Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени



2015-12-15 2069 Обсуждений (0)
Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6. Философия Нового времени.

1.Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени.

2.Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. 3.Философские взгляды Б. Спинозы и Г. Лейбницы.

4.Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

 

Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени.

Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Это время зарождения и утверждения нового общественного строя – буржуазного, который выдвинул новые ценности, новые основы человеческого бытия. Развитие нового буржуазного общества поражает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика. Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку.

Все это обусловило формирование метафизического материализма 17-18 вв. Чертами метафизического материализма являлось то, что: 1) материализм этого времени характеризуется объективностью природы и независимостью ее от различных форм сознания; 2) ему присуща теологическая непоследовательность (философия сразу не могла уйти от идеи первотолчка); 3) он утверждал естественное происхождение сознания («Сознание - это свойство материи» - Гоббс); 4) утверждалось единство мира, т.е. единство природы и человека; 5) он выступал за единство философии и естествознания; 6) была поставлена проблема источника человеческого знания. Как видим, на первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания - гносеологии, и в первую очередь - проблема метода научного познания.

2.Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Бурное развитие мануфактурного производства породило необходимость широкого активного вовлечения природных ресурсов в процесс материального производства. Для этого требовалось научное и философское изучение природы, поэтому наиболее остро встал вопрос о методе научного изучения природы. Варианты ответа на этот вопрос представлены в философских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Английский философ Френсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) был родоначальником английского эмпиризма - учения об опыте. Под эмпиризмом (греч. empeiria - опыт) понимается направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Модификацией эмпиризма выступал сенсуализм (лат. sensus - чувство), где все содержание познания выводили не просто из опыта, а из деятельности органов чувств. Кроме Ф. Бэкона эмпиризм и сенсуализм развивали Т. Гоббс, Дж. Локк. Главная задача философии, как считал Ф. Бэкон – формирование метода науки, т.е. познание природы и овладение ею силой всех наук. Наука не самоцель, а средство, ибо «Знание – это сила». «Новый органон» - это изучение проблемы метода познания; это прием, с помощью которого идет познание истины. Существует 3 метода познания истины: метод паука (истина познается рациональным путем), метод муравья (истина познается опытным путем), метод пчелы (соединение рационального с опытным методом). Метод Бэкона основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание есть изображение внешнего мира в сознании человека, оно начинается с чувственных восприятий этого мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Главным методом в системе Бэкона выступает индукция (лат. induction - наведение), в которой порядок движения мысли - от частного к общему. Это единственная истинная форма доказательства, опирающееся на показания органов чувств. Индуктивный метод Бэкона широко используется конкретными науками, опирающимися на непосредственные эмпирические исследования. Метод индукции дает достоверные знания тогда, когда сознание будет освобождено от ошибочных суждений. Ошибочные суждения получили название «призраков» или «идолов». Ф. Бэкон выделяет 4 группы «идолов»: 1. Идолы рода – несовершенство человеческого ума. 2. Идолы пещеры – индивидуальные особенности ума. 3. Идолы площади – результат общения людей. 4. Идолы театра – слепая вера людей в авторитеты. Главная цель познания – освободиться от этих идолов, а поможет в этом – философия. Опыт является главным источником достоверного знания. Существует 2 вида опытов в получении достоверного знания: 1) плодоносный опыт – приносит пользу человеку и 2) светоносный опыт – ведет к познанию законов природы. Ф. Бэкон делает акцент в познании на науку и философию. Он дает классификацию науки, где история – это наука, в основе которой лежит память; философия – это наука, в основе которой лежит рассудок, этика и литература – это наука, в основе которой лежит воображение. Продолжателем «линии Бэкона» был английский философ Томас Гоббс (1585-1679). В своих произведениях «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), находясь на позициях механистического материализма, он разрабатывает следующие проблемы: - проблему человека, где отрицает душу человека как особую субстанцию; механистически понимает человека, считая, что люди – это сложные механизмы, действия которых определяются внешними воздействиями; - проблему гносеологии, видя источник познания в чувствах; - проблему научного понимания общества, государства и права. Человеческое общество имеет 2 состояния: естественное – любой человек имеет право на все, т.е. право совпадает с силой, это состояние «войны всех против всех» («человек человеку - волк»), что грозит человеку самоуничтожением и гражданское (государственное) – этому способствует общественное соглашение для обеспечения всеобщего мира; именно общественный мир – основа для возникновения государства. Углубил и конкретизировал эмпирическую методологию Джон Локк (1632-1704). В своих работах «Опыт о человеческом разумении» (1690) и «Два трактата о государственном правлении» (1690) он доказал, что: - нет врожденных идей; все человеческие знания происходят из опыта: внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия), именно ощущения – основа наших знаний о мире; есть два класса ощущений: идеи первичных и вторичных качеств (первичные качества: протяженность, плотность, фигура, движение – похожи на вещи; вторичные качества: цвет, запах, вкус – не похожи на вещи). Такая позиция противопоставления объективного и субъективного привела в дальнейшем к формированию субъективного идеализма; - государственная власть делится на законодательную, исполнительную и федеративную (внешних сношений).

Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Рене Декарт (1598 - 1650 гг.). По латыни его имя переводится как картезиус. Отсюда, его философия называется картезианской. Он представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. В своих рассуждениях (главный труд Декарта «Рассуждение о методе», 1637 г.) философ считает, что источником знания – есть разум: «Я мыслю – следовательно, я существую». Он стоит на позициях идеализма, ибо все существующее выводится из мышления. Мышление – единственный источник знания, в нем существуют врожденные идеи, они постигаются рациональной интуицией. В решении основного вопроса философии Р.Декарт был дуалистом: субстанция как философская категория, которая служит для обозначения исходной основы бытия, была и материальной и духовной. Основным свойством материальной субстанции была протяженность, а духовной – мышление. Его дуализм хорошо прослеживается в учении о человеке, которое основано на том, что у человека есть душа и находится она у него в затылке. Отсюда, через затылок материальная и духовная субстанция взаимодействуют. Методом познания в системе Декарта является дедукция (лат. deduction выведение), в которой движение мысли происходит от общего к частному. Суть метода Декарта сводится к двум основным положениям: 1. В познании следует отталкиваться от некоторых индуктивно ясных, фундаментальных истин, т.е. в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - твердое отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знание о мире, является положение: «Я мыслю, следовательно, существую». 2. Из этих интуитивных воззрений разум должен на основе дедукции вывести необходимые следствия. Декарт сформулировал три следующих правила дедуктивного метода: 1) во всяком вопросе должно содержаться неизвестное; 2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного; 3) в вопросе должно содержаться нечто известное. В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум» Он выводит 4 правила процесса познания: — не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью (методология скептицизма); — разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить (требование аналитичности); — свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов самых простейших и легче всего познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных (систематизация познанного); — совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел (выводы из мысли); Конечная цель познания – это господство человека над природой. Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.



2015-12-15 2069 Обсуждений (0)
Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2069)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)