Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста
Раздел 2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста. (44 часа, 9-19 недели) Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста Основные понятия и термины по теме: физическое развитие, эндокринныежелезы, моторика, массаж, плоскостопие, закаливание, гигиена,ультрафиолетовое облучение. План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению): 1.Критерии физического развития детей. 2.Определение состояния здоровья детей 3.Гигиена закаливания и физического воспитания детей. Краткое изложение теоретических вопросов: 1.Критерии физического развития детей. Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие – совокупность морфофункциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития применяют методику антропометрических исследований: длину тела (рост), массу тела (вес), окружность грудной клетки - морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук - функциональные признаки; состояние опорно- двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры), степень жироотложения – соматоскопические признаки. Для оценки физического развития учитывают и уровень биологического развития – формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, у подростков – степень полового созревания. Физическое развитие – это также один из показателей здоровья, поэтому оно может измениться под влиянием заболеваний. Особенно это заметно при нарушении функции эндокринных желез (гигантизм, карликовость, неравномерное развитие отдельных частей тела). У детей часто болеющих или имеющих хронические заболевания (рахит, туберкулез, дизентерию, гипотрофию) наблюдается замедление роста, снижение веса, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. С другой стороны, течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физически развитием. Поэтому состояние здоровье и физическое развитие детей необходимо исследовать параллельно. Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни меняется и должно укладываться в определенные возрастные нормы. Нормы устанавливаются при обследовании больших однородных групп, климатических условий и этнографических особенностей, которые пересматриваются каждые 5-10 лет. Чтобы судить о гармоничности развития сопоставляют данные о росте и массе с окружностью грудной клетки с использованием оценочных таблиц. Нарушение этих соотношений может свидетельствовать о дисгармонии в развитии. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития. Дети 1 года обследуются 1раз в месяц, от 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в полгода. Ослабленных и отстающих в развитии детей обследуют чаще, результаты фиксируются в индивидуальной карте. 2.Определение состояния здоровья детей. В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей это означает возможность посещать детские дошкольные учреждения (ДДУ), овладевать умениями и навыками в соответствии с программой детского сада. Для оценки здоровья используют следующие критерии: 1.наличие или отсутствие хронических заболеваний (врачи-специалисты) 2.уровень функционального состояния основных систем организма 3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (число заболеваний за год) 4.уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (детский психолог) К числу факторов, обуславливающих здоровье детей, относится окружающая среда, в том числе социальная, наличие и отсутствие отклонений в анте-, пери- и раннем постнатальном развитии. 3. Гигиена закаливания и физического воспитания детей от 1 до 6 лет. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких, органов пищеварения и выделения, состав крови м обмен веществ, повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Средства закаливания просты и доступны: не кутать детей, не бояться свежего воздуха, систематически )4-5 раз в день) проветривать комнату, летом держать окна открытыми, т.к. стекло не пропускает УФ лучей, необходимых ребенку. В помещении, где находится ребенок, категорически нельзя курить. Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед купанием – первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Температура воздуха для грудного ребенка должна быть не ниже 22 С. После привыкания к этой температуре при воздушной ванне может быть 20 и 18 С. Их продолжительность вначале не должна превышать 2-3 мин, затем время можно постепенно увеличивать и для детей 6 месяцев можно довести до 15 мин., а для детей 6-12 мин до 20 -25 мин и до 2 раз в день. Обнажать тело нужно постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса, и затем до конца. Летом лучше это делать во дворе, чтобы попал УФ. Очень полезно закаливание водой.К закаливанию водой приступают постепенно и осторожно. С 3-4 мес. можно применять влажные обтирания. Кожу ребенка предварительно надо подготовить. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги до розового цвета. Спустя 1,5-2 недели, можно перейти к обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной водой и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы и ноги. Сразу же вытирают смоченную часть тела сухим полотенцем до покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части должно быть под одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1стакан воды 1 ч. Ложку соли или одеколона. Обтирания лучше делать после утреннего сна 5-6 мин, темпер. Воды 32-33 С, а примерно через неделю постепенно можно довести до 30С. Гигиеническую ванну не следует делать горячей. Темп. Для 6 –мес. ребенка должна быть 36,5-37,5 С, а для более старших 36 С. После ванны полезно облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже, а постепенно на 2-3 град. ниже. Начиная с 10-11 мес. утром и вечером лицо шею и руки до локтя надо умывать прохладной водой (не ниже 18-20С). Детям очень полезны прогулки. Приучать к холоду надо постепенно, начиная с прогулок дома с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе. Закаливание должно вызвать у ребенка хорошее настроение. Если ребенок плачет, значит процедура выполняется неправильно. Особенно закаливание полезно ослабленным детям, поэтому предварительно надо посоветоваться с врачом. Если ребенок заболел, раздражен, плохо спал, отказался от груди и др., то закаливание прекращают. С конца 1 мес. ребенку полезен массаж, а со 2-го – гимнастика, которые проводят ежедневно в одно и то же время через 30 мин после еды в течение 5-12 мин. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз. Детям от 1,5 до 3 мес. можно делать комплекс упражнений из приемов массажа (поглаживание) и активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук, ног, выкладывание на живот, массаж спины, живота, стоп, разгибание позвоночника в положении на боку. При проведении массажа поглаживания__д.б. легкими, плавными и направлены от периферии к центру. Например, массаж рук от кисти к плечу по внутренней и наружной поверхностям; поглаживание ног к паховому сгибу по наружной и задней поверхностям голени и бедра, обходя коленную чашечку и избегая толчков в области коленного сустава. К 3-4 мес. уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей. Между мышцами сгибателями и разгибателями установилось равновесие, поэтому в комплекс упражнений вводят пассивные движения: отведение рук в стороны и скрещивание на груди, массаж ног, поворот со спины на живот при поддержке за руки, массаж спины, отклонения головы назад в положении на животе на весу, массаж живота. В 4-6 мес. вводят движения, направленные на побуждение к ползанию и на развитие рук. Ребенка чаще укладывают на живот на жесткую поверхность. Делают следующие упражнения: отведение рук в стороны и скрещивание на животе, массаж живота, скользящие шаги, поворот со спины на живот за ноги, массаж спины, «парение» на спине, сгибание и разгибание ног вместе и по одной, приподнимание верхней части тела из положения на спине. Детям в возрасте от 6до 10 мес. делают упражнения для мышц туловища и ног, костно-связочного аппарата для подготовки к сидению, стоянию, ходьбе, предотвращения плоскостопия и искривления позвоночника. Упражнения включают охватывающие движения руками, скользящие шаги, массаж живота, поворот со спины на живот вправо за ноги, массаж спины, присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, круговые движения руками, поворот со спины на живот влево за ноги, приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки, ползание. От 10 мес до 1 г 2 мес.сгибание и разгибание рук, скользящие шаги, круговые движения руками с кольцами, поворот со спины на живот в обе стороны, массаж спины, наклон туловища и выпрямление, массаж живота, поднятие выпрямленных ног до палочки по команде, присаживание самостоятельное с фиксацией ног, напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого, приседание при держании ребенка за руки с кольцами. Комната должна быть проветрена, температура 20-22 С. Стол для гимнастики должен быть покрыт сложенным вчетверо байковым одеялом , сверху клеенка и пеленка. Руки матери должны быть вымыты, согреты, без колец и часов, с ребенком надо разговаривать или напевать ему. К году у ребенка 8 зубов, он вырос на 25 см, масса увеличилась втрое, он ходит , 10-15 слов, понимает все, что Вы говорите, сосредоточенно слушает, сморит, играет. У детей до 2-х лет улучшается ходьба. Дети могут ходить по траве, по ограниченной поверхности, взбираться на бугорки, бегать, развивается лазание. Поэтому от родителей необходимо большое внимание для предупреждения травм. Развитие детей на 3-м году. За счет большего окостенения скелета и совершенствования развития всех органов ребенок становится более выносливым. Возрастает работоспособность нервной системы, бодрствование увеличивается до 6-6,5 часов. Но дети еще не способы на длительное ожидание, они не могут долго сидеть или сохранять одну и ту же позу. Он быстро устает от однообразных действий, например, идти в одном направлении, не меняя темпа движений, легко возбуждается, если бездействует. В развитии основных движений (ходьбы, бега, лазания, бросания) нарастает умение управлять движениями, согласовывать их в соответствии с окружающими условиями (хорошая координация) у 30% . В возрасте 3-4 г. ходьба имеет неравномерный темп и недостаточную четкость движений, несоблюдение заданного направления, боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты. Бег (отрыв обеих ног от пола), «полетность» , уже присутствует, но пока плохо заметна. Прыжки и подпрыгивания, а также в длину с места и через палку характерны для большинства детей этого возраста У 4-леток половина детей делают неплохой толчок и приземление на полусогнутые ноги, но еще отсутствует взмах рук при прыжке. Метание , как навык, пока отсутствует, т.к нет хорошего замаха рукой и поворота туловища. Легче удается бросание и ловля мяча, чем бросание вдаль. При лазании отмечается приставной шаг, движения рук не всегда сочетаются с движениями ног. В 5-6 лет координация движений улучшаются, шаг при ходьбе становится равномерным, более согласованы движения рук и ног. Бег, «полетность», в возрасте 4-5 лет у 20 % детей очевидна, особенно при наличии тренировки. Хорошая координация движений наблюдается у 70-75% детей. Увеличивается длина прыжка с места, с разбега, но взмах рук используется слабо, слабое отталкивание, приземление на всю стопу. НО они хорошо прыгают на одной ноге с продвижением вперед. При метании большинство детей делают правильный взмах рукой и поворот туловища, лучше выдерживается направление броска и попадание в цель. Полностью овладевают навыком лазания, переменным шагом. Умеют стоять на 1 ноге, ходить на носках и пятках, ходить по уменьшенной площади опоры (скамейке, бревну и на разной высоте). К 7 годам практически у всех детей достигается координация движений рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. При ходьбе у большинства детей правильная осанка. 90% детей хорошо бегают. Могут выполнять прыжки на месте и с продвижением как на 2-х, так и на одной ноге, в длину с места, с разбега и в высоту. Умеют использовать взмахи рук при отталкивании, большинство правильно приземляются на полусогнутые ноги. При тренировке дети хорошо овладевают навыком метания в цель. К 6-7 г. детям доступно выполнение разнообразных и сложных упражнений в равновесии как на месте, так и в движении. Создавая режим дня, необходимо предусмотреть утреннюю зарядку. Это комплекс ходьбы, дыхательных упражнений, упражнений для коррекции осанки (повороты, наклоны, приседания, прыжки, бег). Упражнения надо делать вместе с ним, а зарядке придать вид игры. Задания для самостоятельного выполнения: 1. Проведите наблюдения за детьми от 3 до 6 лет во время совершения прыжков. Опишите разницу в использовании рук и ног. 2. Сделайте опрос в группах дошкольного возраста, чтобы узнать их отношение к утренней зарядке, подвижным играм и др. 3. Предложите возможные мотивации для детей, которые не любят физкультуру. Форма контроля самостоятельной работы: - таблицы - конспект - устный опрос Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Перечислите принципы закаливания детей. 2. Каков основной критерий закаливания детей разного возраста. 3. Естественные факторы закаливания.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1040)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |