Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура идеального мира Платона



2015-12-15 1057 Обсуждений (0)
Структура идеального мира Платона 0.00 из 5.00 0 оценок




Мир вечных идей – парадигм состоит из некоего множества, поскольку в нём есть идеи всех вещей: идеи эстетических и моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических и геометрических чисел, фигур, формул и т.п.

Вместе с тем, мир идей упорядочен, идеи образуют иерархическую структуру, своеобразную умопостигаемую пирамиду истинного бытия. Одни идеи «стоят выше», другие им «подчиняются». Так, идея красоты «выше» идеи животного, т.к. красивым может быть не только животное, но и минерал, и дерево, и статуя, и человек. Идеяживотного – выше идеи лошади, т.к. есть и другие виды животных и т.п. На вершине всей «пирамиды» идей находится высшая идея. Ей подчинены все остальные идеи без исключения – идея Блага (Единого).

Всё существующее стремится к своему благу и объединяется этим стремлением. И поскольку более высокаяидея постигается нами как нечто общее и единое в ряду вещей, и более общие понятия охватывают и более широкий круг вещей, постольку, восходя по пирамиде идей, мы в пределе приходим к идее абсолютного единства, всеобщего первоединства.

Притом Единое – сверх-бытийно, непознаваемо (т.к. не может иметь никаких определений), выступая, однако, всеобщим условием познания. Ведь оно включает в себя свои противоположности. Тем самым осуществляется диалектический принцип Диады или Дуализма – дуальность единого и многого, большого и малого, поскольку одного нет без другого.

Благо было главным предметом размышлений Сократа. Однако Платон понимает его предельно широко, «метафизически». Благо – основное понятие не только в этике, но и в теории бытия, и в теории познания Платона. Благо – это даже не одна из идей, не сущность, а то, что «выше пределов сущности», сверх-сущее.

Благо сообщает всему бытие ценность, смысл, порядок красоту, единство. По Платону (диалог «Софист»), Благо – «не субстанция или сущность, но превыше её, будучи в своём превосходстве достоинством иерархии и её потенций». Подобно тому, как благодаря Солнцу есть и видимое, и видящий и видение (зрение), так и благодаря Благу есть и познаваемое (вещи и идеи), и познающий (человек, его чувства и ум), и познание. Благо – это Единое, или Бог: оно есть начало, середина и конец всего существующего вообще («Законы»).

А раз так, то далее в этой структуре идёт идея бытия, т.к. из начала всё происходит: Благо есть первая причина, основание и источник всякого бытия.

Далее идёт принцип истинности и познаваемости, поскольку то, что определено, то и умопостигаемо.

Далее – принцип ценности (поскольку именно ограничение влечёт за собой порядок (космос), совершенствование, а, значит, позитивность.

Далее идут генеральные идеи: бытие, покой, движение, тождественность, различие, равенство, неравенство, сходство, непохожесть и т.п.

И, наконец, математические и геометрические числа, объекты, формулы и фигуры.

Учение о знании Платона – одна из форм гносеологического рационализма: чем выше онтологический статус предмета познания, тем достовернее знание о нём (т.к. источник знания – разум, а не чувственное восприятие). А потому знание о телесном мире, о космосе, несовершенно, физика – это низкий вид знания. Здесь возможны лишь «мнения» предположения, гипотезы. Более совершенное знание – в математике, предметом которой являются нематериальные, неподвижные (неизменные) сущности. Однако, и здесь ещё сохранятся элемент наглядности и, следовательно, чувственности. Выше же по степени совершенства и достоверности знание, свободное от всего чувственного. Это чисто умозрительное, логическое, ненаглядное знание об идеях, позже названное метафизикой, или познанием из «чистого разума».

Т.о. иерархии бытия соответствуют и уровни знания. Бытию вещей соответствует предположение. Самим вещам соответствует вера (непосредственное чувственное восприятие «мнение»). Математическим объектам – рассудочное познание (дианойя), идеям – разумное, беспредпосылочное начало, доступное только мысли (ноэзис).

И если Сократ выводил общее из особенного путём индукции, то Платон считает высшее знание (дианойя и ноэзис) в принципе не выводимым из опыта, априорным. Достичь такого содержания знания чистых сущностей можно лишь путём припоминания души; душа находит это знание в себе самой.

Стремление человека к истинному миру, стремление материи к оформлению, стремление всякой вещи к своему «благу», иначе говоря, стремление материи к воплощению идеального, к одухотворению, к красоте и к бессмертию, Платон называет Эросом. Эрос – душа космоса и душа всякой вещи. Эрос связывает друг с другом мир вещей и мир идей. Он обнаруживает себя в человеке как влечение, любовь к какому-то «благу», к тому, что он считает «приятным», «полезным», «нужным», «красивым», «хорошим» и т.п.

Эротическое начало в человеке развивается, проходит ряд ступеней, от элементарной тяги к удовольствию, заканчивая высшим стремлением к познанию божественного. Сначала человеческий эрос – это стремление к приятному, затем – влечение к красивым человеческим телам как наиболее совершенным вещам в мире. Позднее – это желание добра, то есть воля к совершению прекрасных (добрых) поступков и дел. И, наконец, высшая форма эротического стремления – жажда истины, познания сущности, как стремление вместить в своей душе весь космос и божественное в нём.

Эротика же – низшая ступень эроса – любовь физическая. Однако уже в ней есть нечто более «высокое» - есть желание бессмертия, продолжения рода.



2015-12-15 1057 Обсуждений (0)
Структура идеального мира Платона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура идеального мира Платона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)