Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


XIX в. и современность



2015-12-14 269 Обсуждений (0)
XIX в. и современность 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет и основные этапы развития педагогики

Предмет педагогики

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

1. освоить опыт предыдущих поколений

2. обогатить и приумножить этот опыт

3. передать его следующему поколению.

Что такое педагогика?

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне ---их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый».

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека- это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитаниев широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование- процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Обучение- это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Предмет педагогики- процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.

Система педагогических наук

Общая педагогика- изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика- изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы- исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика(дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. Ее направления: сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания

глухих; тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика - умственно отсталых детей; логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования- изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогиказанимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. Военная педагогикаизучает особенности воспитания воинов. Педагогика высшей школыразрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Связь педагогики с другими науками

философия, психология, школьная гигиена, социология,анатомия, физиология, этнография, математика, кибернетика и др.

Основные этапы развития педагогики и образования

На заре человечества

Однако как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий - профессии педагога, воспитателя, учителя. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени - охоту, рыбную ловлю и другие занятия.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов- чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Так, в школах жрецов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения преподавались право, астрология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Античный мир

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме.

:спартанская и афинская. Образование в спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль».

В 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.

Спартанская система воспитания применялась и для девушек, правда, в облегченном и в укороченном варианте. Кроме традиционных (домоводство, уход за детьми, музицирование), существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократический характер афинского образования - полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов.

Средние века.

В период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) - эпоха средних веков, а в сфере образования и воспитания - это эпоха безраздельного господства церкви. Типов школ: приходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

Развитие ремесел и торговля в XIII-XIV вв. привели к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Гильдейские школы создавались объединениями купцов - гильдиями. В этих платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность. Интересы феодалов в средние века обслуживала так называемая рыцарская система воспитания. Основу этой системы составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах. Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, включая даже умственный, ценились только сила и ловкость, а также умение (скорее эффектно, чем эффективно) ими распорядиться.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) отказ от суровой палочной дисциплины

стимулированию живого интереса учащихся к знаниям. В этих целях стали широко использоваться наглядность всех видов: игры, экскурсии, уроки среди живой природы; господствующей становится организация занятий, побуждающая школьников, учиться с увлечением.

Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения выразил Я. А. Коменский ( 1592-1670 гг.) - великий чешский педагог, теоретик и практик образования. «учить всех - всему» - отец классно-урочной системы обучения, Учебным заведением - гимназия.

1804 г. С этого момента в нашей стране берет свое начало становление и развитие классического образования. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года гимназияв России - основной тип учебных заведений общего среднего образования.

XIX в. и современность

реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доминируют предметы естественно-математического цикла. А самым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1701 года по указу Петра 1 школа математических и навигационных наук.

В XX в. Светское среднее образование развитых зарубежных стран представлено тремя типами школ:

1. Массовая общедоступная, во многих странах - обязательная средняя школа. Такая школа имеет три «вечные» проблемы.

2. Привилегированное положение детей из богатых семей обеспечивается наличием частных школ, право на посещение которых дает высокая плата.

3. Государственные школы для одаренных детей. Эти школы финансируются государством, но по более высоким, что по условиям приближает их к частным школам.

Средства и методы педагогическом воздействия на личность

1. Убеждение

2. Упражнение и приучение

3. Обучение

4. Методы стимулирования

Убеждение

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Убеждение- это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Беседа.

Лекция.Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений о оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении.

Пример.Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером». А великий педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» подчеркивал, что дети учатся раньше «подражать, чем познавать

Педагогические требования к применению методов убеждения

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников

2. Опора на жизненный опыт воспитанников

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения

4. Сочетание убеждения и практического приучения

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

При выборе форм методов и приемов убеждения необходимо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Приучение- это упражнение с целью выработки хороших привычек.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.



2015-12-14 269 Обсуждений (0)
XIX в. и современность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: XIX в. и современность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)