Из опыта работы школ в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира»
Генеральной Ассамблеей ООН 2001-2010 годы провозглашены Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В соответствии с принятой на 53 сессии резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН идеи ненасилия и культуры мира становятся одними из ведущих при организации воспитательной деятельности в учебных заведениях, а педагогика мира является одним из активно развивающихся направлений педагогики. Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др. Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения. Основными направлениями совместной деятельности освобожденных классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, психологов по реализации данной программы являются: санитарно-гигиеническое просвещение учащихся и родителей; нравственно-половое воспитание школьников; создание в школе условий для социально-психологического комфорта и защищенности учащихся; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей; физическое оздоровление школьников; формирование мотивов к самооздоровлению. В результате организации учебно-воспитательной деятельности школьников по этим направлениям они получают не только знания о глобальных проблемах, но и умения разрешать многие из них на локальном уровне, например, знания о способах осуществления здорового образа жизни, знания о репродуктивном здоровье, охране и защите природы, умения организации продуктивного, бесконфликтного общения и д.р. В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни», реализуемой в гимназии, разработана технология валеологически обоснованного урока, компонентами которого являются: выполнение учителем санитарно-гигиенических требований; создание комфортного микроклимата на уроке; разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя учет состояния здоровья ученика, степени его утомления и тревожности, уровня развития интеллектуальных способностей, величину предельной умственной нагрузки на уроке, рациональную организацию труда и отдыха учащегося. Особое внимание уделяется учителями построению в педагогическом процессе развивающей среды, направленной на эффективное развитие личности ученика в соответствии с ее потребностями интересами и возможностями, формирование у школьников не только знаний, умений о репродуктивном здоровье, экологически чистой среде, но и о соответствующих способах осуществления здорового образа жизни, охраны и защиты природы, продуктивного общения и д.р. Например, для гимназистов организован факультатив «Валеология для V-VIII классов», в рамках которого рассматриваются вопросы рационального питания, режима дня, соблюдения правил личной гигиены, влияния экологии и пагубных привычек на здоровье человека, оздоровление лекарственными растениями. В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» учащимися проводятся научные исследования по проблемам поддержания здоровья и здорового образа жизни, а именно, «Наркомания, как одна из актуальных проблем в мире», «Здоровый образ жизни как фактор экономического развития Республики Беларусь», «Анализ заболеваемости населения г. Минска» и т.д. Результаты этих исследований докладываются и обобщаются на научно-практических конференциях и олимпиадах школьников, что, как показывает опыт, содействует формированию у гимназистов умений ставить цели исследования, создавать и реализовать проекты деятельности, анализировать результаты и прогнозировать последствия деятельности человека. Данные умения и способы рефлексивного, критического мышления, сформированные эмоциональные установки могут быть использованы школьниками для разрешения любой проблемы, в том числе и социально-личностного характера. Таким образом, можно утверждать, что включение в учебный процесс идей здорового образа жизни способствует предупреждению вовлечению гимназистов в сферу негативного влияния окружающего социума. В минской гимназии №5 в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» действует орган ученического самоуправления «ШЕДКО», занимающийся организацией спортивно-туристических мероприятий, развлекательных праздничных программ, экологическим просвещением гимназистов, различных дискуссионных клубов, в которых учащиеся осваивают идеи, принципы и ценности здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, благополучной и счастливой семейной жизни, бесконфликтного межличностного общения. При осуществлении учебно-воспитательного процесса большая роль отводится эстетическому воспитанию подростков и развитию у них художественного вкуса. Так, в гимназии работает кафедра эстетического воспитания, которая разрабатывает программы по художественно-эстетическому воспитанию школьников и проводит мастерские по изобразительному искусству, лепке, музыке. В гимназии также действует танцевальная, хоровая, театрально-музыкальные студии, спортивно-оздоровительный комплекс (спортивный и тренажерный залы, зал аэробики, стадион, гимнастический городок, волейбольная и баскетбольная площадки и т.д.) Результаты промежуточных исследований показывают, что около 80% гимназистов с интересом посещают секции, кружки или спецкурсы на базе гимназии. В результате проводимой воспитательной превентивной работы у учащихся формируется эмоциональная и потребностно-мотивационная сфера, установки на общечеловеческие ценности (гуманизм, семья, здоровье, любовь, труд и т.д.) и личностное саморазвитие; умения рефлексии; критическое мышление, что в свою очередь способствует разрешению учащимися социальных проблем, осуществлению продуктивного и бесконфликтного общения и поведения. Опыт работы гимназии №5 г. Минска позволил выделить следующие организационно-педагогические условия, способствующие осуществлению эффективной воспитательной работы со школьниками: § открытость образовательного процесса, которая предполагает тесное сотрудничество между учителями, учениками, родителями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями и учет всех факторов социализации личности подростка; § целесообразное сочетание учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование у учащихся ценностей и потребностей в сохранении здоровья, самореализации и самосовершенствовании; § включение в учебные планы школы спецкурсов и факультативов по валеологии, а в содержание учебных предметов – принципов здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, охраны и защиты окружающей среды и д.р.; § использование в учебном процессе школы развивающих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания школьников, которые содействуют деятельностному освоению учащимися принципов здорового образа жизни, формированию у них умений организовывать собственную деятельность как учебную, так и внешкольную, разрешать возникающие проблемы собственной жизнедеятельности; § оказание своевременной социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки подростков, попавшим в различные стрессовые ситуации; § осуществление учителями родителями, психологами, социальными педагогами диагностической деятельности по выявлению и предотвращению привлечения школьников к наркотической зависимости. Вопросы и задания для самопроверки 1. Какими факторами обусловлено появление различных концепций глобального образования? 2. Назовите характерные черты глобального мышления? 3. Что такое педагогика и культура мира? 4. Какие направления воспитательной и учебной работы по формированию у учащихся культуры мира Вы знаете? 5. При каких условиях формирование у школьников культуры мира будет более эффективным? 6. Разработайте по своему предмету несколько задач «глобального» характера. Глава 17. Гражданское образование школьников 17.1. Сущность гражданского образованияи модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира. Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения. В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями). Теоретическими основами гражданского образования выступают положения философии, политологии, правоведения, социологии. Гражданское образование рассматривается как условие построения демократического правового государства и фактор повышения социальной стабильности общества, его устойчивого развития. Именно поэтому гражданское образование все чаще понимается как система или модель школьного образования, имеющая два аспекта: 1) учебный предмет – в узком смысле понятия (обучающий аспект), 2) в широком значении этого понятия – как надпредметная область деятельности школы, которая способствует воспитанию гражданских ценностей и способов поведения у всех участников образовательного процесса. Понятие «образование» в данном случае понимается в двух смыслах: как процесс становления гражданина, включающий обучение и воспитание, и как результат этого процесса, представленный совокупностью гражданских качеств личности и гражданских компетенций. Поэтому основными составляющими гражданского образования школьников являются прямое обучение и воспитание, с одной стороны, и получение учащимися опыта демократической жизни, с другой. Цель и задачи гражданского образования близки идеям и принципам педагогики мира, школы диалога культур, суть которых состоит в формировании у подрастающего поколения миротворческого мышления, ненасильственного стиля поведения, готовности жить и трудиться в поликультурном мире. Гражданское образование следует отличать от гражданского воспитания, несмотря на то, что они имеют общую цель и носят конкретно-исторический характер. Гражданское воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, интернационализма, толерантности, ценностного отношения к глобальным проблемам современности, к явлениям социальной жизни и общественного сознания средствами внеурочной работы. Гражданское образование – инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в обучении детей ценностям и нормам жизни в условиях правовой демократии путем формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций (См. таблицу 23). Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности. Цели гражданского образования: 1. Включение школьников в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование у них ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия. 2. Приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода). 3. Приобретение будущими гражданами опыта демократической жизни. Таблица 23. Сущность гражданского образования Гражданское образование направлено на формирование у учащихся:
Гражданское образование решает широкий круг задач, к которым относятся: - подготовка подрастающего поколения к выполнению функций гражданина демократического общества – основная задача гражданского образования школьников, - подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни, - подготовка учащихся к жизни в условиях многонационального, многоконфессионального, поликультурного общества, - подготовка школьников к самостоятельному труду и формирование у них элементарной экономической грамотности, - включение учащихся в органы демократического управления и самоуправления на уровне класса, школы, общественных организаций. В педагогической практике существуют четыре равноправные модели реализации гражданского образования: 1) гражданское образование преподается как специфический учебный предмет с систематизированным социально-политическим, правовым содержанием («Я и мир», «Социальная практика», «Права человека», «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы правоведения», «Живое право», «Права на каждый день» и др.); 2) в странах Западной Европы доминирует междисциплинарный, инструментальный подход – «проникающая» модель гражданского образования, при котором в содержании всех учебных дисциплин растворены материалы по граждановедению; 3) программы по воспитанию – специально организованная поисковая и проектная внеурочная деятельность детей, имеющая специфические задачи по формированию у школьников системы гражданских ценностей, личностных качеств и т.д. 4) гражданское образование осуществляется в форме средового воспитания, предполагающего создание в школе развивающей среды или особого климата, уклада. Реализация данного институционального подхода предполагает: § превращение школы в открытый социальный институт, § создание внутришкольного правового пространства, регулируемого органами внутреннего самоуправления через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций с учетом возможностей их постоянного обновления, § изучение и поддержку общественного мнения всех участников образовательного процесса школы, § создание атмосферы диалога разных групп участников школьной жизни, включая родителей и т.д. Эффективность гражданского образования учащихся достигается за счет соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, ОДИ, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.). Кроме того, в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).
17.2.Становление гражданского образования: исторический аспект. Содержание и формы гражданского образования имеют конкретно-исторический характер. На развитие гражданского образования определяющее влияние оказывает динамика общественно-политической жизни: смена общественно-экономических формаций, политических режимов, правящих партий, форм государственного управления и пр. Своего расцвета гражданское образование достигает в демократическом обществе, когда гражданское образование реализуется в системе (представляет собой блок из нескольких обязательных учебных дисциплин, изучаемых на протяжении всего периода обучения в школе), характеризуется максимальным разнообразием форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В своем становлении гражданское образование прошло несколько этапов. Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание. Огромное влияние на становление гражданского образования и воспитания оказали взгляды Георга Кершенштейнера, немецкого педагога, апологета трудовой школы и гражданского воспитания. Он считал, что «школа всей своей организацией, всем своим строем, отношениями учителей к ученикам и учеников между собой <…> должна внушать детям идею гражданского равноправия, мысль о том, что они – будущие граждане собственного государства, имеющие совершенно одинаковые права и обязанности». Цель гражданского воспитания немецкий педагог определял как создание нравственного общежития, путем приучения молодежи служить отчизне, внушением подрастающему поколению чувства долга и стремления содействовать «нравственному улучшению своей общины». Гуманистические основы современного гражданского образования в российской и отечественной педагогике были заложены в XIX веке К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, а затем развивались в начале ХХ века в работах В.П.Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др. К середине ХХ века в Европе и СССР гражданское образование превратилось в учебные курсы, описывавшие государственно-правительственное устройство, систему выборов и частично правовую систему отдельной страны. Предпосылками для возникновения так называемого нового гражданского образования в конце 50-х годов ХХ века стали следующие явления социального развития: § “взрыв коммуникации” (Ф.Бретон) 40 – 50-х годов ХХ века, связанный с увеличением объема информации, § повышение роли средств массовой информации в регуляции социальных процессов, переход к информационному обществу, в котором перед школой ставится задача не передачи информации, а помощь в ее отборе, понимании и использовании, § движение к «обществу коммуникации» (в терминологии Хабермаса – открытой, рациональной системы, построенной на консенсусе и потому гармоничной), идеи Виннера о «коммуникативной природе» человека, § международное движение за укрепление гражданских прав человека, § укрепление демократии в развитых странах, § переход в 90-х годах к правовому государству на постсоветском пространстве. Как следствие названных процессов, во второй половине ХХ века гражданское образование появилось сначала в США (в середине 60-х годов), затем получило распространение в государствах Западной Европы, а с 90-х годов – и в странах бывшего СССР под различными названиями: Англия – гражданское общество (1988), США – “Civitas” (1991), Венгрия – «Хороший гражданин» (1994), Россия – «Граждановедение» (1992) и т.д. В современной мировой педагогической теории и практике гражданское образование (politische Bildung - в ФГР, education civique – во Франции, civic education – в США и Великобритании) рассматривается как одно из приоритетных направлений. На Европейской конференции по гражданскому образованию, проведенной в Австрии в мае 1994 года, были определены четыре главных содержательных момента: права человека, демократия, развитие и мир. Таким образом, гражданское образование является не только узким педагогическим явлением – это социокультурный феномен, поскольку его можно рассматривать и как один из способов формирования личности гражданина, и в качестве необходимого условия укрепления демократии и социальной стабильности в обществе.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |