Имре Лакатос
Теория научно-исследовательских программ
Майкл Полани
Концепция неявного знания
Пол Фейерабенд
Теория пролиферации идей и методологического анархизма
Ответ на слабые стороны предыдущих концепций
Надо показать не что есть наука, а что есть не наука.
Критика и опровержения возможны только в периоды «кризисов»!
Одна парадигма не может господствовать! Их всегда несколько!
Текст, в т.ч. научный, не передает в явной форме все, что в него пытался заложить автор.
Возвеличивают роль науки, недооценивают роль субъективного фактора и ненаучных знаний
Сущность концепции
Наука это процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Наука точно определяет условия, при которых та или иная позиция признается непригодной. Это постоянный процесс.
Процесс развития научного знания - это процесс смены парадигм.
Это «мистическое преображение».
Наука – это процесс соперничества научных теорий (научно-исследовательских программ), где побеждает та, эвристический потенциал которой выше. Именно он и может обеспечить получение нового знания.
Любой научный текст всегда является частью более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности, ее контекста, а последний – частью еще боле широкой и неопределенной реальности – интертекста.
Наука и ее развитие это процесс пролиферации, то есть размножения несоизмеримых теорий. Все виды и Формы знания равноправны, что и способствует росту знания.
Слабые стороны
Почему теории или гипотезы опровергаются только в определенные периоды? А не всегда, не постоянно?
Всегда ли господствует одна парадигма?
Существуют «внепарадигмальные» факты.
Не ясно как формируются исследовательские программы и их базисные теории.
Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, следовательно, их практически невозможно передать?
Исключается значимость рациональной и методологической составляющей науки.
Таблица 1. Непозитивистские трактовки научного знания и познания.
Название
Конвенционализм (Ле Руа, А. Пуанкаре)
Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи)
Операционализм (П. Бриджмен)
Франкфуртская школа
(М. Хоркхаймер, Т. Адорно)
Сущность
В основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и пр., т.е. критериями не связанными непосредственно с их истинностью
Все знание, в том числе и научное имеет адаптационно-практическую природу и должно приносить пользу людям. Критерий научности – польза и успех.
Значение любого подлинно научного знания должно быть синонимично множеству операций (прежде всего измерения!), используемых для фиксации соответствующих характеристик объекта.
Наблюдения и факты не имеют примата в науке. Традиционная теория как дедуктивная система высказываний – первый уровень понимания, который социально обусловлен. Науку нельзя освободить от ценностей.
Слабые стороны
Абсолютизация идеи конвенции
Абсолютизация идеи пользы и практичности
Абсолютизация опытной, измерительной процедуры в науке
Недооценка роли эмпирического уровня в науке
Таблица 2.
Название
Феноменология (Э. Гуссерль)
Философия науки (М. Хайдеггер)
Герменевтическая философия науки (Г. Гадамер)
Постмодернизм (Ж._Ф. Лиотар)
Сущность
Наука это сознание в его смыслах, ее сущность – осознание смыслов, эйдосов. Научное познание предполагает уровень первоочевидностей (исходные впечатления от изучаемых объектов) и уровень идеальных очевидностей. К ним следует также добавить язык и практику. Важнейшим методом науки является феноменологически
-универсальная индукция, восхождение от переживаний к эйдосам и постоянная ее реактивация
Наука – это конструирование и навязывание сущему (миру) схемы предметного противостояния, рассмотрения, согласно методу, картины мира как совокупности представлений. Наука это такое представление, когда мир становится картиной, в которой все – предметы. В науке мир не сущее, а картина, состоящая из предметов, которые и изучаются.
Наука – это существенная, но не единственная часть герменевтического опыта. Научные факты это события в рамках обширного жизненного опыта человека. Понимание событий осуществляется в языке. Теория – жесткий языковый каркас, грубо натягиваемый на мир единичных событий и навязывающий ему объективизм законов.
Эволюция науки это прерывное, несгладимое, катастрофическое, парадоксальное развитие. Постмодернистская наука меняет смысл слова «знание», объясняя, как это изменение происходит. Она производит не известное, а неизвестное. Наука создает идеи и наращивает агонию по их поводу.
Слабые стороны
Абсолютизация роли ментального в науке.
Отказ науке в возможности постижения реального мира, недооценка опытной науки