Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общая характеристика менеджмента




Содержание

1. Общая характеристика менеджмента.

2. Природа, сущность и развитие науки управления.

3. Этапы развития и систематизация взглядов на менеджмент.

4. Менеджер, его личные качества, управленческие роли.

Общая характеристика менеджмента

"Управление" относится к числу наиболее распространенных терминов издавна. Это объясняется тем, что многие процессы в реальной действительности направляются человеком в соответствии с его интересами, целями. Влияние же людей на ход событий и объясняют управлением, а управление определяют как сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты. Задача управления - внести упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая (субъект и объект управления). Общая схема управления сводится к тому, что субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде приказа, команды, сигнала, которое передается объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с управляющим сигналом. О том, что объект выполнил команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает по каналу обратной связи. В зависимости от этой информации вырабатываются новые управленческие воздействия и работает система с обратной связью.

Между двумя группами людей, представляющими собой управляющую и управляемую подсистемы, возникают определенные отношения, которые характеризуются как отношения управления.

Отношения управления возникли исторически как результат развития производительных сил. В настоящее время они являются той активной составляющей производственных отношений, с помощью которой они оказывают обратное воздействие на развитие производительных сил через сознательную управленческую деятельность. Изучением данной сферы деятельности занимается наука управления.

Наука управления считается наукой молодой, так как сформировалась она в начале XX столетия, активно развивается, имеет систему научных понятий, категорий, законов и закономерностей, использует свои отличительные принципы и методы, ориентирует на собственную технологию и модели, опирается на достижения различных наук и, в первую очередь, экономических.

Наука управления - это сфера исследовательской деятельности, направленная на выявление законов, закономерностей, разработку принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Совокупность систематизированных знаний, вытекающих из накопленного практического опыта управления, составляет теорию управления.

Объектом науки управления являются группы людей, организации, общественное производство. Предметом науки управления являются отношения управления, представляющие собой сложный комплекс взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе управленческих воздействий.

Используя понятийный аппарат и методы исследования, наука управления вырабатывает свою собственную методологию. Усилия этой науки направляются на изучение природы управленческого труда, выявление условий и факторов, при которых совместный труд людей будет более эффективным и полезным. Особое место в этой науке занимает менеджмент.

Термин «менеджмент» появился для обозначения способов воздействия на объекты и процессы в сфере коммерческой деятельности с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. По своей сути «менеджмент» это производное от «управления» и является его синонимом. Но в то же время, имеется ряд особенностей в этом специфическом подходе к управлению.

Во-первых, менеджмент, как сфера деятельности, связан с управлением отдельно взятой организации, руководство которой осуществляет профессионально подготовленный управляющий (менеджер). Для того, чтобы руководить организацией, управляющий должен получить специальные знания по основам управления.

Поэтому термин «менеджмент» употребляется для обозначения управления хозяйственной деятельностью в различных организациях, в то время как управление, общественное или государственное, называется "администрирование".

Во-вторых, «менеджмент» - это американская трактовка понятия управления – используется без перевода на другой язык. Когда говорят «менеджмент», то всегда подразумевают наличие особой фигуры руководителя (менеджера), который прошел специальную подготовку, обладает рядом качеств и умеет управлять людьми. Менеджмент в таком понимании отождествляется с "руководством", "командованием".

В-третьих, менеджмент рассматривается одновременно как наука и как искусство управления. Многие специалисты считают, что менеджмент является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. Поэтому менеджмент связывают с искусством высокого овладения практикой управления, которое должно базироваться на лежащих в его основе концепциях, теориях, принципах, методах.

В-четвертых, менеджмент трактуется как процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных действий по планированию, организовыванию, мотивации, контролю, способствующий взаимодействию человеческих и материальных ресурсов для достижения целей организации. Очень часто в таком понимании менеджмент ассоциируется с "регулированием", "координированием".

В-пятых, менеджмент определяется и как особый механизм влияния на деятельность отдельных работников, группы, организации в целом с целью достижения наилучших результатов. В таком понимании менеджмент близок к лидерским устремлениям.

Все эти определения позволяют отметить, что менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности – концентрирует внимание на отдельном человеке, субъекте управления, отличающемся от фигуры собственника. Поэтому, прежде всего, необходимо провести различия между менеджером, бизнесменом и предпринимателем.

Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен - это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности, но является владельцем ее акций. Менеджер обязательно занимает управленческую должность, в его подчинении находятся люди. Он наемный управляющий, т.е. привлекается на условиях найма на определенную должность. Таким образом, бизнесмен и менеджер – разные фигуры: бизнесмен - собственник, менеджер - наемный управляющий.

В развитых странах с устоявшейся рыночной экономикой практика свидетельствует о широком привлечении менеджеров в сферу бизнеса. Бизнесмен для управления своим делом привлекает профессионального управляющего, сам же ограничивается контролем над своим собственным капиталом.

Подбор менеджеров ведется, как правило, на конкурсных условиях, а в процессе работы они выполняют условия, определенные контрактом. Условия и порядок конкурсов самые разнообразные, они отрабатываются самими фирмами и проходят, чаще всего, на основе представления резюме, в виде устных и анкетных опросов, тестирования.

В украинской практике конкурсные условия приема еще не приобрели устойчивого системного характера, а лишь апробируются отдельными фирмами, так как в сфере бизнеса идет становление частного собственника, который еще не достаточно активно ориентирован на профессионально подготовленного управляющего, а пытается сам управлять своим делом.

Предпринимательство - частный случай бизнеса, который связан с открытием нового дела, вложением капитала, внедрением новшеств. Предприниматель (организатор такого бизнеса) принимает на себя большой риск и не прибегает к найму управляющих, чтобы этот риск не увеличить.

В то же время сравнение фигур предпринимателя и менеджера позволяет сделать такие выводы. Предпринимательский стиль управления - очень ценное качество, которое должно воспитываться у каждого менеджера, поскольку менеджер склонен чаще к бюрократии, т.е. менеджер и предприниматель - это разные, не соприкасающиеся фигуры. Для менеджера в современных условиях наиболее важным является способность к реализации предпринимательских начинаний [1, с. 7].

Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности, являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п.), вложили огромные средства в создание инфраструктуры для подготовки управляющих в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг.

Уже в 60-е годы обозначились достижения японской модели управления, которая не славилась увлечением "наукой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришли к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводят их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.

Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами (американской и японской). С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. Европейский менеджмент ориентирует на лидерские позиции руководителя, а для этого просто необходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учиться этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1091)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)