Предполагаемые готовые решения актуальных экологических
Практическая работа № 1. Определение концентрации углекислого газа в аудитории.
Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий. Оборудование: тетрадь, блокнот для записей, карандаш, калькулятор. Ход работы: 1.Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3. 2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час. 3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха, который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25чел. = 1125 л. 4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3. 5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х 100% = 0,64%. 6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1% при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга. 7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
Практическая работа № 2. Приспособительные формы живых организмов.
Цель: Выявить основные черты приспособленности растительных организмов к среде обитания. Оборудование: гербарные экземпляры растений, фотографии, рисунки. Ход работы: 1. Определить вид растения, среду его обитания и образ жизни. Для проведения работы предлагается следующие группы растений: растения, не поедаемы животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский; раннецветущие растения: чистяк весенний, гусиный лук, ландыш майский; светолюбивые и теневыносливые растения: очиток едкий, кошачья лапка, кислица обыкновенная, вороний глаз растения, обладающие различными способами распространения семян: одуванчик лекарственный, клен остролистный, недотрога обыкновенная, подорожник большой; растения влаголюбивые и засухоустойчивые: кислица обыкновенная, овсяница луговая, пырей ползучий, ландыш майский, кактус, саксаул. 2. Назвать фенотипические особенности растений, обеспечивающие приспособленность к среде обитания. 3. Описать преимущества, приобретенные изучаемыми растениями в процессе адаптации. Привести доказательства. 4. Сделать вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания, результаты оформить в виде таблицы.
Практическая работа № 3. Изучение принципов рационального природопользования. Воздействие человека на окружающую среду и среды на человека. Цель: способствовать изучению принципов рационального природопользования; научиться применять принципы рационального природопользования в различных экологических ситуациях.
Литература:доклады «Состояние окружающей среды Липецкой области» за 2012-2013 годы; «Экологические аспекты Липецкого региона»
Общие сведения. В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное. Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества. Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе. Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.
Цели и задачи природопользования как науки
1 .Рациональное размещение отраслей производства на Земле. 2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств. 3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями: а) исключение вредных влияний на природные ресурсы; б) обеспечение воспроизводства для растущих производств — в) комплексность пользования природными ресурсами. 4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов: а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов 5.Рациональное преобразование природы. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат следующие мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный. Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов. Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни человека. Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные. Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т.д. с целью ее научного познания. Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека. Конечная цель рационального природопользования и охраны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д. для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.
Принципы рационального природопользования и охраны природы
1.Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращение негативных последствий природопользования. 2.Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно осуществляться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности, с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке, транспортировке. 3.Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства. 4.Правило комплексности: использование природных ресурсов должно осуществляться комплексно, разными отраслями народного хозяйства; 5.Правило регионалъности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий. 6.Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред. 7.Правило единства использования и охраны природы (основной принцип): охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования. Задание.
1. На основании приведенных примеров заполните таблицу: Экологические проблемы 1. Возникновение стихийных свалок твердых бытовых отходов. 2. Выращивание монокультур на обширных территориях. 3. Вырубка лесопарковых территорий для строительства промышленных и гражданских сооружений на освободившейся площади. 4.Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов углерода, серы, азота. 5.Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений. 6.Использование пестицидов. 7.Осушение болот и создание искусственных водохранилищ. 8.Возникновение стихийных пожаров в лесопарковых зонах. 9.Сброс воды, загрязнённой бытовыми органическими веществами в водоемы.
2. Выберете одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу. Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?
Предполагаемые готовые решения актуальных экологических Проблем A. Принятие закона. Б. Введение местного налога. B. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов. Г. Административные постановления и реальная помощь властей. Д. Ужесточение законов. Е. Экологическое образование и воспитание. Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение и приведите примеры разрушительного, стабилизирующего и конструктивного воздействия человека на природу. 2. Дайте определение и приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу. 3. Дайте определение и приведите примеры преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на природу. 4. Какой смысл вкладывают в понятие «техногенез»? 5. Каковы основные причины ухудшения состояния природной среды? 6. В чем принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой? 7. Какие законы взаимодействия общества и природы вы знаете?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8674)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |