Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материальная культура. Основные занятия



2015-12-13 944 Обсуждений (0)
Материальная культура. Основные занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Доклад

 

По дисциплине: Культура Мировых цивилизаций

Тема: «Культура восточных славян»

 

Выполнила:

студентка

(очной формы обучения,

1 курса, СГФ

, МДО-ДБ-1-1)

Пучкова Анна Сергеевна

_______________________

 

Преподавать:

Кандидат философских наук, доцент

Чумоватов Денис Юрьевич

________________________________

 

Москва

 

Оглавление

§ 1.Мир язычников. 4

§ 2.Материальная культура. Основные занятия. 7

§ 2.1.Традиционное жилище. 7

§ 2.1.1.Планировка. 8

§ 2.1.2.Интерьер. 8

§ 2.1.3.Двор. 9

§ 2.2.Древняя славянская одежда. 10

§ 2.2.1.Мужской костюм.. 11

§ 2.2.2.Женский костюм.. 11

§ 2.2.3.Обувь. 11

§ 2.2.4.Прически и головные уборы.. 11

§ 2.2.5.Украшения. 12

§ 2.2.6.Костюм воинов. 13

§ 2.3.Основные занятия. 13

§ 3.Верования восточных славян. 15

§4. Обряды, славянские языческие праздники. 21

§ 5.Искусство. 25

Приложение. 29

 


 

Введение

Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она объединяет и сближает нас и в то же время отличает от остального мира. У каждой культуры свой язык, свои неповторимые черты и приметы. В мировом наследии богатейшая русская культура- яркое и заметное явление. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе. Восточно-славянскую культуру изучали деятели науки: В.М.Соловьев, А.П.Богданов, М.Н.Громов, Д.С.Лихачев, С.В.Перевезенцев, Ю.Н.Школьник..

Актуальность выбранной темы:

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что именно восточнославянская культура заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития России. Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об этнокультурном развитии России. Представления современников о традициях, обычаях, быте, религии наших предков углубляют знания об истории человечества, развивают основы критического мышления, что позволяет воссоздать историческую картину развития России в мире.

Цель исследования:

Создание целостного представления о культуре наших предков посредством изучения различных источников.

Задачи исследования:

1.Исследование представления о мире восточных славян

2.Изучение материальной культуры восточных славян (стиля в одежде, создания ремесленных изделий, построения жилищ)

3.Изучение верований, религии восточных славян

4.Исследование духовной культуры восточных славян (обрядов, праздников, музыки, фольклора)

Объект исследования: эпоха древних славян.

Предмет исследования: Особенности культуры эпохи восточных славян

 

Мир язычников

Главной исследовательской задачей данного параграфа является исследование представления восточных славян о мире. Для выполнения данной задачи необходимо изучить некоторые элементы фольклора наших предков, отношение древних славян к различным природным явлениям.

Мир язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это - отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это - реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что, то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в XVI в., всего лишь за три дня.

Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия. Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи («тучные», содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана («росы») привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями.

В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли -- солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму.

Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира. В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира. Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей. Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.

Вывод

В этом параграфе мы изучили представления восточных славян о мире, посмотрев «глазами» наших предков на явления природы. Также, в процессе исследования, мы узнали имена сказочных существ древних славян, смогли разобраться в их представлении о модели мира, в понятиях добра и зла.

Материальная культура. Основные занятия.

Главной исследовательской задачей данного параграфа является изучение материальной культуры восточных славян. Для проведения данного исследования необходимо подробно разобрать традиционную одежду, основные занятия, разновидности ремесленных изделий и типы постройки жилищ древних славян.

 

Традиционное жилище

Традиционное жилище восточных славян формировалось в определённой исторической обстановке под влиянием изменившихся условий жизни народа. К середине XIX в. – времени, когда сложились основные особенности сельского жилища восточных славян, - наряду с общими чертами жилище разных районов на всей обширной территории расселения русских, украинцев и белорусов имело локальные отличия (природные, социальные, экономические и исторические) приводили к созданию разных типов восточнославянского жилища, сосуществовавших в этнических традициях этих народов. На пространствах России, где в качестве основного материала использовался лес, преобладала срубная техника. Уже в Древней Руси срубная техника достигла высокой степени совершенства. Для строительства жилых домов на севере и в центре зоны распространения срубного жилища использовали в основном хвойные породы дерева. Наиболее распространённой была рубка сруба из круглых очищенных от коры, но неотёсанных брёвен. [1]

Столбовая техника возведения стен жилого дома, не менее древняя, чем срубная, была распространена преимущественно в лесной и лесостепной зонах Украины. Основу стен при столбовой технике составляли столбы, врытые в землю на одинаковом расстоянии друг от друга, пространство между ними заполнялось различным материалом. [2]

По конструкции потолка и крыши жилище восточных славян при наличии многих общих особенностей варьировало в разных ландшафтных зонах. Для восточнославянского жилища характерен плоский горизонтальный потолок. Основой потолка служил толстый, отёсанный с четырёх сторон брус – матица. Его обычно врубали в предпоследний венец сруба или в «основу», в «верхнюю связь» - балку, положенную поверх стены в домах, построенных из других материалов. [3]

Планировка

Основной частью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение – служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильём посредством сеней. Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемым помещением. Сени служили для защиты жилой комнаты от непосредственного воздействия дождя, снега и мороза. Позднее сени превратились в большое, имеющее самостоятельное значение, помещение для хранения вещей, содержания скота и даже для пребывания в нём человека в летнее время. Трёхкамерное жилище (изба – сени – клеть) в большинстве районов было характерно для середняцких хозяйств. Затем клеть с целью увеличения жилой площади стали превращать в жилую избу (хату), которая служила только летним парадным помещением (горница, светлица, чистая изба) или, если её отапливали, использовалась для повседневной жизни. На севере, в районах распространения двухэтажного крытого двора, на ряду с типом трёхкамерного жилища бытовали и его видоизменённые формы; здесь клеть или горница устраивались на втором этаже двора, вплотную примыкающего к дому. [4]

Интерьер

Внутренняя обстановка избы отличалась строгими, издавна установившимися формами, которые при наличии общих черт имели различия в отдельных областях восточнославянской территории, являясь важным этническим признаком отдельных народов и их этнографических групп. Примерно четверть избы занимала духовая печь [см.прил.1]. Она является характерной особенностью жилища всех восточных славян. Большинство русских печей были глинобитными, позже во многих селениях стали класть печь из обожжённого кирпича. От положения печи в избе зависело расположение других частей интерьера. Подобное соотношение печи и переднего угла – одна из общих и характерных черт восточнославянского жилища. Каждый угол, каждое место в старых традиционных избах имели своё назначение. Самым почётным считался передний угол [см.прил.2]. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, в праздник, а нередко и в будни стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками, позднее – литографиями, искусственными цветами. В этой части избы отмечались все важнейшие события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикреплённые к ним лавки. Параллельно лавкам, выше окон, делались полки. До конца XIX века у восточных славян преобладала неподвижная встроенная мебель. Все основные детали обстановки строились вместе с избой и составляли с ней одно целое. В зависимости от положения печи и переднего угла, а также от направления устья печи в восточнославянском жилище выделяются четыре типа внутреннего плана избы: северносреднерусский, украинско-беларусский (он же – западнорусский), восточный южнорусский и западный южнорусский. [5]

Двор

Отмечалось особое устройство двора у славян. Кладовые строились либо в виде плетённого из прутьев шалаша, подобно тем, какие ещё и теперь встречаются в Русской части Галиции, либо виде глиняных мазанок, встречались также деревянные из крепко сбитых брёвен. В таких кладовых всегда имелись двери, запиравшиеся даже на ключ. Эта кладовая называлась житница.

Место, в котором обмолачивали зерно, так называемое гумно, первоначально находилось на дворе под открытым небом, однако поскольку необмолоченный хлеб так же нуждался в укрытии от дождя, наряду с гумном очень скоро появился и навес, под которым, естественно, начали хранить и обмолоченное зерно. Так житница образовало с гумном одно целое, и в результате чего возникло строение, на которое перешло старое название – гумно.

Хлев для содержания крупного рогатого скота

первоначально представлял собой повсюду простой загон без крыши. Однако суровая зима в славянских землях заставляла прибегать к более серьёзным мерам для защиты скота от холода и непогоды, что и привело к строительству специального деревянного здания с наглухо заделанными стенами и кровлей над ними. Весьма вероятно, что обычай строить рядом с жилищем и специальный навес для скота возник под германским влиянием. Однако первоначально славянское хлевина означало жильё для людей вообще и помещение для скота.

 

Важным и интересным по своей конструкции сооружением была сушильня для зерна и, очевидно, также и для плодов, называвшаяся в древней Руси, да и в других местах овин. Влажный хлеб, а по-видимому, и плоды складывали внутри овина на щиты из плетёных прутьев, под которыми разжигался огонь, которому ещё в XII веке простой народ возносил языческие молитвы. Конструкция овина в общем была такой же, как и устройство примитивных приспособлений для сушки снопов, какие ещё встречаются в России. Они представляют собою яму для разведения огня, над которой возводится примитивное деревянное строение, в котором крестьяне и теперь охотно сидят, и спят у огня. Последней известной нам самостоятельной деталью славянской усадьбы является одрина, засвидетельствованная в древней Руси с X века. Скорее всего, это было наземное строение, какой-то навес, под которым складывали сено, а то и спали. Внутри двора в удобных местах выкапывались колодцы, обкладывавшиеся брёвнамиТакие четырёхгранные колодцы глубиной до 15 м, относящиеся ко времени княжения князя Владимира, были найдены в Старой Ладоге и Белгороде. Таким образом, жилище у восточных славян имело некий сакральный смысл. Каждая постройка во дворе, расположение мебели в избе и мн.др. играли свою определённую роль.



2015-12-13 944 Обсуждений (0)
Материальная культура. Основные занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материальная культура. Основные занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)