Составление финансовых смет (бюджетирование)
Один из видов финансового планирования — составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить: – смету реализации продукции; – план производства продукции; – смету прямых затрат на оплату сырья, материалов; – смету прямых затрат на оплату труда; – смету переменных накладных расходов; – смету административных и коммерческих расходов; – смету себестоимости продукции; – отчет о прибылях и убытках; – кассовый план; – прогнозный балансовый отчет. На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) корпорации. Смета реализации продукции – это первоначальный этап финансового планирования. Объем планируемой реализации продукции рассчитывается по формуле где Ор – объем предлагаемой к реализации продукции; К – количество единиц продукции, планируемых к реализации; Ц – цена единицы продукции. План производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле Опр = К + Мк – Мн, где Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве; количество единиц продукции, планируемых к реализации; желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода; К – количество единиц продукции, планируемых к реализации; Мк – желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода; Мн – ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода. Смета прямых затрат на оплату сырья и материалов позволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы: Сзм = (ОпрП + Зк – Зн), где Сзм – стоимость сырья и материалов; Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве; П – потребность в сырье и материалах на единицу продукции; Зк – желательный запас сырья и материалов на конец периода; Зн – запас сырья и материалов на начало периода; Ц — цена единицы сырья, материала. Смета прямых затрат на оплату труда составляется для определения фонда заработной платы на основе следующей формулы: Сзт = Опр × Че × Р, где Сзт – сумма прямых затрат на оплату труда; Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве; Че – число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия; Р – стоимость прямых затрат труда за час. Смета переменных накладных расходов представляет собой перечень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле Рн = Ч0Снр + Рпер + Рпост – А – Н, где Рн – накладные расходы; Ч0 – общие прямые затраты труда в часах; Рпер – переменные накладные расходы; Рпост – постоянные накладные расходы; А – амортизационные начисления; Н – налог на имущество. Смета административных и коммерческих расходов включает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции. Прежде всего, проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для этого объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рассчитываются по формуле Рак = Рпер + Рр + Рс + Рз + Ра + Н, где Рак – прогнозные административные и коммерческие расходы; Рпер – прогнозные переменные административные и коммерческие расходы; Рр – расходы на рекламу; Рс – расходы на страхование; Рз – расходы на зарплату работникам; Ра – расходы на аренду; Н – уплата налогов. Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестоимости продукции ведется по формуле ССрп = Звх + Сзм – Звых + Сзт + Рпер + ССвх – ССвых, где ССрп – себестоимость реализованной продукции; Звх – стоимость входных запасов сырья, материалов незавершенного производства; Сзм – стоимость сырья и материалов; Звых – стоимость выходных запасов сырья, материалов; Сзт – прямые затраты на оплату труда; Рпер – переменные накладные расходы; ССвх – себестоимость входных запасов готовой продукции; ССвых – себестоимость выходных запасов готовой продукции. Отчет о прибылях и убытках ведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле Пч = Ор – Рпер – Рпост – Рпроц – Нпр, где Пч – чистая прибыль; Ор – объем предполагаемой реализации продукции; Рпер – переменные расходы (переменная стоимость реализации + переменные административные и коммерческие расходы); Рпост – постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы + административные и коммерческие расходы); Рпроц – расходы на выплату процентов по кредиту; Нпр – налог на прибыль. Кассовый план составляется для прогнозирования денежных потоков и имеет следующую структуру: 1. Раздел денежных поступлений, в который включены: – кассовый остаток на начало периода; – денежные поступления от реализации продукции; – прочие денежные поступления. 2. Раздел выплат – все денежные платежи в прогнозном периоде. 3. Раздел излишка или дефицита денежных средств – разница между денежными поступлениями и платежами. 4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде. Прогнозный балансовый отчет отражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму: статьи актива Ве = Вб + Тд – Тк; статьи пассивов Вс = Вб + Тк – Тд, где Ве – конечное сальдо (расчетная величина); Вб – начальное сальдо (из отчетности); Тд – оборот по дебету (прогнозная оценка); Тк – оборот по кредиту (прогнозная оценка). 9.5. Финансовое планирование в составе бизнес-плана Одним из плановых документов, составляемых на предприятии (корпорации), является бизнес-план. Его составление преследует две основные цели. Во-первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во-вторых – для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта. В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет – с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия (корпорации), ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела. I. Резюме. II. Основная часть. III. Стратегия финансирования. В «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости. В «Основную часть» включаются следующие подразделы: • описание вида деятельности; • описание продукции (услуги); • оценка отрасли; • рынок; • маркетинг; • план производства; • организационный план; • юридический план; • анализ рисков; • финансовый план. Финансовый план – это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата. Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов: 1) прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг); 2) план доходов и расходов; 3) план денежных поступлений и выплат; 4) баланс активов и пассивов; 5) план по источникам и использованию средств; 6) расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). 1. Прогнозный расчет объема реализации разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д. Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей. 2. План доходов и расходов включает следующие показатели: а) доходы от реализации продукции (услуг); б) себестоимость реализованной продукции; в) прибыль от реализации (стр. а – стр. б); г) общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата АУП, коммунальные расходы, страховка и др.); д) прибыль до уплаты налога (стр. в – стр. г); е) налоги; ж) прибыль после уплаты налогов (стр. д – стр. е). Разработка этого документа дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др. 3. План денежных поступлений и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия (корпорации), а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств. В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели: 1) наличные деньги (на начало месяца); 2) поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления); 3) итого поступления наличности; 4) общая сумма имеющейся наличности (стр. 1 + стр. 3); 5) денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.); 6) прирост (+), недостаток (–) денежной наличности на конец I месяца (стр. 4 – стр. 6). Как мы уже отметили, план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения. Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных вариантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств. 4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме. Активы 1. Текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.). 2. Фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.). Пассивы и собственный капитал предприятия. 1. Долгосрочные обязательства. 2. Краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам). 3. Итого пассивов. 4. Собственный капитал предприятия (активы – пассивы). 5. Итого пассивов и собственного капитала предприятия. 5.План по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности. План по источникам и использованию средств включает следующие показатели. 1. Средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль; амортизация; прочие собственные средства. 2. Использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |