Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Эмпатия как необходимое специфическое качество личности практического психолога




Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку. Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Традиционно выделяют три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

В зависимости от темперамента и личных психологических качеств все люди проявляют различную склонность к эмпатиии. Наиболее глубоко чувство эмпатии переживают интровертированные личности склонные к меланхолии.

Качество проявления эмпатии и принятия ее обществом (значимыми взрослыми) влияет на формирование эмпатического профиля личности. Профиль (от лат. - profile – очертание), совокупность или типичные черты, характеризующие личность, профессию, специальность, звено.

Под эмпатическим профилем понимается устойчивое личностное образование, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми).

Теоретическое изучение эмпатического профиля личности дает возможность увидеть эмпатию как фактор мотивации в становлении личности. Для этого существует необходимость классифицировать эмпатический профиль личности на основании мотивационного источника эмпатии.

1. Внешний эмпатический профиль – это сознательное поведение человека в виде переживания сочувствия и сопереживания, подстройки к другим людям, следуя пониманию необходимости проявления эмпатии в общении (если человек эмпатичен с другими людьми, к нему тоже хорошо относятся). В данном случае на сознательный уровень выносится явное понимание содержания эмпатии (осознание себя и других, адекватное реагирование на события и явления жизни).

2. Внутренний эмпатический профиль определяется, когда человек представляет собой относительно успешного в общении индивида, к которому часто обращаются в общении за помощью, он является хорошим слушателем и внимательным собеседником. Впрочем, это может тяготить самого индивида, но он никогда не откажется от такого общения, более того, оно ему необходимо (как раскрытие себя, самореализация, самоутверждение, которые внешне не проявляются, но бессознательно удовлетворяются).

3. Компенсаторный эмпатический профиль – это такой уровень проявления эмпатических способностей, который проявляется в сочувствии, сопереживании за счет стремления к компенсации, преодолению неполноценности или несостоятельности индивида в общении (скованности, робости, страха перед другим, заниженной самооценки, неуверенности в себе), как бессознательное стремление к достижению успешности взаимодействия личности с другими людьми.

4. Дезинтеграционный эмпатический профиль выражается в том, что проявление эмпатии в таком случае тотально: то есть, эмпатируя, индивид становится на место другого, как будто становясь им в полной мере (приобретает его качества, вчувствуется в его жизнь, эмоции, переживания). Такой индивид постоянно кому-то эмпатирует. Эго такого индивида как бы путешествует в поисках своей идентичности из одного объекта эмпатии в другой, на время, становясь то одним, то другим, при этом, «не сохраняя» своей личности и сущности.

5. Ложный эмпатический профиль основан на «реакции приспособления», такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят – «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное. Вместе с тем, они часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатическую поддержку или помощь. В социальных взаимоотношениях проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер.

6. Дефицитарный эмпатический профиль характеризуется слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых. Такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание, в его поведении наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.

7. Истинный эмпатический профиль проявляется в естественной, спонтанной эмпатической реакции человека на переживания другого и возникает в различных жизненных ситуациях, сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости. В данном случае эмпатия является естественным желанием, потребностью, мотивом оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям.

Такой человек облает высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). В данном случае тесно переплетаются личностные качества (подготовленные к развитию и развитые в детском возрасте) с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и другого человека).

Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.

Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления психологического взаимодействия, является эмпатия.

Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования: умение в отношениях с клиентом быть искренним, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать чувства, переживаемые в настоящий момент. Без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной деятельности.

ЭМПАТИЯ (ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ) - особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.

Эффективность профессиональной деятельности психолога находится в прямой зависимости от уровня сформированности у него способности к пониманию. Понимание для психолога является одним из важных способов получения информации о человеке

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)