Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепции науки. Персоналии



2015-12-14 318 Обсуждений (0)
Концепции науки. Персоналии 0.00 из 5.00 0 оценок




  Карл Поппер Теория фальсификационизма Томас Кун Теория научных революций Имре Лакатос Теория научно-исследовательских программ Майкл Полани Концепция неявного знания Пол Фейерабенд Теория пролиферации идей и методологического анархизма
Ответ на слабые стороны предыдущих концепций Надо показать не что есть наука, а что есть не наука. Критика и опровержения возможны только в периоды «кризисов»! Одна парадигма не может господствовать! Их всегда несколько! Текст, в т.ч. научный, не передает в явной форме все, что в него пытался заложить автор. Возвеличивают роль науки, недооценивают роль субъективного фактора и ненаучных знаний
  Сущность концепции Наука это процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Наука точно определяет условия, при которых та или иная позиция признается непригодной. Это постоянный процесс. Процесс развития научного знания - это процесс смены парадигм. Это «мистическое преображение». Наука – это процесс соперничества научных теорий (научно-исследовательских программ), где побеждает та, эвристический потенциал которой выше. Именно он и может обеспечить получение нового знания. Любой научный текст всегда является частью более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности, ее контекста, а последний – частью еще боле широкой и неопределенной реальности – интертекста. Наука и ее развитие это процесс пролиферации, то есть размножения несоизмеримых теорий. Все виды и Формы знания равноправны, что и способствует росту знания.
  Слабые стороны Почему теории или гипотезы опровергаются только в определенные периоды? А не всегда, не постоянно? Всегда ли господствует одна парадигма? Существуют «внепарадигмальные» факты.   Не ясно как формируются исследовательские программы и их базисные теории. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, следовательно, их практически невозможно передать? Исключается значимость рациональной и методологической составляющей науки.

 

 

Таблица 1. Непозитивистские трактовки научного знания и познания.

Название Конвенционализм (Ле Руа, А. Пуанкаре) Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) Операционализм (П. Бриджмен) Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно)
  Сущность В основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и пр., т.е. критериями не связанными непосредственно с их истинностью Все знание, в том числе и научное имеет адаптационно-практическую природу и должно приносить пользу людям. Критерий научности – польза и успех. Значение любого подлинно научного знания должно быть синонимично множеству операций (прежде всего измерения!), используемых для фиксации соответствующих характеристик объекта. Наблюдения и факты не имеют примата в науке. Традиционная теория как дедуктивная система высказываний – первый уровень понимания, который социально обусловлен. Науку нельзя освободить от ценностей.
Слабые стороны Абсолютизация идеи конвенции Абсолютизация идеи пользы и практичности Абсолютизация опытной, измерительной процедуры в науке Недооценка роли эмпирического уровня в науке

Таблица 2.

Название Феноменология (Э. Гуссерль) Философия науки (М. Хайдеггер) Герменевтическая философия науки (Г. Гадамер) Постмодернизм (Ж._Ф. Лиотар)
  Сущность Наука это сознание в его смыслах, ее сущность – осознание смыслов, эйдосов. Научное познание предполагает уровень первоочевидностей (исходные впечатления от изучаемых объектов) и уровень идеальных очевидностей. К ним следует также добавить язык и практику. Важнейшим методом науки является феноменологически -универсальная индукция, восхождение от переживаний к эйдосам и постоянная ее реактивация Наука – это конструирование и навязывание сущему (миру) схемы предметного противостояния, рассмотрения, согласно методу, картины мира как совокупности представлений. Наука это такое представление, когда мир становится картиной, в которой все – предметы. В науке мир не сущее, а картина, состоящая из предметов, которые и изучаются. Наука – это существенная, но не единственная часть герменевтического опыта. Научные факты это события в рамках обширного жизненного опыта человека. Понимание событий осуществляется в языке. Теория – жесткий языковый каркас, грубо натягиваемый на мир единичных событий и навязывающий ему объективизм законов. Эволюция науки это прерывное, несгладимое, катастрофическое, парадоксальное развитие. Постмодернистская наука меняет смысл слова «знание», объясняя, как это изменение происходит. Она производит не известное, а неизвестное. Наука создает идеи и наращивает агонию по их поводу.
Слабые стороны   Абсолютизация роли ментального в науке. Отказ науке в возможности постижения реального мира, недооценка опытной науки Сведение всего опыта науки к сфере языка. Преувеличение парадоксальности современной науки.



2015-12-14 318 Обсуждений (0)
Концепции науки. Персоналии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепции науки. Персоналии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)