Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ



2015-12-15 5067 Обсуждений (0)
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Кого мы называем подростком? Вот первый вопрос, который возникает, когда мы начинаем говорить о физиологических особенностях подросткового возраста.

Ответить на этот вопрос на первый взгляд просто, но па самом деле достаточно трудно. Мы уже писали, что научный симпозиум по возрастной периодизации, созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР с участием представителей разных специальностей, пришел к заключению, что подростками па-до считать Девушек в возрасте от 12 до 15 лет и мальчиков от 13 до 16 лет.

Таким образом, подростковый возраст у девушек начинается и заканчивается на один год раньше, чем у мальчиков, но у тех и других он длится по три года.

Необходимо подчеркнуть, что границы подросткового возраста достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей для этого периода.

Подростковый возраст является закономерным этапом развития организма, но вместе с тем своим своеобразием и темпом он резко отличается от всех других этапов жизни человека. В этот период происходят бурные перестройки в деятельности всех физиологических систем организма. Меняется психика и поведение ребенка. Причем все это получает своеобразную индивидуальную окраску в зависимости от унаследованных качеств и влияния социальной среды, в которой жил и развивался ребенок.

Быстрота возрастных изменений, происходящих у подростков, значительные различия в нервно-психических особенностях, своеобразие темпов качественных сдвигов в деятельности физио­логических систем — все эти моменты, вместе взятые, делают учебно-воспитательную работу с подростками достаточно сложной и трудной.

Педагогу приходится иметь дело с коллективом учащихся, в котором отдельные его члены находятся на разных уровнях развития. Эта мозаика в возрастных особенностях учеников, обусловленная различными темпами их развития, требует от педагога особого, нешаблонного подхода к решению учебно-воспитательных задач.

Некоторые зарубежные ученые этот возраст называют даже периодом кризисов, катастроф и катаклизмов, говорят о неполноценности подросткового периода развития. Эти утверждения не имеют под собой никакой научной основы и неверны.

Громадный фактический материал, которым располагает советская наука, дает основание утверждать, что любой период развития организма ребенка полноценен. Ребенок развивается как гармоничное целое, но каждый этап его развития имеет свои особенности.

Что же является наиболее характерным для подросткового возраста? Это в первую очередь эмоциональная подвижность, любознательность и стремление к новому. В этом возрасте перед подростком открываются возможности сознательного овладения знаниями и достижениями человечества, накопленными в процессе его исторического развития, т. е. опытом человечества. Наблюдается резкое повышение интереса подростков к театру, живописи, музыке, литературе — другими словами, ко всему тому, что мы называем обобщающим словом культура. Важной особенностью подросткового возраста является также возможность сознательного и активного участия в общественной жизни, приобщения к труду и воспитания творческого к нему отношения. Значительное место в интересах и жизни подростка начинает занимать спорт и физическая культура, во многом способствующие укреплению его здоровья и общему развитию.

Совершенно очевидно, что все сказанное создает хорошие предпосылки для создания соответствующего учебно-воспитательного процесса в подростковом возрасте, направленного на формирование здоровой, всесторонне развитой и глубоко воспитанной личности — строителя коммунистического общества. Успешному решению педагогом этой задачи во многом будет спо­собствовать знание основных физиологических особенностей подросткового периода развития, определяющих своеобразие этого возрастного этапа.

С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется повышением интенсивности роста, повышенным обменом веществ, усиленным потреблением кислорода, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, и, наконец, это возраст полового созревания.

Никогда, за исключением первых двух лет своей жизни, человек не растет столь интенсивно, как в подростковом возрасте. За год рост увеличивается на 6—7 и даже 10 см. Причем с 11 — 12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13— 14 лет они растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Наиболее интенсивно, пожалуй, вытягиваются в длину конечности, поэтому для подростка очень характерной чертой являются длинные тонкие ноги. Хотя одновременно с ростом повышается и масса тела подростка, но нарастание массы несколько отстает от максимального увеличения роста. Вот почему обычно подростки имеют худой и вытянутый вид.

Сердечно-сосудистая система у подростков развивается следующим образом. Очень интенсивно в этот период растет сердце, и его объем ежегодно увеличивается приблизительно на 25%. Таким образом, усиленный рост и увеличение массы тела, требующие большего снабжения кровью и большей доставки кислорода, обеспечиваются увеличением объема сердца и повышением показателей его функциональной деятельности. Кровяное давление несколько возрастает и колеблется в пределах 110— 115 мм. рт. ст. Частота сердечных сокращений несколько замед­ляется; если в 11 лет она равна 85—90 ударам в минуту, то к 14—15 годам снижается до 70 ударов в минуту.

