Тема № 2: Урок и другие формы организации обучения
Модуль № 3 «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ» Тема № 1:Суть, цель, принципы и функции обучения. Дидактика –наука об обучении и образовании, их целях содержания методов, формах, средствах, достигаемых результатах. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?». Дидактика случит основой преподавания всех учебных дисциплин. Функции обучения: - подготовка детей к гармоническому взаимодействию со всеми сферами жизнедеятельности: трудовой, межличностной, учебной, личной, благотворительной т.п.; - подготовка детей к активному участию в производстве и общественных отношениях, на основе получения систему знаний, фактов, законов, которые способствуют формированию целостного мировоззрения; - развитие интеллектуальных, психофизиологических, волевых, эмоциональных качеств, которые обеспечивают расширение возможностей физических сил, интеллектуальных способностей; - формирование духовных и познавательных потребностей в процессе получения знаний; - выявление способностей, задатков. Закономерности обучения: 1. Соответствие воздействий обучающего устремления обучаемого к знаниям. 2. Соответствие воздействий обучающего особенностям индивидуальной и коллективной деятельности обучаемого. 3. Соответствие воздействий обучающего познавательным индивидуальным возможностям обучаемого. 4. Соответствие деятельности обучаемого к возможности технических средств обучения. Принципы обучения: 1. Принцип гуманистической направленности обучения, который предусматривает обучение и воспитание всесторонней и гармонически развитой личности, социальной и активной, с учётом индивидуальных и социальных условий жизни. 2. Принцип связи обучения и жизни. 3. Принцип диагностической направленности обучения. 4. Принцип сотрудничества, содружества, сотворчества учителя, учащихся, их коллектива, семьи, общественности, достижения намеченных задач обучения и воспитания. 5. Принцип научности. 6. Принцип наглядности. 7. Принцип максимальной самостоятельности учащихся, их микроколлектива в решении воспитательных задач. 8. Принцип допустимости, системности, последовательности в реализации содержания обучения и использования методов и форм технологии обучения. 9. Принцип личностно-коллективного подхода к обучению.
Основные категории дидактики: - учение, обучение, образование; - знания, умения, навыки; - цель; - содержание; - организация; - виды.
Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по организации осуществления и управления процессом формирования у обучающихся определённых знаний, умений, навыков, развития их психики и научного мировоззрения. Тема № 2: Урок и другие формы организации обучения. Форма организации обучения – это компонент процесса обучения, который представляет собой целенаправленную чётко организованную содержательно насыщенную, методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимоотношений, взаимодействия учителя и учащихся.
Классификация форм организация обучения: 1. Индивидуальная (репетиторство, доп. занятия) - характеризуется высшим уровнем самостоятельности, возможностями регулирования темпа действий учащегося, получением своевременной помощи со стороны учителя 2. Фронтальная - предусматривает одновременную работу со всем классом, способствует развитию коллектива, установлению доброжелательных отношений, решению воспитательных задач; быстро устанавливается уровень подготовки учащихся; недостатки: невозможность учёта индивидуальных особенностей учащихся, их познавательных интересов 3. Групповая - разделение класса на несколько групп по 5-7 человек, каждая из которых выбирает свой темп обучения, а так же лидера, с помощью которого учитель руководит группой 4. Классно-урочная - включает все вышеперечисленные; достоинства: более строгая организаторская структура, одновременная работа со всем классом, взаимообучение, взаимопроверка, соревновательная деятельность; недостатки: ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуального подхода, потеря времени из-за дисциплины 5. По Хуторскому А.В.Хуторской выделяет 3 группы форм обучения: - индивидуальные занятия (репетиторство, гувернёрство, тьюторство, семейное обучение, самообучение) - коллективно-груповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры) - индивидуально-колективные занятия (форма погружения, творческие недели, научные недели, проекты)
Требования к современному уроку: 1. психологические - учёт психологических особенностей каждого ученика; -нормальное психологическое состояние и стойкое настроение учителя и учеников; -разумная требовательность и доброжелательность учителя к ученикам; -педагогические этика и такт. 2. гигиенические - температурный режим; - нормы освещения, проветривание; - соответствие нормативам школьной мебели; - чередование учебной работы. 3. дидактические - рациональное использование каждой минуты урока; - рациональное единство словесных и прочих методов обучения; - использование активных методов обучения, связь с ранее приобретённым опытом ребёнка; - умение самостоятельно приобретать знания; - желание учеников находить свой способ работы с учебным материалом. 4. общепедагогические - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ученика - ориентация на личностные достижения учеников в учебном процессе; - педагогический такт и культура речи; - сознание эмоционально актуального фона урока; - триединость целей учебно-воспитательного процесса (обучающая, воспитательная, развивающая); - приоритет личности в организации учебного процесса; - познавательная самостоятельность учеников; - первостепенность учебного процесса.
Урок – основная форма организации обучения.
Характерные черты урока: - дидактическая цель; - определённый оббьем учебного материала; - постоянный возрастной состав; - последовательность различных видов деятельности учителя и учащегося в зависимости от типа структуры урока; - овладение учащегося знаниями, умениями и навыками в определённый промежуток времени;
Типологии урока: - урок объяснения нового материала; - урок освоения навыков и умений; - урок комплексного исследования знаний; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки, оценки и коррекции знания; - комбинированный урок; - уроки-беседы, лекции, экскурсии, киноуроки, самостоятельная работа учащихся в классе, лабораторные и практические занятия.
Структура комбинированного урока: - актуализация опорных знаний, умений, навыков (повторение пройденного материала); - мотивация обучения, сообщение темы, цели, задачи урока; - изучение нового материала, его восприятие, понимание, осмысление; - первичное закрепление - усвоение знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных условиях; - самостоятельная работа - итоги и результаты урока, домашнее задание.
Стили обучения: - репродуктивный (отсутствие самостоятельности детей); - творческий (проявление инициативы детей); - эмоционально-целостый (личное включение учеников в учебно-воспитательный процесс на уровне эмфатического понимания и восприятия как учебного материала, так и личности учителя: учитель должен быть открытым, эмоциональным, доброжелательным, уважительным); 2 разновидности стиля: - эмоционально-методический; - эмоционально-импровизационный.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |