8. Выполнение плана. 9. Анализ и контроль. Для ответов на эти вопросы значительных исследований, как правило, не требуется. Краткосрочный план, обычно, не предусматривает глобальных изменений во внешней среде, поэтому при планировании можно ограничиться анализом отрасли и ближайших конкурентов.
III. Ценовая политика Уральского государственного экономического университета. I. Сбор исходной II. Стратегический III. Формирование информации анализ стратегии──────────────────────────────────────────────────────────────────┌────────────────┐│1. Оценка затрат├─┐ ┌─────────────────────┐└────────────────┘ ├>│6. Финансовый анализ ├─┐┌────────────────┐ │ └─────────────────────┘ ││ 2. Уточнение ├─┘ ││финансовых целей│ │ ┌─────────────────┐│ предприятия │ │ │10. Окончательная│└────────────────┘ ├>│ценовая стратегия│┌────────────────┐ │ └─────────────────┘│3. Определение │ ││ потенциальных ├─┐ ┌─────────────────────┐ ││ покупателей │ │ │ 7. Сегментный ├─┤└────────────────┘ ├>│ анализ рынка │ │┌────────────────┐ │ └─────────────────────┘ ││4. Уточнение │ │ ││маркетинговой ├─┘ ││ стратегии │ ┌─────────────────────┐ │└────────────────┘ ┌>│8. Анализ конкуренции├─┤┌────────────────┐ │ └─────────────────────┘ ││5. Определение │ │ ┌─────────────────────┐ ││ потенциальных ├─┘ │ 9. Оценка влияния │ ││ конкурентов │ │ государственного ├─┘└────────────────┘ │ регулирования │ └─────────────────────┘
Первым этапом работ является сбор исходной информации для разработки ценовой политики и стратегии, причем основными мероприятиями в ходе выполнения данного этапа работ являются следующие: а) оценка затрат. При оценке затрат на образовательный процесс основное внимание следует уделять выявлению всех тех затрат, с которыми реально связан учебный процесс, а также выявлению и анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении контрольных цифр приема в результате изменения цен; б) уточнение финансовых целей ВУЗа. Ценовая стратегия должна соответствовать основным финансовым целям, принятым на ближайшее время и перспективу. В соответствии с финансовым планом определяется минимальный уровень прибыльности, необходимый при установлении цены на каждую из форм обучения по направлениям подготовки; в) определение перечня потенциальных конкурентов. При осуществлении этого мероприятия необходимо выявить существующих и потенциальных конкурентов, деятельность которых может в наибольшей степени повлиять на количество и качество абитуриентов и установить уровень договорных цен на каждую из форм обучения по направлениям подготовки, осуществляемые существующими конкурентами, и оценить, насколько эти цены отличаются от установленных, в том числе за счет различного рода скидок и особых условий. На основе имеющейся информации о ВУЗах - конкурентах, их перечня направлений подготовки, контрольных цифр приема, организационной работы приемной кампании, планов развития и т.д., определить основную цель в сфере ценообразования и проанализировать преимущества и недостатки, имеющиеся у конкурентов, например, с точки зрения репутации у абитуриентов, качества образовательного процесса, имиджа ВУЗа, территориального расположения, наличия общежития. 26. Вторым этапом процесса разработки ценовой политики стратегии является стратегический анализ. В ходе его выполнения ранее собранная информация подвергается соответствующему анализу: а) финансовый анализ. Проведение финансового анализа основывается на информации о: возможных вариантах цены; о затратах на образовательный процесс; возможном выборе того или иного направления подготовки или формы обучения, в котором ВУЗ может завоевать абитуриентов более полным удовлетворением их требований, либо по другим причинам у него предпочтительные шансы создания устойчивых конкурентных преимуществ. Финансовый анализ позволит определить ВУЗу наиболее перспективное сочетание для удовлетворения требований абитуриентов, чем у конкурентов. б) сегментный анализ рынка, в ходе которого необходимо определить, как наиболее выгодно дифференцировать цены на образовательные услуги, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности абитуриентов к уровню цен и по уровню затрат ВУЗа для наиболее адекватного удовлетворения требований абитуриентов из различных сегментов. В этих целях заранее прогнозируется возможный вариант абитуриентов по формам и условиям для того, чтобы установление пониженной цены на конкретную форму обучения не мешало установлению более высоких цен по другим. А также следует неукоснительно выполнять требования действующего законодательства по вопросам ценообразования; в) анализ конкуренции. Целью такого анализа является оценка (прогнозирование) возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен на образовательные услуги и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ. 28. Для разработки и успешной реализации ценовой политики в УрГЭУ имеется постоянно действующее структурное подразделение – Финансово-экономическое управление, отвечающее за вопросы ценообразования на образовательные услуги ВУЗа. При непосредственном участии Управления по приему и довузовской подготовке, ответственного за проведение рекламных кампаний, формирование имиджа университета и распространение информации среди учащихся школ, техникумов, колледжей, училищ, ВУЗов.
Список литературы. 1. Басовский, Л. Е. Маркетинг: курс лекций/ Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 218 с. 2. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики : электрон. учеб. / В. И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2008. – 1 с. 3. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061500 "Маркетинг", 060800 "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)"/ М. Н. Григорьев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2011. – 448 с. 4. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах : учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 495 с. 5. Котлер, Ф. Основы маркетинга: крат. курс: [пер. с англ.] / Ф. Котлер. – М. [и др.]: ВИЛЬЯМС, 2007. – 646 с. 6. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, И. Сетиаван; душе [пер. с англ. А. Заякина]. – М.:Эксмо, 2011. – 240 с. (Гуру менеджмента). 7.Мазилкина, Е. И. Маркетинг: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и К, 2009. – 367 с. 8. Маркетинг: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 080500 Менеджмент / [В. В. Герасименко [и др.]; под ред. В. В. Герасименко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М.: Инфра-М, 2010. – 416 с. Интернет – источники: http://www.grandars.ru/ http://internet-advance.ru/ http://taketop.ru/ https://www.consultant.ru
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2687)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |