Концепции науки. Персоналии
| Карл Поппер
Теория фальсификационизма
| Томас Кун
Теория научных революций
| Имре Лакатос
Теория научно-исследовательских программ
| Майкл Полани
Концепция неявного знания
| Пол Фейерабенд
Теория пролиферации идей и методологического анархизма
| Ответ на слабые стороны предыдущих концепций
| Надо показать не что есть наука, а что есть не наука.
| Критика и опровержения возможны только в периоды «кризисов»!
| Одна парадигма не может господствовать! Их всегда несколько!
| Текст, в т.ч. научный, не передает в явной форме все, что в него пытался заложить автор.
| Возвеличивают роль науки, недооценивают роль субъективного фактора и ненаучных знаний
|
Сущность концепции
| Наука это процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Наука точно определяет условия, при которых та или иная позиция признается непригодной. Это постоянный процесс.
| Процесс развития научного знания - это процесс смены парадигм.
Это «мистическое преображение».
| Наука – это процесс соперничества научных теорий (научно-исследовательских программ), где побеждает та, эвристический потенциал которой выше. Именно он и может обеспечить получение нового знания.
| Любой научный текст всегда является частью более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности, ее контекста, а последний – частью еще боле широкой и неопределенной реальности – интертекста.
| Наука и ее развитие это процесс пролиферации, то есть размножения несоизмеримых теорий. Все виды и Формы знания равноправны, что и способствует росту знания.
|
Слабые стороны
| Почему теории или гипотезы опровергаются только в определенные периоды? А не всегда, не постоянно?
| Всегда ли господствует одна парадигма?
Существуют «внепарадигмальные» факты.
| Не ясно как формируются исследовательские программы и их базисные теории.
| Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, следовательно, их практически невозможно передать?
| Исключается значимость рациональной и методологической составляющей науки.
|
Таблица 1. Непозитивистские трактовки научного знания и познания.
Название
| Конвенционализм (Ле Руа, А. Пуанкаре)
| Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи)
| Операционализм (П. Бриджмен)
| Франкфуртская школа
(М. Хоркхаймер, Т. Адорно)
|
Сущность
| В основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и пр., т.е. критериями не связанными непосредственно с их истинностью
| Все знание, в том числе и научное имеет адаптационно-практическую природу и должно приносить пользу людям. Критерий научности – польза и успех.
| Значение любого подлинно научного знания должно быть синонимично множеству операций (прежде всего измерения!), используемых для фиксации соответствующих характеристик объекта.
| Наблюдения и факты не имеют примата в науке. Традиционная теория как дедуктивная система высказываний – первый уровень понимания, который социально обусловлен. Науку нельзя освободить от ценностей.
| Слабые стороны
| Абсолютизация идеи конвенции
| Абсолютизация идеи пользы и практичности
| Абсолютизация опытной, измерительной процедуры в науке
| Недооценка роли эмпирического уровня в науке
| Таблица 2.
Название
| Феноменология (Э. Гуссерль)
| Философия науки (М. Хайдеггер)
| Герменевтическая философия науки (Г. Гадамер)
| Постмодернизм (Ж._Ф. Лиотар)
|
Сущность
| Наука это сознание в его смыслах, ее сущность – осознание смыслов, эйдосов. Научное познание предполагает уровень первоочевидностей (исходные впечатления от изучаемых объектов) и уровень идеальных очевидностей. К ним следует также добавить язык и практику. Важнейшим методом науки является феноменологически
-универсальная индукция, восхождение от переживаний к эйдосам и постоянная ее реактивация
| Наука – это конструирование и навязывание сущему (миру) схемы предметного противостояния, рассмотрения, согласно методу, картины мира как совокупности представлений. Наука это такое представление, когда мир становится картиной, в которой все – предметы. В науке мир не сущее, а картина, состоящая из предметов, которые и изучаются.
| Наука – это существенная, но не единственная часть герменевтического опыта. Научные факты это события в рамках обширного жизненного опыта человека. Понимание событий осуществляется в языке. Теория – жесткий языковый каркас, грубо натягиваемый на мир единичных событий и навязывающий ему объективизм законов.
| Эволюция науки это прерывное, несгладимое, катастрофическое, парадоксальное развитие. Постмодернистская наука меняет смысл слова «знание», объясняя, как это изменение происходит. Она производит не известное, а неизвестное. Наука создает идеи и наращивает агонию по их поводу.
| Слабые стороны
| Абсолютизация роли ментального в науке.
| Отказ науке в возможности постижения реального мира, недооценка опытной науки
| Сведение всего опыта науки к сфере языка.
| Преувеличение парадоксальности современной науки.
|
Читайте также:
©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы
|