Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:



2015-12-13 656 Обсуждений (0)
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

 

2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается не видимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

4) политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Функции:

1) диагностическая - люди ждут от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки политической ситуации в обществе;

2) стратегическая - люди ждут от лидеров выработки оптимального политического курса, соответствующего сложившейся в обществе ситуации;

3) мобилизующая (Видео (5 мб.)) - люди ждут от лидеров постоянного обоснования верности данной ими оценки политической ситуации и их побуждения к действиям по достижению поставленных задач;

4) интегративная - люди ждут от лидеров создания атмосферы, в которой разнородные общественные группы могли бы ощущать себя единым целым;

5) патронажная и арбитражная - люди ждут от лидера защиты от беззакония и произвола со стороны бюрократии, помощи в чрезвычайных и кризисных ситуацях;

6) персонификация политических явлений. Эта функция снимает ощущение обезличенности политических процессов, поэтому ответственность за значительные события общественной жизни, имевших как положительные, так и негативные последствия, возлагается на политиков. Например, процессы либерализации советской системы, выраженные термином "перестройка", в общественном сознании ассоциируются с именем М. Горбачева, а рыночные реформы в России начала 90-х гг., прозванные народом "шоковой терапией", - с именем Е. Гайдара.

Типы лидерства:

Лидерство - явление многофункциональное и требует от политика выполнения самых разнообразных ролей. В одних он будет более успешен, а в других - нет. Поэтому многие типологии лидерства построены с учетом доминирующей функции лидера.

1) Так, например, Г. Лассуэлл различал три типа лидерства:

-лидер-идеолог, манипулирующий идеями, концепциями обшественного переустройства (К. Маркс, Мао Цзэдун, А. Линкольн);

-лидер-агитатор, манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы (Ф. Кастро, М.Л. Кинг);

-лидер-организатор, манипулирующий ситуациями. Большинство современных политиков выступают в роли администраторов и менеджеров.

2) Вторая классификация

-лидер-планировщик, ориентированный на методы и средства, которые позволили бы достичь намеченных целей;

-лидер-эксперт, который персонифицирует собой профессиональную компетенцию.

3) В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

-традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

-рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),

-харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

4) Поскольку в лидерстве всегда проявляются определенные ценностные ориентации, то его типология часто осуществляется на основе отношение лидера к господствующих в обществе культурных и идеологических ценностей. По этому принципу лидеров разделяют на следующие типы:

-Лидер-консерватор, деятельность которого направлена на возрождение и сохранение устоявшихся ценностей и традиций, норм и правил социального поведения. К ним относят преимущественно руководителей консервативных, республиканских и христианско-демократических партий и движений.

 

-Лидер либерал-(реформатор), который, не отвергая ценностей, которые царят в обществе, стремится внести в них некоторые изменения в соответствии с требованиями времени и изменений политической ситуации. Это лидеры партий либерального и социал-демократического направления.

- Лидер-революционер, деятельность которого направлена на отрицание существующих ценностей и утверждения новых. К этому типу относятся руководители революционно-демократических, коммунистических и анархических партий.

- Лидер-реакционер, который отстаивает устаревшие, отжившие ценности и традиции. Это преимущественно вожди ультраправых и ультралевых партий, которые тяготеют к тоталитаризму и диктатуре и очень часто порождают харизматичный тип лидера.

В теоретической и практической политологии распространенным является деление лидерства на формальное и неформальное по критерию характера участия лидеров в организации общественно-политической жизни.

Вопрос 4

Объединение в группы – кооперативная деятельность – изначально присуща людям, мотивы объединения и степень их осознания варьируется от получения простого удовольствия до удовлетворения особых интересов.

Группы принято подразделять на первичные и вторичные. Понятие первичной группы впервые было введено исследователем Ч. Кули в указанной выше работе применительно к членам семьи, между которыми складывались устойчивые эмоциональные отношения. Впоследствии в социологии этим термином стали обозначать любые группы, в которых сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы – например, группы друзей, влюбленные и т.д. Первичные группы характеризуются интимным непосредственным контактом. Это означает, что люди испытывают постоянное беспокойство друг за друга, приоритет в общении отдается личностному фактору, а не специализированным ролевым функциям. По мере роста численности группы такое непосредственное взаимодействие становится все менее возможным. Индивидуальные отношения начинают носить все более специализированный характер и могут утратить ярко выраженное эмоциональное содержание, присущее первичным отношениям.

