Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 6,7. Методы, формы и средства обучения



2015-12-14 4255 Обсуждений (0)
Занятие 6,7. Методы, формы и средства обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Планы семинарских занятий по педагогике

МОДУЛЬ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

МОДУЛЬ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Занятие 1. Целостный педагогический процесс

1. Педагогический процесс:

· сущность,

· основные характеристики,

· структура,

· функции.

2. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса.

3. Противоречия как движущая сила педагогического процесса.

Литература:

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

2. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкаcистого.- М.: Пед. об-во России, 2002.- 640 с.

Задания

Задание 1. Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Найти определения и сравнить в виде таблицы.

Задание 2. Проанализируйте следующую ситуацию. В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физической культуры. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем: «Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде разбросаны мячи, обручи, в спортивном зале душно, свет тусклый». На что учитель ответил: «Что касается света, чистоты – это не имеет отношения к учебному занятию по физической культуре. Моя задача – научить ребят, как правильно бегать, прыгать, создавать условия для их физического развития». Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности уроков физического воспитания.

Задание 3. Проанализируйте высказывание одного из педагогов: «Что такое, собственно говоря, «авторитет»? Какой учитель становится авторитетным? Тот, который обладает большей духовной силой, большей силой воли. Дети же, чувствующие силу или слабость человека, склонны всегда подчиняться силе. Некоторые считают, что духовная сила хороша уже потому, что она духовная, что это некая благородная, чистая (в отличие от физической) сила и что поэтому хорошо, когда человек подчиняется этой силе, Я думаю, что как постыдно физически более сильному принуждать физически более слабого ради своей выгоды, так постыдно и духовно более сильному пользоваться своей силой для подчинения духовно более слабого. Никакой качественной разницы здесь нет. То и другое только разные формы подчинения. Человек должен совершать тот или иной поступок не вследствие влияния на него внешних причин, людей и т.п., а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного поступка, из убеждения в его истинности. Первое есть рабство, второе – свобода. Цель нормального воспитания состоит не в том, чтобы ученик слушался какого-то, пусть самого прекрасного учителя, а в том, чтобы он слушался себя». Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

Задание 4. Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?

Задание 5. Старшеклассникам предложили принять участие в составлении «джентльменского набора» - списка качеств своего ровесника через газету «Алые паруса». На ее страницах был предложен ряд вопросов: Какие качества характеризуют современного человека? Кого можно сегодня назвать «джентльменом»? Как вы прокомментируете шутку англичан, что «джентльмен – это тот, кто кошку назовет кошкой, даже если на нее наступит»? Больше всего я ценю в человеке … Считаете ли вы себя современным человеком? А джентльменом? Почему?

С какой целью было предложено данное задание? Дайте свой вариант ответов на все предложенные вопросы. Какой из задаваемых вопросов вы считаете наиболее важным для понимания жизненной позиции современного молодого человека?

Задание 6. Какие из указанных ниже свойств педагогического процесса характерны и для процесса обучения, и для процесса воспитания?

•двусторонность взаимодействия педагога и учащегося;

•направленность всего процесса на развитие личности;

•единство содержательной и процессуальной сторон;

•взаимосвязь всех структурных элементов;

•реализация трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Задание 7. Н.Г.Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств. Согласны ли Вы с этим высказыванием? Ответ аргументируйте. Создайте свой «портрет» образованного человека.

Задание 8. П.Ф. Каптеев в своей работе «Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны» рассматривает педагогический процесс с внешней и внутренней стороны следующим образом: «Если рассматривать педагогический процесс с внешней стороны, то он представится в виде передачи старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, ранее жившего и ныне живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде живущего человечества к ныне живущему. Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т.е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможностей помогать этому процессу. Сущность педагогического процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма…». В чем Вы согласны с автором, в чем не согласны? Аргументируйте свою позицию.

Задание 9. Восстановите деформированный текст: «Деятельность, направленная создание – педагогическом оптимальных воспитания, развития личности воспитанника и для профессиональная возможностей процессе свободного и саморазвития на и условий выбора творческого педагогическая деятельность в обучения, самовыражения».

 

Занятие 2. Обучение и его место в целостном педагогическом процессе

1. Структура процесса обучения: цель, содержание, средства, методы, формы организации, принципы, достигаемые результаты.

2. Особенности учебной деятельности, ее этапы (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение).

3. Управление учебной деятельностью.

4. Формирование мотивации учебной деятельности школьников.

Литература

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику,- М., 1990.

3. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагс гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пид-касистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

5. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М., 1999.

Задания

Задание 1.Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность?

 

Задание 2.Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.

а) Процесс обучения б) Процесс обучения

 

               
   
     
 
 
   
 
 

 

 


Задание 3. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.

 

Определение понятия «процесс обучения» На чем сделан акцент Что общего В чем различие
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями <…>» (Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 1979)      
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988)    
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.)    

Педагогические задачи

Задача1. В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение К- Маркса об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

Кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?

Занятие 3. Законы, закономерности и принципы обучения

1. Законы и закономерности обучения. Классификация закономерностей.

2. Принцип как категория дидактики. Характеристика принципов обучения: наглядности, доступности, прочности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой.

3. Правила обучения.

Литература

 

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с. (и др. авторы)

  1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагс гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пид-касистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Задания

Задание 1. К какому принципу вы отнесете правило: «Как мож­но чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развива­ющего обучения»?

а) сознательности и активности;

б) наглядности;

в) доступности;

г) научности;

д) связи теории с практикой.

Педагогические задачи

Задача 1 Ира отличалась от других первоклассников стеснительным характером, слабо развитой речью. К школе девочку никак не готовили, детский сад она не посещала. Прошло несколько учебных дней, и Ира наотрез отказалась посещать школу: самые простые задания у нее не получались, девочка почувствовала сразу себя безнадежно отстающей. Софья Николаевна приложила много усилий, чтобы преодолеть негативное отношение девочки к школе.

Нередко вместе с учительницей, будто невзначай, шли они после уроков домой. В пути, мимоходом, девочке предлагалось то сосчитать дома и деревья, то сравнить грузовик с "Жигулями" - чем похожи, чем отличаются? Или сравнить листья тополя и клена. Так, день за днем расширялся круг наблюдений, а между учителем и ученицей устанавливались доверительные отношения. Ира все чаще и увереннее рассказывала об увиденном на уроках. Внимание класса радовало, девочка все заметнее привязывалась к коллективу. К марту она научилась считать и читать, заметно продвинулась в своем развитии.

На уроках Софьи Николаевны никто не попрекнет за ошибку - объяснят непонятное, искусно подтолкнут собственную мысль, всегда и во всем тебя поймут. (Романовская 3. С доверием к ребенку // Правда.- 1980.- 14 марта.)

В соответствии с какими дидактическими принципами обучения по системе известного советского педагога Л. В. Занкова учительница строит свои уроки? Дайте им оценку.

Задача 2. С целью установления связей, как частных, так и обобщенных, как одиночных, так и целой их совокупности, учитель русского языка предложил учащимся познавательную задачу: "Почему одним и тем же словом в следующих сочетаниях обозначены разные признаки: глухой человек, глухой всплеск воды, глухой ворот, глухой лес?"(Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Знание, 1978.- С. 20.)

Из каких дидактических принципов исходит учитель, предлагая на уроке познавательные задачи такого типа? Как вы понимаете сущность понятий системность знаний и систематичность знаний? Каковы пути достижения систематичности знаний школьников?

Задача 3. На уроке ученица бойко начала читать стихотворение наизусть, вдруг замолчала. Начала снова, опять запнулась и расплакалась.

- Я учила,- еле выговорила она.

- Ничего, не волнуйся. Вспомни, а пока ответит Вася.

Девочка, слушая товарища, успокоилась. Голос ее зазвучал уверенно, выразительно. Отметка - пять.

После урока, на котором присутствовали студенты, разгорелся спор, не слишком ли щедро оценен ответ.

