Формы организации обучения. Урок — основная форма организации обучения
К У Р С Л Е К Ц И Й По дисциплине “Теория педагогики” (дидактика) составитель: кпн, доцент кафедры педагогики Савенко Т.Н.
Содержание
Содержание курса. 3 Тема 1. Педагогика как наука. 6 Тема 2. Методологические основы педагогики. 15 Тема 3. Личность как субъект и объект воспитания. 24 Тема 4. Дидактика — теория образования и обучения. 43 Тема 5. Содержание образования. 49 Тема 6.Тема 6. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения. 65 . Тема 7. Методы и средства процесса обучения. 72 Тема 8. Формы организации обучения. 85 Тема 9. Урок – основная форма организации учебного процесса. 99 Вопросы к зачету по теории педагогики. 120
Содержание курса Теория педагогики Тема 1. Педагогика как наука. Методологические основы Педагогики Педагогика как сложная общественная наука о формировании личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания. Предпосылки возникновения педагогики как науки. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания. Вклад Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега и др. в развитие педагогики. Предмет педагогики, проблемы ее исследования. Основные категории педагогики. Понятие о методологии педагогической науки. Основные методологические положения педагогики. Структура педагогической науки., дифференциация педагогики по отраслям. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с другими науками. Методы педагогических исследований: эмпирические, теоретические, методы статистического анализа.
Тема 2. Личность как субъект и объект воспитания Понятие о социальной сущности личности, ее развитии и формировании. Современные подходы к проблеме развития и формирования личности школьника. “Концепция воспитания и образования в РБ” об “объект-субъектных”, “субъект-объект-субъектных” отношениях в педагогическом процессе. Основные факторы развития и формирования личности. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности личности в ее развитии и формировании. Индивидуальные особенности развития личности школьника, их учет в педагогическом процессе. Проблема возрастных особенностей развития личности в педагогике. Возрастные особенности развития личности школьника, их учет в процессе обучения и воспитания. Возрастная периодизация школьников.
Тема 3. Дидактика — теория обучения Понятие о дидактике. Предмет и проблемы исследования дидактики. Развитие и становление дидактики. Я.А. Коменский как основатель научной дидактики. “Великая дидактика” Я.А. Коменского. Вклад И.Г. Песталоцци, А.Дистервега, К.Д. Ушинского и др. в развитие дидактики. Исследование проблем дидактики современными учеными (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин и др.). Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования, преподавание, учение.
Тема 4. Содержание образования Цели образования, их обоснование в дидактике. Понятие “содержание образования”. Факторы, воздействующие на определение содержания образования. Источники и принципы формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Дидактические требования к содержанию образования, проблемы его совершенствования. Документы, в которых находит отражение содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. “Концепция образования и воспитания в РБ”, “Закон РБ об образовании” Сущность и особенности содержания образования в Беларуси на современном этапе. Основные направления реформирования современной школы в РБ.
Тема 5. Процесс обучения. Структура, закономерности, принципы обучения. Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса. Сущность понятия “процесс обучения”, основные характеристики процесса обучения: целенаправленность, двусторонность. Функции процесса обучения, их взаимосвязь. Структурные компоненты процесса обучения: - целевой; -мотивационный; -операционно-деятельностный; -контрольно-регулировочный; -оценочно-результативный. Основные этапы процесса обучения, их содержание. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний на практике, обобщение и повторение, прочное усвоение учебного материала. Понятие о закономерностях и принципах обучения, их взаимосвязь. Общие принципы учебно-воспитательного процесса. Система дидактических принципов. Характеристика специфических принципов обучения (научности, сознательности и творческой активности учащихся в процессе обучения, систематичности и последовательности обучения, прочности обучения, наглядности).
Тема 6. Методы обучения Методы обучения как система целенаправленных способов действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся. Проблема классификации методов в дидактике. Различные подходы к классификации методов обучения: — по источникам получения знаний; — по типам познавательной деятельности учащихся; — по дидактическим задачам. Характеристика основных методов обучения: 1. Методы устного изложения знаний учителем. 2. Методы закрепления изучаемого материала. 3. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. 4. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике. 5. Методы проверки и оценки знаний, контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Тема 7. Формы организации обучения. Урок — основная форма организации обучения Понятие о формах обучения и формах организации обучения. Из истории развития форм обучения, классно-урочной системы. Вклад Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского в становление и развитие классно-урочной системы. Тенденции развития современных организационных форм обучения. Урок как основная форма организации учебного процесса, определение сущности понятия “урок”. Классификация типов уроков. Структура урока, техника его проведения. Требования к современному уроку. Другие формы организации обучения (экскурсии, факультативные занятия, практикумы, семинары, формы внеклассной учебной работы, домашний учебный труд школьников), их роль в общей системе обучения. Взаимосвязь других фор организации обучения с уроком.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |