ТЕМА 4. АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ
1. Личность императора Александра II, его воспитание, образование, черты характера. Первые шаги Александра II после вступления на престол. Характеристика личности цесаревича, влияние на него отца и воспитателей. Участие Александра II в государственном управлении до восшествия на престол. Социально-экономическая и политическая характеристика государства на момент восшествия на престол Александра II. Первые экономические и политические мероприятия Александра II. 2. Подготовка и суть реформы отмены крепостного права. Военная, судебная реформы. Реформа местного самоуправления и др. Характеристика основных этапов закрепощения крестьян. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка, суть и осуществление реформы. Последствия и результаты реформы. Причины и подготовка «великих» реформ, их ход и результаты. Влияние реформ на дальнейшее развитие России. Гибель «царя-реформатора». 3. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Вывод страны из международной изоляции. Южное и восточное направление внешней политике: русско-турецкая война, присоединение новых земель в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 4. Итоги и результаты правления Александра II Великого. Факты и цифры итогов правления Александра II Великого. Оценки современников и потомков. Основные понятия и термины: мировое общественное развитие, реформа, либерализм, консерватизм, модернизация, община, общественное сознание, выкупные платежи, сословный строй, гражданское общество, секретный комитет, манифест, земство, состязательный суд. Исторические даты и имена для запоминания. 1826 г. – учреждение Секретного комитета по крестьянскому вопросу. 1833 г. – указ о запрещении продажи крепостных крестьян с публичного торга и с раздроблением семейства. 1835 г. – учреждение второго Секретного комитета (по крестьянскому вопросу). 1835 г. – указ о запрещении помещикам отзывать крепостных, работающих по найму на фабриках и заводах, до окончания срока найма. 1839 г. – учреждение третьего Секретного комитета по крестьянскому вопросу. 1853-1856 гг. – Крымская (Восточная) война. 1855-1881 гг. – царствование Александра II. 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста и Положения об освобождении крестьян. 1861 г. – образование тайного общества «Земля и воля». 18 июня 1863 г. – принятие либерального университетского Устава, начало реализации реформы образования. 1 января 1864 г. – провозглашение земской реформы. 14 июля 1864 г. – новый Устав начальных школ. 19 ноября 1864 г. – новый Устав гимназий. 20 ноября 1864 г. – судебная реформа. 6 апреля 1865 г. – реформа в области цензуры. 16 июня 1870 г. – реформа городского управления. 1 января 1874 г. – военная реформа Д.А. Милютина. 1 марта 1881 г. – смерть Александра II «освободителя». Тесты для самоконтроля 1. Годы правления Александра II: а) 1818-1855, б) 1855-1881, в) 1853-1880. 2. Реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю а) полностью за счет государственной казны, б) бесплатно, в) за выкуп при содействии правительства. 3. Судебная реформа 1864 г. вводила: а) закрытое судопроизводство, б) сословность суда, в) участие в процессе адвоката и прокурора. 4. Военная реформа Александра II предполагала: а) освобождение крестьян от всеобщей воинской повинности, б) освобождение дворян от воинской повинности, в) равенство всех сословий в отношении воинской повинности. 5. Земские учреждения, образованные при Александре II: а) являлись местными органами самоуправления, б) центральными учреждениями, ведавшими определенными отраслями гос. управления, в) городским казначейством. Работа с источниками Речь Александра II в Государственном Совете (20 января 1861 г.) «Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб это дело теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию, и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всем при том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено об этом свидетельствовать перед потомством. При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приеме дворян, я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может свершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что все старание мое заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле». Задания к тексту - Какие проблемы в развитии российского общества выделил император в своем выступлении, какую оценку он им дает?
ТЕМА 5. П.А. СТОЛЫПИН И ЕГО РЕФОРМЫ 1. Личность П.А. Столыпина. Его политическая биография. Характеристика личности П.А. Столыпина: воспитание и образование, семья. Политическая биография: должности, посты на службе и показатели его работы. 2. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее цель, суть и осуществление. Причины, предпосылки, цель и осуществление аграрных преобразований. Переселенческая политика П.А. Столыпина. 3. Социально-экономические преобразования П.А. Столыпина. Предложения, проекты и осуществление социально-экономических и политических преобразований в России в 1906-1914 гг. 4. Итоги столыпинских реформ. Факты и цифры итогов работы П.А. Столыпина в системе регионального и государственного управления. Основные понятия и термины: «столыпинский» галстук», военно-полевой суд, община, хутор, отруб, переселение, «столыпинский» вагон, страхование, квалификация, товарное производство, освоение, развитие, заселение, экономический подъем.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |