Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональные и организационно-правовые основы управления финансами



2015-12-14 637 Обсуждений (0)
Функциональные и организационно-правовые основы управления финансами 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общее понятие об управлении финансами

2. Структура органов общего управления системой финансов в РФ

3. Правовое обеспечение системы управления финансами в РФ

Управление финансами обусловлено историческими, экономическими и политическими условиями государства и подчинено его финансовой политике, в соответствии с которой определяется объем распределения и перераспределения совокупного общественного продукта через финансовую систему и отдельные ее звенья.

В общем виде под управлениемпонимается сово­купность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для дости­жения поставленной цели или определенного результата.

В управлении финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют объекты(то, что подлежит управлению) и субъекты (органы) управления.

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые в соответствии с их классификацией включают:

n финансы государства;

n финансы предприятий;

n финансы населения.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разно­образ­ные виды финансовых отношений, поэтому управление финансами можно представить как про­цесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения с помощью определенных приемов и методов для реализации функций субъектов власти, хозяйствования, домашних хозяйств и достижения целей и задач их деятельности.

Субъектами управленияявляются организационные структуры, кото­рые осуществляют управление финансами. На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти и мест­ного самоуправления, другие участники бюджетного процесса, осу­щест­вля­ющие управление государственными и муниципальными финансами. В ком­мер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осущест­в­ляют финансовые управления, отделы или службы.

Субъекты управления используют в каждой сфере финансовых отношений специфические методы воздействия на финансы. Так, в странах с рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Государство же осуществляет свое воздействие лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки. В зависимости от концепции государство может усиливать или ослаблять свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон.

Вместе с тем, субъектам управления присущи и единые приемы управления. Выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление и контроль.

Функция планирования сводится к прогнозной оценке объема собственных финансовых ресурсов, их рациональному распределению и эффективному использованию. Все финансовые планы разрабатываются по балансовому методу в форме баланса доходов и расходов.

Финансовый план в форме баланса доходов и расходов составляется как на уровне государства в целом (федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов), субъектов федерации (региональный бюджет), муниципальных образований (местный бюджет), так и применительно к отдельно взятому хозяйствующему субъекту (бюджет предприятия).

На государственном уровне разрабатывается баланс доходов и расходов населения,который представляетодин из основных источников информации, характеризующий объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Данный баланс находит отражение в государственной статистике для характеристики сложившегося уровня жизни различных социальных групп.

Функция оперативного управления связана с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, корректировкой его показателей с учетом новых хозяйственных условий, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного использования.

Контрольосуществляется и в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

 

2.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управ­ление финансами, называетсяорганами управления финансами или финансовым аппаратом страны.

Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и боль­шой сложностью, поскольку объектом управления финансами высту­па­ют разнообразные виды финансовых отношений, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, и соответствующие им виды финансовых ресур­сов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

1. Президент РФ. Определяет цели финансовой политики, обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, подписывает и обнародует федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондах, имеет право накладывать «вето» на финансовое законодательство, при­нятое Федеральным Собранием РФ.

2. Федеральное Собрание РФ. Состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная дума рассматривает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

3. Правительство РФ.Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг.

Министерство финансов РФ выполняет следующие полномочия:

1. составление проекта федерального бюджета;

2. представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета;

3. управление государственным долгом Российской Федерации;

4. ведение государственной долговой книги Российской Федерации;

5. выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

6. осуществление государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

7. организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

8. прочие направления

В ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная налоговая службаиФедеральное казначейство.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, включая:

1. Службы по субъектам РФ;

2. межрегиональные инспекции;

3. инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов России.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:

1. осуществляет контроль и надзор:

ü за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в т.ч. за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей;

ü осуществлением валютных операций субъектов, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;

ü соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

ü полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

2. осуществляет:

ü государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

ü выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ;

ü регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. ведет в установленном порядке:

ü учет всех налогоплательщиков;

ü Единый государственный реестр юридических лиц;

ü Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ü Единый государственный реестр налогоплательщиков.

4. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

5.осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие функции:

ü обеспечение исполнения федерального бюджета;

ü кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ü контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;

ü распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

ü составление и предоставление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета.

Свои функции Федеральное казначейство осуществляет через свои территориальные органы – Управления федерального казначейства в субъектах РФ.

 

3.

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реали­за­ции финансового механизма и механизма управления финансами большое зна­че­ние имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйство­вания и органов государственной власти и местного само­управления, которое осуществляется с помощью правовых актов.

Все правовые акты, которые используются в процессе управления финансами можно классифицировать по различным признакам.

По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в финансовой системе страны в целом (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной системы Российской Федерации трех самостоятельных уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и влияет на принципы их построения. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательно (представительной) власти, органов исполнительной власти местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств.

К указанным нормативным актам относятся, прежде всего, приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ,органов управления государственными внебюджетными фондами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ иотдельными федеральными законами, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм.

 

 



2015-12-14 637 Обсуждений (0)
Функциональные и организационно-правовые основы управления финансами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональные и организационно-правовые основы управления финансами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)