Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника



2015-12-14 982 Обсуждений (0)
Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2. Роль общественного сектора в производстве общественных благ и регулировании внешних эффектов

 

1. Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника.

2. Формирование спроса и предложения общественных благ. Оптимальное количество общественных благ. Анализ издержек и выгод от общественных благ.

3. Регулирование внешних эффектов.

3.1. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные экстерналии.

3.2. Индивидуальные соглашение по внешним эффектам.

3.3. Рынок прав на побочные эффекты.

3.4. Иные методы управления побочными эффектами.

 


 

Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника

Общественный товар (благо) – это товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей.

Общественные блага имеют следующие особенности:

· Они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты).

· Общественные товары неисключаемы из потребления, т.е., если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, т.к. невозможно ограничить потребление общественного блага определенным кругом лиц.

К сведению. Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На первых принцип исключения, действительно, не распространяется. Например, возможности пользоваться светофором у пешеходов и водителей автосредств не изменятся, если по каким-то причинам увеличится численность «пользователей» светофором. Доступность «условных» общественных благ имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Так, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные блага к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ, в этой связи, появляется возможность использования рыночных принципов, когда, например, милиция может легально может оказывать платные услуги по охране.

· Потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями – будучи предоставлены одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей ни ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены.

К сведению. Частные блага - блага, каждая единица которых может быть оценена и продана, т.е. это блага, каждая единица которых приносит полезность только индивидуальному потребителю, и не приводят к отрицательному или положительному эффекту для кого-либо еще. Частные блага обладают совершенно противоположным набором свойств:

· делимость – частные блага состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

· потребление частного блага предполагает соперничество между потребителями – благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную цену;

· частные блага исключаемы из потребления, т.е. частное благо потребляется тем, кто его оплатил.

Из специфических свойств общественного товара проистекает так называемая «проблема безбилетника» или «едущего бесплатно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оплативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.

 

 



2015-12-14 982 Обсуждений (0)
Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)