Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Место литературы в ряду других искусств




Основы теории литературы

Лекция № 1

Вводная - о том, как меняют лампочки в аудитории.

Лекция № 2

 

Предмет теории литературы.

Ме­сто теории литературы в системе наук об искусстве

 

Литература - понятие условное (Для Пушкина его письма и дневники - часть его личной жизни, для нас - литература), ее центр - литература вымысла.

 

Основной принцип выделения сфер мира, переплетающихся, но отличающихся:

1) Природа (все, что не порождено человеком, порождение божественной силы, эволюции - кто во что верит)

2) Культура - то, что создано человеком

 

Человек порождает 2) и является порождением 1)

Человек изменяет природу, но природа без него может существовать, а он без нее - нет. Раньше природа была сильнее человека, сейчас наоборот. Чтобы выжить нам нужно меньше усилий, чем нашим предкам в пещере.

 

Культура:

1) Материальная - вещный мир, вещь отдельно от человека.

2) Духовная - имеет внешнюю форму, (картина на полотне и написана красками), но содержание не сводится к внешней форме. (Картины Рембрандта стоят больше, чем то, на чем они изображены). Произведение искусства - это, прежде всего, мысленный образ, а не материальный.

 

19-20 вв. новое разделение на

1) культуру - удобство, облегчение жизни, в широком смысле = духовное

- базовые, вечные основания или стремление к ним.

2) цивилизацию - то, что порождает материальное

- внешняя пена, то, что подвержено изменению на протяжении 1 или нескольких поколений.

 

Лит-ра входит в сферу духовной культуры.

Литра не является наукой, но для того, чтобы говорить о ней сознательно, представлять, что она такое, нам нужны описания как 2-ой степени (кто-то захочет написать продолжение «Братьев Карамазовых»), так и полуходожественные произведения (В них автор выказывает свое отношение к героям, проблемам, книгам)

 

Науки бывают

· естественные (изучение природы)

· гуманитарные(гуманос - человек) о культуре

Литра относится к филологическим, гуманитарным наукам (фил от греч ЛЮБИТЬ, логос - СЛОВО)

Схема 1

 

ФИЛОЛОГИЯ НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ

| | | | | | |

V V V V V V V

 

лингвистика лит. критика литературоведениетеатроведение искусствоведение киноведение

 

 

Схема 2

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

| | |

V V V

история литературы теория литературы вспомогательные литературоведческие дисциплины

зарубежных стран текстология

народов СССР литературоведческое источниковедение

передовой литературы

национальной литературы

 

Лекция № 3

Понятие о художественном мире

Пастернак «Август»

 

И образ мира в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

 

Существует 2 мира, не равных друг другу:

1. Мир, который нас окружает

2. Мир, который отражен на страницах лит-ных произведений (также в кино, на картине)

 

Ходасевич:

Произведения искусства - это преображение мира, с целью выявить скрытую сущность, увиденную художником под новым углом зрения, отбрасывая все ненужное.

 

Лотман. Признаки текста:

Текст - это то, что отделено от внетекстовой реальности (кто бы мог подумать)

В основе понятия текста

Выраженность

Текст зафиксирован в знаках. Непрочитанный и ненаписанный текст погибает в голове художника.

Визуальная поэзия - это когда на бумаге, стоя перед аудиторией в определенном порядке иголкой выкалывают дырочки - тоже знаковая фиксация образа, тоже текст

Ограниченность

начало и конец текста, развертывание во времени, рамка в живописи, зрители, граница между залом и сценой в театре

стул дома - не предмет искусства, в театре - да.

Отложив книгу, из худ-ого мы переходим в реальный мир, но границы размыты. Читая, мы ощущаем себя в худ. мире. Мастерство художника в том, чтобы мы поверили, что худ мир = действительному

Структурность

текст - это не хаос, он обладает внутренней иерархичностью.

 

Гаспаров:

 

Художественный мир текста - это система всех образов и мотивов, присутствующих в этом тексте.

В тексте предметы даны с их хар-кой (сущ. + прилаг)

Предметы сближаются посредством действий - глаг.

Характеристика действий - наречия

 

Художник использует синонимику. То, как и почему сближаются в его тексте те или иные слова и создает реальность текста.

 

Наименьшая единица худ. мира - одно произведение. Бывают исключения (Достоевский стремился к оконченности каждого фрагмента). Произведение может быть незавершенным, если его не успели дописать - худ. мир незавершен.

 

Худ. Мира строки, четверостишия нет

Большие единицы есть:

 

1)«Воронежские тетради» Мандельштама - объединение одной темой, один худ. Мир. в истоках и по единым законам построен.

2) Все творчество писателя.

Худ. мир. Блока, Достоевского. Константы - законы тв-ва

 

3) Лермонтов - поэт и художник. Законы, объединяющие то, что выразилось во всех видах искусства

 

4) Нехудожественная литература - дневники, письма, статьи. Прочтение их и присовокупление к худ. Миру помогает лучше понять тв-во писателя

 

5) Жизнь в понятии искусства. Идея худ. мира Блока + идея, заставлявшая его выстраивать жизнь.

 

6) целое лит. направление. Х.М. русского футуризма, англ. Сентиментализма.

 

Нужно осмысливать произведения. Понять автора - понять его произведение в зависимости от того, что сам автор приводит в качестве законов своего тв-ва.

 

Выводы: Худ. Мир присущ литре и др. видам искусства. У каждого вида искусства свой худ мир не похожий на реальный. Худ мир существует в рамках. Язык - знаковая система. Дорожное движение - тоже текст, но не каждый текст является художественным

 

Лекция № 4

 

Место литературы в ряду других искусств

 

Гумилев «Слово»

 

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

 

Проблема различия худ. И научн. мышлений. Экономика и социология - формулы, литра - описывая те же явления использует слова с их изменчивой многозначной природой. Каждый автор выбирает слова, пользуется своим особым языком, чтобы определить то, что он хочет так, как он хочет.

 

С др. стороны литература, оперируя единственным материалом - словами, использует все их возможности. Писатель не может избавиться от полисемичности слова. Старые слова актуализируются с новым значением. Слова меняют значения, но старые значения не пропадают навсегда, наполняясь новым историческим содержанием. Наука от многозначности (полисемии) старается дистанцироваться

 

Писатель ориентируется на полноту реальных и мнимых значений, не столь важных для читателя. Использование слова в ином значении - один из лит-ых приемов.

 

Грамматика и синтаксис - единственный материал, которым владеет литература.

 

Живопись

Что может и чего не может литра по сравнению с другими видами искусства

Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре

 

Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов.

 

В иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, только часть образа.

Тынянов:

На бумаге конкретизируется мысленный образ, мы понимаем, что для нас герой совсем другой. (Для нас Т. Ларина с веснушками, а на картинке как греческая богиня)

На картине выхваченный из жизни момент, в книге - действие в развитии во времени.

Выводы:

Поэту конкретика не важна, а художнику - да.

Свои преимущества имеет как живопись, так и литература.

Искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми.

 

 

Театр

Живые люди в одежде ТОО времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга. Энергетика актера заражает зал.

 

Во время спектакля мы ограничены во времени

Читая книгу мы не ограничены в пространстве, в книге есть то, что нельзя передать на сцене.

 

Максимально спектакль по Карамазовым шел 2 дня, но произведение книжное все равно обширней. На сцене можно передать лишь несколько худ. Линий. Нельзя перенести описания

 

Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления.

 

В книге - движущиеся пейзажи. В театре - смена декораций, зачастую во время специального перерыва, затемнения, антракта

 

Герои произведении в одежде времени. Герои спектакля в одежде того времени, но не в той самой одежде, в костюме, сшитом современным костюмером.

 

В каждом виде искусства свои достоинства и недостатки.

 

Музыка

Лишена рационального воздействия, только эмоционально воздействует как определенная волна. Нет слов - разум вне прямого действия - только анализ эмоций - опосредованное воздействие.

 

Синкретического (передающего все) искусства не существует. Сущ-ет иск-во пространственное, временное. Движение - развитие событий

 

Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Твердая форма с собственным начертанием.

 

Литература - развитие линии событий, жизни человека.

 

Театр - ограничен временем действия. 5 действий - 4-5 часов. Сегодня 1-2 действия чаще. + Временная ограниченность в жизни (как и в кино) зритель выходит из кинотеатра. Книгу можно читать отрезками за день всю или за год по странице в день.

 

Видеозаписи не то же самое, потому что нажатие на паузу, по словам Николая Алексеевича, это нарушение законов кинематографического жанра. Среди телефильмов реклама - это тоже нарушение, потому что режиссер на такое внедрение не рассчитывал при работе над своим шедевром. (Создатели сериала «Азазель» рассчитывали)

 

 

Лекция № 5

 

Литературоведение (ЛВ/лит вед) и литературная критика (ЛК/лит крит)

 

 

Литературоведение и лит крит - НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

2 рода внутри филологии

 

Лит Крит - публицистика, литра о литре.

Лит вед - объективная оценка современной худ лит. Показывает развитие народов мира, место современной литры в современном общ-ве. Лит вед - о литре прошлых эпох с анализом.

 

Общее:

И ЛВед и ЛКритик - люди пишущие, занимают активное место в жизни, не равнодушны к предмету, о котором пишут, олицетворяют исторически-прогрессивное начало (это относительно - и +, и -, потому что когда приходит новое, уходит старое, иногда хорошее)

 

Лит крит о СОВРЕМЕННОЙ литературе

Лит вед - литра ПРОШЛОГО

 

 

Лит вед обладает законами как и любая наука в рамках гуманитарного знания

Лит Крит - включает элементы науки, синтез науки, искусства и публицистики. На стыке журналистики.

 

ЛВед уходит от 1 лица ед. ч. Пишут МЫ считаем, мы полагаем. Это свидетельствует о стремлении подняться над субъективностью личной точки зрения, борются за устойчивую бесспорность.

 

ЛКритик - в ед.ч. - сам говорит о литре - Я думаю, я считаю. Это начитанный человек о теории литры, о литре прошлого и современности.

 

Делая себя действующим лицом разговора о литре наряду с объективностью (литра для всех) вносит элемент субъективности, соц. Принадлежности к группе людей = элементы художественности в статье, которую он порождает через субъективность. Нет абсолютной границы - проницаемость.

 

ЛК - субъективность

ЛВ - субъективность возможна, но стремление к объективности

 

ЛВ как наука учитывает контекст произведения. Произведение существует в опр.э контексте, не только литературном, но и историческом. Умение историзировать произведение - одно из главных достоинств ЛитВеда. Может быть в подтексте исследования. Иначе - отказ от стремления к объективности.

 

Чтобы понять Пушкина нужно прочитать то, что читал Пушкин, но лучше забыть то, чего он прочитать в свое время не мог.

 

Для ЛитКрита восстановление контекста неважно, стремление не к полноте охвата произведения, а к изоляции произведения или стремления увидеть что-то важное. Разрешение комплекса идей.

 

Критика изменяет контекст произведения. Писарев перетолковал значение Пушкина. Белинский меняет отношение к действительности в зависимости от личного мнения о преимуществе, важности того или иного аспекта.

 

+ суждение об оценке других авторов (критика на критику, Писарев спорил с Добролюбовым), учет максимального количества высказываний о произведениях.

 

ЛВед - оценка чего-либо, замеченная в письмах Пушкина, не важная для Пушкина, не являвшаяся для него лит-ой истиной, для ЛитВеда важна, на основании этого он может строить выводы.

 

Для ЛКритика важно взглянуть на произведение свежими глазами, выбрать из существующего то, что совпадает с его точкой зрения или чтобы опровергнуть - этот писатель неправильно понимал, нужно так-то и так-то, потому что...

 

Но чаще для ЛитКрит произведение важно само по себе.

 

Это связано с тем, что, хотя невозможно объективировать лит крит чаще обращается к явлениям современным. СВОЕ СУЖДЕНИЕ - ДОМИНАНТА.

 

Лит Вед - объективность и другие отзывы учитываются

 

 

Научные особенности ЛВ:

ЛВ смотрит на предмет изучения с отстраненностью

Позиция ученого, смотрящего на предмет:

 

Ученый (астроном) - понимает больше

Художник (публицист, поэт) видит красивее

 

Наука отделена от публицистического начала, события в сфере искусства.

 

Публицистика - стремление изменить мир, в котором существует человек, изменить представления людей о мире.

 

Изменение - новый взгляд - важно для критика, для ЛВеда важно то, что кажется правильным и объективным. (Известный ЛитВед - Бонди)

 

Лит крит на первый план выносит одну черту, забывая все остальное, важное.

Св-во ЛК - связь с печатными изданиями. Позиция выбирается в зависимости от позиции издания. Некоторые проводят свою линию, отличающуюся от политики издания (Розанов рубрика «В своем углу» в журнале «Новый путь») Критик связывается с журналистикой все больше, практически теряет независимость. Чувствует свободу, выходя в другие виды искусства - написать книгу = выйти из пределов журналистики.

ЛитВед à литератор

 

Некоторые люди могут быть одновременно и ЛВедами и ЛКритиками. (Новиков)

 

Совмещение разных эпостасий ведет к реализации потенций личности, к смене внутренних границ при переходе из ЛВ в ЛК

 

 

ЛКритик не может отойти от мнения аудитории.

 

ЛВ - наука со всеми особенностями науки

ЛК - синтез трех сфер деятельности: науки, искусства, публицистики

 

На деле двуединое существование, трудно распознать границы между ЛВ и ЛК.

 

 

Лекция № 6

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)