Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 42. Выборка в социологическом исследовании



2015-12-13 1115 Обсуждений (0)
Вопрос 42. Выборка в социологическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Генеральная совокупность - это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.

Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивается дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить приемлемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

В прикладном социологическом исследовании важное значение имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонение статистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них - случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочной совокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выборочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше - 20%), либо с ошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Важное значение в прикладной социологии имеет типологизация выборок, которая может быть осуществлена по нескольким основаниям. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут быть следующими:

- стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

- вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора - обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

- квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Вопрос 43. Рабочий план социологического исследования.

Рабочий план социологического исследования — документ, фиксирующий последовательность и объем всех действий и ресурсных затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта. Рабочий план входит в методический раздел программы социологического исследования.

Рабочий план исследования имеет как минимум четыре основных раздела (блока), в которых подробно, с учетом календарного плана расписываются временные, финансовые и человеческие затраты, а также основные действия исследователя (руководителя) по формированию и реализации программы социологического исследования.

 

В первом разделе рабочего плана фиксируются действия и сроки, связанные с разработкой концепции, методологии и методики исследования, разработкой инструментария, проведением пилотажного исследования. В плане указываются процедуры подготовки рабочей группы для сбора первичной информации (например, анкетеров).

Предусматривается время на внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пилотажного исследования, размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.). На это отводится, как правило, около одной трети всего времени, необходимого для проведения исследования.

 

Второй раздел включает перечень и сроки исполнения всех организационных видов работ, которые призваны обеспечить четкое проведение полевого исследования, т.е. сбор первичной информации. Здесь предусматривается выбор места (территорий, населенных пунктов, регионов или определенных организаций — в соответствии с программой, целью и задачами исследования), времени для опроса, фиксируются сроки и процедуры по централизованному сбору заполненных анкет, бланков интервью или других видов первичных документов, полученных в ходе полевого исследования).

 

Третий раздел охватывает планирование операций по подготовке первичной информации к обработке, организации специального контроля за формированием массива первичной информации, предназначенного для обработки и дальнейшего математического анализа, в том числе планируется кодировка открытых вопросов, выбраковка непригодных анкет (так называемая чистка массива).

 

Четвертый раздел включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.

 

Рабочий план предполагает также разработку вспомогательных документов, расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используют тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, количество анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана и обработана.

Обычно вспомогательные документы исследования оформляются в виде инструкций. Одна из наиболее важных — инструкция анкетеру (интервьюеру), проводящему опрос. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и характер вступительной беседы, а также требования к техническому оснащению процедур опроса. Особое внимание уделяется изложению порядка работы анкетера (интервьюера) во время опроса и после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании дается разъяснение, кому и в каком виде возвращаются анкеты.



2015-12-13 1115 Обсуждений (0)
Вопрос 42. Выборка в социологическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 42. Выборка в социологическом исследовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1115)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)