Существенным признаком вторичных групп является деперсонализация отношений. Вторичные группы образуются из людей, не связанных эмоциональными отношениями. Как правило, их взаимодействие вызвано стремлением к достижению общей цели. Преобладают формализованные правила и нормы поведения, а природа групп начинает все меньше и меньше зависеть от лиц, их составляющих. Отношения начинают принимать ролевую окраску, заданную организационной структурой. В этих группах основное внимание уделяется, в первую очередь, умению выполнять определенные функции, а не личным качествам.

Социологи были склонны связывать активность добровольческих ассоциаций с высокой степенью социальной дифференциации общества, которая, в свою очередь, являлась следствием процесса модернизации. В сложных обществах возникает потребность в создании множества организаций или больших вторичных групп, создаваемых для достижения определенных целей.

В числе множества причин, побуждающих людей объединяться в группы для оказания давления на правительство. Д. Уилсон называет и такую причину как децентрализация политической системы, которая способствует росту числа групп, использующих различные варианты доступа к правительству для достижения собственных интересов. Активности групп интересов может способствовать слабость партийных систем или временное ослабление позиций политических партий.

Политические интересы - это выражение потребностей общества, социальной группы, политической организации, движения в социальной и политической сфере. Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным действиям, например участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов и т. д.

Группы интересовпредставляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.

В этом их принципиальное отличие от политических партий.

В число таких групп входят:

-профсоюзы рабочих и служащих;

-фермерские (крестьянские) организации и союзы;

-профессиональные ассоциации предпринимателей;

-феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;

-союзы ветеранов;

-философские клубы и общества и др.

Лоббизм - институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Термин «лоббизм» происходит от английского слова lobby — кулуары, где представители законодательной власти могли конфиденциально общаться с лицами, заинтересованными в принятии тех или иных законов. В 1864 г. с началом покупки голосов в коридорах Конгресса США термин «лоббизм» стал приобретать политико-правовой смысл, однако подобная практика долгое время считалась предосудительной. В политической жизни других западных стран лоббизм закрепился лишь в XX веке.2

Институт лоббизма появляется и функционирует при наличии двух условий:

-дифференциации интересов у различных социальных групп;

-реального доступа населения к рычагам государственной власти в условиях политического плюрализма.

Лоббизм имеет сложную многоступенчатую структуру, которую венчает государственный деятель либо группа государственных деятелей, предлагающие и реализующие соответствующие решения. В середине располагаются многочисленные эксперты и консультанты — профессиональные юристы, социологи и т. д. Основой лоббизма являются те или иные социальные группы или движения: политические, этнические и т. п.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т. д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Формы лоббистской деятельности. Цели, которые преследует лоббизм, достигаются различными средствами и методами. Их выбор зависит от политико-правовой практики в данной стране, потенциальных возможностей субъекта и особенностей объекта лоббирования. В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма.

1. Выступления в профильных комитетах законодательного органа. В работе комитетов допускается участие как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов. Например, в соответствии с регламентом германского Бундестага парламентским комитетам предоставляется право проведения общественных слушаний с участием компетентных лиц и представителей групп интересов для получения от них соответствующей информации.

2. Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента, что практикуется как самими лоббистами, так и органами законодательной и исполнительной власти с участием заинтересованных групп.

3. Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений. В качестве иллюстрации можно привести пример с серией критических статей в отношении ст. 1 прим. Федерального Закона «О границе», опубликованных в начале 1997 г. в газете «Известия». Статья 11 прим. свидетельствует «не столько о правовой бездарности авторов новации, сколько о беспредельном цинизме лоббистов» (С. Агафонов).4 Резкий тон журналистов, видимо, объясняется не столько их гражданской позицией, сколько столкновением различных лоббистских групп, выступающих «за» и «против» введения пограничного налога.

4. Проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей, уже ставшее повседневной практикой в деятельности российских политических партий и движений.

5. Организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей, что практикуется руководителями регионов и крупных предприятий.

6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей).

7. Митинги и забастовки, которые наиболее характерны для профсоюзных объединений, отстаивающих социально-экономические интересы работников своей отрасли.

8. Подкуп должностных лиц, с которыми связано во многом отрицательное отношение общества к лоббизму.

9. Личные связи, или «коридорный лоббизм», которые реализуются путем личных, дружеских контактов и визитов к государственным деятелям.

Объекты лоббистской деятельности. К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.

Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США — это физические и юридические лица, в ФРГ — только юридические лица, в России (согласно законопроекту) — лишь физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов».



2015-12-13 656 Обсуждений (0)
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)