- Нет, отметку я снижать не могу,- сказала учительница.- Девочка старательная, но очень волнуется у доски. Если не прощать ей волнения, пропадет уверенность и вовсе будет плохо. Вот Алеше я такого не прощаю. Если он ошибается, значит, не учил. С ним без строгости нельзя, ленится. В первые годы работы я старалась одинаково относиться к каждому поступку, не вдаваясь в мотивы. Мне казалось, разное отношение будет обижать школьников, мешать их дружбе, а потом поняла, что просто прячусь за эти слова, боясь глубже заглянуть в детскую душу. Со временем убедилась, что не только я, но и ученики могут понять, почему педагог, казалось бы, одинаковым явлениям дает разную оценку. (Лантасова Л. Чтобы чудо состоялось // Учит, газ.- 1979.- 24 марта.)

Права ли учительница? Какой дидактический принцип осуществляется ею в практике обучения?

Занятие 4, 5 Содержание общего образования

Часть1

  1. Понятие общего образования.
  2. Цели и задачи общего образования.
  3. Сущность содержания образования и его компоненты.
  4. Принципы и критерии отбора содержания образования.

 

Часть 2.

  1. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся.
  2. Образовательный стандарт.
  3. Учебный план и его характеристика.
  4. Учебные программы и учебная литература.

Литература:

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

2. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагс гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пид-касистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

 

Задания:

Задание 1. Что такое содержание образования:

· система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

· достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

· общие идеи о построении природы и жизни общества.

Задание 2. Сегодня в РФ существует более тысячи наименований учебников для средней школы. Выделите и назовите положительные и отрицательные черты сложившейся ситуации. Какие проблемы ставит перед учителем подобное положение дел?

Задание 3. Содержание образования – наиболее «подвижный», постоянно изменяющийся компонент процесса обучения. С чем, по-вашему, это связано? Почему при создании учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий и т. п.) менялось прежде всего именно содержание образования?

Занятие 6,7. Методы, формы и средства обучения

Часть1.

1. Понятие о методах обучения.

2. Различные подходы к классификации методов. Особенности использования групп методов, конкретные формы их проявления в практической педагогической деятельности.

3. Выбор методов обучения

4. Современные методы обучения (деловые игры, метод погружения, метод опережающего обучения, метод микрооткрытий).

5. Дидактические функции средств обучения. Требования к использованию средств обучения.

Задания:

Задание 1. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»? (заполните таблицу)

Понятие Общие черты Различия
Принцип обучения    
Метод обучения  

Задание 2.В какую группу включены практические методы обучения:

  1. наблюдение, беседа, инструктаж;
  2. демонстрация, лабораторная работа, работа с контурной картой, упражнение;
  3. упражнение, лабораторная работа, графическая работа, практическая работа;
  4. изготовление рисунков, экскурсия, рассказ, составление таблицы?

Задание 3.Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?

  1. внешнее выражение процесса обучения;
  2. способ достижения конкретной дидактической цели;
  3. совокупность знаний, умений и навыков;
  4. способ организации общения;
  5. способ организации взаимодействия;
  6. форма реализации процесса обучения;
  7. способ осуществления воспитания и развития;
  8. способ контроля учебной деятельности;
  9. способ мотивации деятельности.

Задание 4. Какой метод обучения характеризуется тем, что учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают ход их и из своих наблюдений делают обобщенные выводы?

  1. Демонстрация;
  2. Иллюстрация;
  3. Упражнение;
  4. Письменные работы;
  5. Лабораторные работы;
  6. Практикум.

Педагогические задачи

Задача 1 "У меня была любимая учительница. Свой предмет - химию - она знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. Но всегда мы чувствовали, что ее рассказ - лишь маленькая частица того, что она знает. К химии я относилась долгое время весьма равнодушно, но радость общения с учительницей, охватывающая всех нас перед ее уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок. У нее были любимые ученики, но это чувствовалось только в повышенной требовательности к ним. Все чувствовали, что она неравнодушна к каждому. В VII-VIII классах мы позволяли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: и если последнее слово оставалось за ней, и если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли ее поднимать "руки вверх" - так она всегда говорила.

Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чем причина успеха преподавателя химии? Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

Задача 2 На уроке физики в X классе при изучении теории относительности перед учащимися была поставлена задача: "Ученый, знающий механику Галилея - Ньютона, покидает свою неподвижную относительно Земли лабораторию и устраивает лабораторию, изолированную, в закрытом прицепе, который можно тащить с помощью тягача вдоль горизонтального шоссе без шума и вибрации. Этот ученый может выполнить по крайней мере один опыт в своей лаборатории, с тем чтобы определить, имеет ли прицеп линейное или центростремительное ускорение, движется он с постоянной скоростью или покоится. Постройте опыты, которые ученый мог бы провести в каждом из этих случаев".

Какой метод обучения был избран учителем для изучения теории относительности? В чем суть и при каком условии он достигает цели?

Часть 2.

  1. Урок как основная форма организации обучения. Требования к уроку.
  2. Классификация уроков.
  3. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся).
  4. Анализ (самоанализ) урока. Основные направления анализа урока (цели урока, уровень и характер деятельности учащихся, методы и средства обучения, принципы, требования к уроку, содержание учебного материала).

Задания:

Задание 1. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?

1) Способ достижения конкретной дидактической цели;

2) Совокупность знаний, умений и навыков;

3) Внешнее выражение процесса обучения;

4) Способ контроля учебной деятельности.

Задание 2. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

 

Определение понятия «форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
«…Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)    
«…Форма организации обучения предполагает … упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М. Чередов)    
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (И.П. Подласый)    

Задание 3.Как Вы считаете, есть ли прямая связь между определенной формой организации обучения и эффективностью учебно-воспитательного процесса? Почему?

Задание 4. Как Вы считаете, можно ли устранить основное противоречие классно-урочной системы между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности? Каким образом?

Педагогические задачи:

Задача 1. Идет урок литературы. Учитель негромко и как будто не очень складно рассказывает о смерти Пушкина. Он не умел говорить красиво. Да, пожалуй, это было и не нужно. В классе и без того стояла тишина. Дети слушали его, боясь пошевелиться. Казалось, что на уроке та самая тишина, которая царила в доме на Мойке, где умирал поэт.

Глубокое чувство сострадания передавалось детям. Когда учитель рассказывал, как Пушкин, прощаясь с книгами, произнес: "Прощайте, друзья мои", мальчишка, сидевший за последней партой всхлипнул. Должно быть, он и сам не сознавал, что плачет, но слезы катились из его глаз. Да как же не плакать: ведь умирал великий Пушкин!

Во время этого урока ученики ничего не писали, не выполняли никакой самостоятельной работы, не отвечали на вопросы, в классном журнале не появилось ни одной оценки, не применялось никаких технических средств. Учитель владел только одним средством - словом, человеческой речью. (Гартунг Л. Десять минут до звонка // Воспитание школьников.- 1977.- № 4.- С. 78.)

Проанализируйте данный урок с позиций современных требований и дайте ему оценку. Правы ли те методисты и учителя, которые при оценке уроков или при их проведении рассчитывают только на ум и память школьников и не задумываются над тем, какие чувства необходимо вызвать на уроке у ребят? Верно ли утверждение, что "хороший преподаватель пения умеет поставить голос ученика, но еще важнее каждому учителю уметь "поставить" сердце ученика"? Как вы это понимаете - "поставить" сердце ученика?

Задача 2. Этот урок начался постановкой учебной задачи: основываясь на трех законах динамики и экспериментально наблюдаемых Ньютоном и его предшественниками закономерностях в движениях земных и небесных тел, повторить научное открытие Ньютона. Сообщаю научную цель урока: обосновать гипотезу, что сила взаимодействия двух точечных масс прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними. Записываем известные Ньютону опытные данные, анализируем каждый факт. Делаем вывод, что около Земли существует поле тяготения, что сила тяготения должна быть пропорциональна массам взаимодействующих тел. Предполагаем, что сила, заставляющая тела падать на Землю, и сила, искривляющая траекторию Луны и вызывающая ее непрерывное движение, имеют одинаковую физическую природу.

В итоге устанавливаем пропорциональность силы произведению масс и обратную пропорциональность ее квадрату расстояний между точечными массами. При проверке размерности вводим коэффициент пропорциональности и записываем формулу всемирного тяготения.

Смотрим фрагмент фильма об опытном определении гравитационной постоянной, отмечаем универсальность полученной формулы.

Домашнее задание формулируем так: "Каждый установленный факт, прежде чем стать научной теорией, должен пройти многократное подтверждение. Применяя данные 4-го опытного факта, подтвердить справедливость полученной формулы для такого варианта: некие реально не существующие планеты с равными массами Совершают круговое движение вокруг общего центра. В этом центре находится светило, удерживающее предполагаемые планеты на соответствующих расстояниях. Доказать, что сила их взаимодействия с этим светилом обратно пропорциональна квадрату расстояния от него".

На каждом этапе этого урока выслушиваем мнения всех желающих, но оцениваем и обсуждаем только грамотные, аргументированные ответы, при этом особенно ценим силу доказательств и убежденность их автора.

Определите тип приведенного выше урока. Чем определяется его структура и какие задачи решаются в ходе его? Цели урока планируются для учителя или для учащихся? В чем причина глубокого и прочного интереса к физике?

Литература

1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.,1981.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.

3. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига, 1995.

4. Куписевич И. Основы общей дидактики.- М., 1986.

5. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Внимание!!! Тест 1, анализ урока по приведенной схеме.

 

Занятие 8. Воспитание и его место в структуре целостного педагогического процесса

1. Понятия «воспитание», «воспитательный процесс», признаки воспитании.

2. Особенности воспитательного процесса.

3. Структура, движущие силы воспитания.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

 

 

Задания

Задание 1. Подберите разнообразные трактовки понятия «воспитания». Какое из них вам кажется наиболее актуальным? Почему?

Задание 2. Подготовьте сообщения о проблемах современного воспитания.

Задание 3.Внимательно прочитайте текст ФК1 и ФК2.

ФК 1. Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читайте мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода».

Но есть и другое видение сути данного явления. Я.А.Коменский : «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира», «В.Г.Белинский: « Воспитание – великое дело: им решается участь человека», Д.И.Менделеев: «Знания без воспитания – что меч в руках сумасшедшего».

Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.

Воспитание для всех времен и всех народов - важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание, средства, методы.

Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому воспитание и стало иметь смысл духовный. Уже у Платона читаем: « Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».

Что же такое «воспитание» в истинном, научном понимании этого слова?

Ответьте на вопросы:

1. Выскажите свое мнение по поводу взглядов на воспитание.

2. Что такое воспитание?

3. Прокомментируйте основные признаки воспитания.

4. В чем отличие процесса обучения от процесса воспитания?

5. Какова структура процесса воспитания?

6. Что является движущими силами воспитания?

7. Раскройте сущность принципов воспитания.

8. Что является содержанием воспитания?

9. Сформулируйте задачи трудового воспитания.

Задание 4. Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса:

1) преобладают ценностно-ориентационные, отношенческие, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты,

2) результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области,

3) ведущими являются логический, когнитивный компоненты,

4) педагогическое взаимодействие ориентировано на область сознания,

5) опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления,

6) педагогическое взаимодействие ориентировано на область чувств, эмоций, подсознания,

7) результатом являются нормы, ставшие внутренним регулятором действий и поступков,

8) огромную роль играет личность воспитателя.

Задание 5.Какое понятие определяется таким образом?

Корректировка поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.



2015-12-14 4255 Обсуждений (0)
Занятие 6,7. Методы, формы и средства обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 6,7. Методы, формы и средства обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)