Параллельно росту сердца увеличивается и диаметр сосудов. Хотя рост окружности сосудов происходит медленно и несколько отстает от роста сердца, это обстоятельство не мешает подростку чувствовать себя хорошо. Все же быстрая перестройка кровеносной системы и неустойчивость регуляторных механизмов вегетативной нервной системы могут приводить к некоторым расстройствам кровообращения, в частности к транзиторным (преходящим) гипертоническим явлениям, головокружениям и т. д. Изменение условий кровообращения особенно резко бывает выражено у девочек, так как увеличение массы сердца у них начинается раньше и быстрее заканчивается. Правильная организация режима подростков является решающим фактором предупреждения развития этих явлений и быстрейшей их ликвидации.

Чрезвычайно важно, что в подростковом возрасте в связи с усиленным ростом тканей происходит образование новых сосудов и их коллатералей. Большое значение для развития сосудис­той сети имеют занятия физкультурой и физическая работа.

Таким образом, на подростковом этапе жизни наблюдается значительная перестройка соотношений роста сердца и сосудов. В связи с этим возникает своеобразие условий кровообращения, наблюдающееся у мальчиков и девушек в разные сроки из-за различных темпов полового созревания. Поэтому подростковый возраст требует внимательного и дифференцированного подхода в дозировках физической нагрузки, с тем чтобы не вызвать явлений перегрузки, но одновременно с этим обеспечить и необходимую тренировку сердечно-сосудистой системы.

Интенсивно развиваются в подростковом возрасте и органы дыхания. Значительно увеличивается жизненная емкость легких. У мальчиков она возрастает с 1900—2000 мл в 11 лет до 2600— 2700 мл в 15 лет, а у девочек— с 1800—1900 мл в 11 лет до 2500—2600 мл в 15 лет. Число дыханий в минуту снижается за этот период почти в 2 раза: с 20—25 до 14—16.

Дыхание становится реже и глубже.

Поверхность легких, которая у новорожденных детей равна 6 м2, к 16—17 годам увеличивается до 90 л2, а объем легких возрастает в 20 раз.

Усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы, причем темп их развития наиболее интенсивен в период полового созревания.

В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, а у девушек — грудной.

Важно еще раз напомнить, что в период полового созревания организм подростков менее устойчив к гипоксии (кислородному голоданию), чем организм взрослого" "человека'"хотя вся возрастная перестройка в деятельности органов дыхания направлена на максимальное удовлетворение потребностей в кислороде бурно растущего организма.

В опорно-двигательном аппарате происходят изменения, характеризующиеся дальнейшим увеличением окостенения и нарастанием мускульной массы. Если в 8 лет масса мускулатуры со­ставляет примерно 27,2% массы тела, то в 15 лет она увеличивается до 32,6%, а в 16 лет — до 44,2%.

Завершается формирование интервационного аппарата мышц, и очень усиленно развивается их сосудистая сеть.

Высокого уровня достигает способность к координации движений. В подростковом возрасте доступны любые сложно координированные движения — музыкальные, хореографические, трудо­вые, спортивные и др., но не связанные с большой мышечной силой, амплитудой движения и выносливостью. Это возраст, когда подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музы­кальных инструментах, незаурядного хореографического мастерства и большой точности, слаженности в разнообразных трудовых действиях. Можно полагать, что это оптимальный возрастной период для овладения техникой сложных двигательных актов. В громадном большинстве случаев люди, не занимавшиеся физической культурой в подростковом возрасте и не развившие в себе многие двигательные качества, в дальнейшей жизни остаются гораздо более неловкими и беспомощными, чем они могли бы быть.

Исключительную перестройку в подростковом периоде претерпевают железы внутренней секреции. К 11 —12 годам значительно усиливается деятельность гипофиза, особенно его передней доли. Выделяемый ею гормон вызывает интенсивный рост тела человека. Именно его влиянием объясняется столь бурное увеличение длины тела в подростковом возрасте.

Некоторое усиление функции средней доли гипофиза в этом возрасте может приводить к потемнению цвета волос, так как выделяемый ею гормон оказывает влияние па пигментный обмен.

Одновременно с гипофизом усиливаются функции и щитовидной железы. В соответствующем разделе мы уже писали, что гормон щитовидной железы тироксин резко повышает обмен веществ и расход энергии в организме, а также меняет возбудимость центральной нервной системы и вызывает выраженную эмоциональность. Усиление деятельности щитовидной железы ведет к некоторой худобе подростков, резкой возбудимости, нервности и сравнительно быстрой утомляемости.

Если к этому добавить, что у подростков несколько ослабляются тормозные процессы в коре головного мозга, то станут понятными наступающие иногда срывы в их поведении, бурные эмо­циональные переживания. Все это является следствием своеобразия нервно-гормонального фона организма в подростковом возрасте.

 



2015-12-15 5067 Обсуждений (0)
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)