Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неформальное общение и его особенности, закономерности доверительного общения



2015-12-13 1519 Обсуждений (0)
Неформальное общение и его особенности, закономерности доверительного общения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Неформальное общение - общение наполнено личным смыслом, обусловлено теми личными отношениями, которые устанавливались между партнерами

Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем. Вам наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональныйуровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

 

«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.

«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.

«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».

«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

 

Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

 

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее -- жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

- открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;

- более корректная постановка целей и задач;

- большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;

- более высокая мотивация деятельности.

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей доверительного общения, остановимся на характеристиках неформального общения, так как доверительность свойственна лишь неформальному общению и является его существенной характеристикой.

 

42 вопрос    
    Проблема, о которой идет речь, в последние годы все чаще обозначается как «социальная перцепция». «Перцепция» – другое обозначение термина «восприятие»; социальная перцепция – восприятие социальных объектов в социальном контексте, то есть, прежде всего, восприятие людьми друг друга. Таким образом, социальная перцепция – процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия и предубеждения. Несомненно также, что подобное вычленение одного из аспектов процесса восприятия является в достаточной мере условным. Восприятие процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Социальная перцепция процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке человеком объектов мира вещей и живой природы. Здесь также имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона, пороги узнавания и различения, законы влияния на восприятие физических характеристик стимулов, их силы, интенсивности, последовательности, законы адаптации и т. п. Оценивая другого человека, мы нередко используем термины, относящиеся к свойствам и процессам, наблюдаемым в мире природы. Мы говорим, что люди думают прямо, что их лица выражают твердую решительность, называем людей глубокими или мелкими, яркими или тупыми, жесткими или скользкими, красочными или бесцветными. Но восприятие человека человеком, протекающее при взаимодействии и общении людей, – процесс несоизмеримо более активный, чем восприятие других объектов окружающего мира, активизирующий мыслительные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждающий к действию. Вторая отличительная сторона процесса восприятия при межчеловеческом взаимодействии – это действенная, гибкая и разносторонняя обратная связь, которая перестраивает многие другие психические процессы, регулирует поведение человека. Таким образом, социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку. Знание структуры этих образов, их объема, компонентов, степени осознанности позволяет представить процесс накопления социального опыта человеком, его способы познания других людей и самого себя. Кроме того, мы постигаем те мерки (социальные категории, эталоны, стереотипы), которыми оперируют люди разного возраста, оценивая людей и прогнозируя их дальнейшее поведение, поступки, мотивы в сложных ситуациях. Центральными проблемами в области социальной перцепции являются: · возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции; · условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого; · закономерности формирования первого впечатления; · влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.
43.Трудности и дефекты общения: эмоциональные барьеры в межличностном общении, дефицитное общение, дефектное общение, деструктивное общение.    
    Трудности, возникающие в процессе межличностного общения, становятся серьезным препятствием не пути к эффективному взаимодействию между людьми. Осложняют эти отношения, особенности характера каждого из участников диалога. Как правило, трудности такого рода являются источником нервно-психического напряжения. Они имеют различия по типу возникновения ситуаций, по степени напряжения и влияния на эффективность общения. Существуют 2 группы трудностей: Объективно переживаемые - видны человеку во время общения и, в результате, приносящие неудовлетворенность этим контактом. Это трудности носящие коммуникативный характер. Субъективно переживаемые - не всегда видны и очевидны для человека в конкретной беседе. Это трудности носящие психологический характер, проявляющиеся в виде застенчивости и социальной неуверенности. Человеку трудно взять на себя ответственность, определиться с выбором или выразить свое мнение начальнику. Существующие группы трудностей общения делятся на первичные и вторичные. Первичные - связаны с темпераментом и характером личности. Вторичные - связаны с неудачным опытом социальных и эмоциональных контактов. И то и другое являются следствием коммуникативных барьеров, а так же стрессов, травм, обмана или тщетного ожидания. Дефектом межличностного общения считаются преграды, которые создает человек, обладающий определенным набором личностных качеств, таких как бестактное, авторитарное и невоспитанное поведение, проявление эгоизма и эгоцентризма, подозрительности, морализаторства и наглости. Эти свойства характера, как правило, проявляются во время нервно-психического напряжения, перегрузки, ограниченности в свободном времени. Результатом, влияния этих помех, будет ограничение круга общения и неудовлетворенность собеседников, что без сомнения, скажется на результате всего взаимодействия. Демонстрируется раздражительность, конфликтность, физическая, психическая и нервная усталость. Специалисты по языку тела человека отмечают, что защитная поза партнера, резкие движения и высокомерный взгляд вызывают подсознательное недоверие к человеку. Бывает, конечно, что собеседник элементарно «одевает» маску, скрывая собственную неуверенность, скованность и страх. К сожалению, эти неразумные действия часто проявляются независимо от его желаний, тогда, когда появляется угроза его достоинству или самооценке. Устойчивый дефект общения проявляется в виде неуверенности в себе, постоянной тревожности, чувства неполноценности, беспокойства, страха или оцепенения, вплоть до полной ограниченности действий. Эти люди, в процессе жизни, как правило, приобретают авторитарный и консервативный взгляд на вещи, отношения и привычки. Доверительному и открытому общению мешают перечисленные свойства характера, одновременно приводя к конфликтам и нарушению естественного контакта .


2015-12-13 1519 Обсуждений (0)
Неформальное общение и его особенности, закономерности доверительного общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неформальное общение и его особенности, закономерности доверительного общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)