Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эффективность стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования: проблемы выживания и реформирования



2015-12-15 545 Обсуждений (0)
Эффективность стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования: проблемы выживания и реформирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Начавшийся процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований имеет своими целями:

развитие частной инициативы и конкуренции в секторах управления и обслуживания жилищного фонда, уход органов государственной и муниципальной власти из сферы управления жилищным сектором;

привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру;

оптимизация бюджетных расходов в ЖКХ, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

На сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства муниципальных образований сложилась ситуация, говорящая о невозможности нормального функционирования коммунальных предприятий и организаций и качественного удовлетворения ими требований потребителей жилищно-коммунальных услуг. Коммунальное производство стабилизировалось на уровне, обеспечивающем лишь выживание населения; состояние жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры постепенно ухудшается; воспроизводство не обеспечивается.

Бедственное состояние муниципального жилищно-коммунального сектора обусловлено рядом причин, связанных с поведением органов муниципальной власти и самоуправления:

огромной задолженности местных бюджетов предприятиям ЖКХ по погашению льгот;

муниципальной монополией на управление предприятиями отрасли;

нежеланием органов местного самоуправления расстаться с контролем над финансовыми потоками ЖКХ (платежами за ЖКУ, распределением субсидий и дотацией из вышестоящих бюджетов);

административным диктатом в отношении потребителей услуг ЖКХ;

неадекватной тарифной политикой органов местного самоуправления.

Во многих муниципалитетах сложилась практика, когда квартплата направляется не производителям услуг, а «уходит» на решение текущих проблем местных органов власти (например, на оплату тепла, воды объектов муниципальной и государственной собственности, учреждений). В итоге, качество жилищно-коммунальных услуг резко падает, а некоторые услуги не предоставляются совсем, хотя население продолжает за них платить.

Средства на содержание и ремонт жилья собираются с собственников квартир уполномоченной органами власти организацией, тарифы также утверждаются органами местного самоуправления. Служба единого заказчика уполномочивается ими же. При этом большая часть средств граждан, предназначенных на оплату содержания и ремонта жилья, используются на другие цели. Муниципальные власти практически монопольно формируют спрос на жилищные услуги, хотя около 80% жилья находятся в частной собственности.

Основной задачей реформ в сфере ЖКХ муниципальных образований является создание условий для развития частной инициативы и конкуренции в сфере управления жильём, уход органов муниципальной власти из жилищного сектора. Для реализации этой задачи необходимо «ликвидировать в жилищной сфере муниципальные унитарные предприятия и учреждения, преобразовав их в организации, основанные на частной форме собственности». Однако следует отметить, что по ряду причин данные действия вызывают неизбежное сопротивление органов местного самоуправления.

Во-первых, у органов местного самоуправления выработалось стойкое «привыкание» к дотациям на покрытие убытков предприятиям ЖКХ. Даже если эти дотации обеспечиваются не в полном объёме, органам местного самоуправления выгодно иметь планово убыточное ЖКХ.

Во-вторых, органы местного самоуправления привыкли рассматривать платежи населения за ЖКУ как свои собственные средства и расходовать их по собственному усмотрению, и вполне естественное желание частных поставщиков услуг напрямую получать платежи населения вызывает сопротивление руководителей муниципалитетов.

В-третьих, у органов местного самоуправления имеется огромная задолженность перед поставщиком ЖКУ по выплате сумм льгот и стойкое нежелание их оплачивать.

В-четвёртых, когда квартиросъёмщик, пользующийся льготами, оплачивает коммунальные услуги в ДЕЗ, убытки ДЕЗ должны покрываться из местного бюджета. Когда же с коммунальщиками расплачиваются ТСЖ и ЖСК, суммы льгот на ЖКУ не перечисляются на их счета месяцами. В результате недополученные из бюджетов суммы льгот приходится оплачивать за счёт средств граждан, не имеющих льгот, и из расходов на содержание дома и техобслуживание. Таким образом, собственники жилья фактически кредитуют муниципальную власть.

В-пятых, в настоящее время участники ТСЖ и ЖСК вместо государства и муниципальных органов власти вскладчину оплачивают также часть других затрат муниципалитета (содержание уличного освещения вокруг дома, хотя в муниципальных домах жилец за это не платит, содержание различной протяженности энергетических сетей до дома, электрических подстанций, насосных станций и много другого, что не входит в стоимость жилищной услуги и должно содержаться за счёт других источников).

Все вышеизложенные обстоятельства значительно замедляют ход реформирования муниципальной системы ЖКХ, делают её первые шаги противоречивыми и пока ещё малоэффективными. Для преодоления сложившейся ситуации необходим ряд конкретных действий. К ним можно отнести следующее:

1. Реорганизация системы управления жилищным комплексом.Существующая система управления жильём характеризуется как несовершенная и бесперспективная, так как органы местного самоуправления не торопятся с созданием конкурентного рынка жилищных услуг на местах, делая упор на сохранение и развитие муниципальных унитарных предприятий. И начать здесь необходимо с ликвидации института МУП, создания необходимых условий для равного конкурентного права на ведение коммунальной деятельности среди организаций всех форм собственности, обеспечения их отбора на конкурсной основе при условии их самофинансирования за счёт организации эффективной системы полной оплаты предоставляемых ЖКУ всеми категориями пользователей.

2. Демонополизация сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Пока эта сфера характеризуется высокой степенью монополизма. В этом одна из главных причин, наряду с наличием огромных дебиторской и кредиторской задолженности муниципальных коммунальных предприятий, того, что реформы в системе ЖКХ идут медленно и с низкой эффективностью. В свою очередь монополизм «душит» конкуренцию и усугубляет несовершенство механизма регулирования тарифов в ЖКХ. Чтобы изменить ситуацию, необходимо разработать и внедрить (с учётом местных условий) финансовые механизмы привлечения частных инвесторов в ЖКХ, создать экономические и финансовые стимулы для самоорганизации собственников жилья (вплоть до оказания им финансовой помощи из местных бюджетов).

3. Ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ. В настоящее время большинство коммунальных предприятий и организаций муниципальных образований являются банкротами или находятся на грани банкротства. Подобное состояние финансов является наиболее существенным препятствием для стабильного функционирования систем коммунального хозяйства муниципальных образований. Причин такого положения множество, но прежде всего это: несовершенная тарифная политика органов местного самоуправления, бюджетное недофинансирование жилищно-коммунальных предприятий из-за дефицита местных бюджетов. Поэтому нельзя рекомендовать единую систему выхода предприятий ЖКХ из кризиса. И всё же, в качестве первых шагов можно начать с принятия федерального закона о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, обеспечения повсеместного выполнения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, принятия мер по 100-процентному возмещению предприятиям ЖКХ затрат на предоставление льгот, разработки планов и механизмов реструктуризации долговых обязательств предприятий ЖКХ.

4. Прекращение дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов всех уровней. Одним из показателей низкого уровня развития рыночных отношений в ЖКХ является продолжающееся повсеместное дотирование коммунальных предприятий из бюджетов всех уровней. Попытки изменить эту ситуацию предпринимались неоднократно, начиная с начала 90-х годов. Однако политические, экономические, социальные, правовые и иные обстоятельства оставляли всё в прежнем состоянии, которое требовало всё новых и новых бюджетных дотаций. Реформирование местного самоуправления, финансовое оздоровление предприятий, реорганизация системы управления сферой ЖКХ, развитие рыночной конкуренции среди предприятий разных форм собственности дают шанс ускорить положительную динамику изменений в этом направлении. А если к этому добавить мероприятия, связанные с принципиальным изменением существующей системы бюджетных дотаций, то результат будет уже в самое ближайшее время. И начать надо с разработки и внедрения мер экономического и административного воздействия на потребителей ЖКУ по их 100-процентной оплате, а так как это потребует определённого времени, то постепенная замена бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству адресными инновационными программами и непосредственной помощью населению через социальные счета.

5. Модернизация системы предоставления льгот по оплате ЖКУ и оказанию социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Концепция реформирования ЖКХ Российской Федерации предусматривает наряду с переходом на полную оплату потребителем ЖКУ сохранение льгот отдельным категориям граждан, действительно имеющим заслуги перед страной, и создание системы оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Это, безусловно, правильно. Но здесь нужна хорошо продуманная, логически увязанная система шагов органов муниципальной власти и коммунальных предприятий. Начать следует с инвентаризации всех семей, нуждающихся в предоставлении льгот и субсидий. Вторым шагом должно стать определение финансовых источников покрытия льгот и выделения субсидий. Третий шаг – проведение корректировки размера льгот по оплате ЖКУ и жилищно-коммунальных субсидий в зависимости важности социального качества льготоносителя или получателя субсидии с учётом его материального положения. И, наконец, разработка и внедрение системы бюджетных дотаций (ранее направлявшихся на счета коммунальных предприятий), на персонифицированные счета граждан.

6. Реконструкция и модернизация основных фондов коммунальных предприятий и организаций. Отсутствие собственных средств для поддержания коммунальной инфраструктуры в необходимых объёмах привело к тому, что износ основных фондов в отрасли достиг в среднем 60%. Бюджетных средств катастрофически не хватает, а частный бизнес не торопится вкладывать финансовые средства в ЖКХ, выжидая, когда наступит благоприятный инвестиционный климат. В этой связи целесообразно для улучшения положения с реконструкцией и модернизацией основных фондов, привлечения для этих целей частных инвесторов:

· законодательно оформить возможность концессионных отношений, учитывающих особенности жилищно-коммунальной отрасли;

· более широко практиковать сдачу в аренду предприятий ЖКХ;

· отказаться от затратных принципов формирования тарифов;

· обеспечить возможность включения в договоры с инвесторами особых условий по вопросам расчёта и регулирования тарифов.

 

 



2015-12-15 545 Обсуждений (0)
Эффективность стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования: проблемы выживания и реформирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эффективность стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования: проблемы выживания и реформирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)