Жанр хождений в литературе Древней Руси. Его черты
Идея святости и цель спасения души объединяют жанры древнерусского жития и хождения. Хождениями называются произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. Они стремились увидеть места, связанные с жизнью, смерть и воскресением Иисуса Христа, Божьей Матери, других библейских святых. Основной жанровой формой повествования хождений являются так называемые “путники” — краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю, либо путевые заметки, очерки, в которых содержались и описание маршрута, и – главное – описание святынь, и сопутствующие описания географического и этнографического характера. Жанровой доминантой хождения является идея святости. Целью паломника остается всегда спасение души, для чего и совершается паломничество. Неслучайно на Руси их называли поклонниками, т.к. хождение всегда связано с культом, с поклонением святыне. Путь паломника, имеет прежде всего, смысл внутренний, духовный. Пространство и время в хождении всегда включают временное и вечное, видимое и невидимое, сакральное и историческое. Мотивы покаяния и молитвы сопровождают весь текст и пронизываю всю тематику. Наиболее распространенными и известными в древнерусской книжности были Хождение Даниила игумена (нач. XII в.), Антония Новгородского (его мирское имя — Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и некоторых др. Жанр паломничества существует и в русской современной литературе, что связано с религиозным возрождением в постсоветское время. Известны очерки Анны Ильинской, Владимира Крупина, и др.
«Хождение игумена Даниила» (полное название: «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»)- памятник начала XII века, первое русской каноническое хождение. Известны более 150 списков этого произведения. Об авторе мало что известно, есть предположение Н.М. Карамзина, что он был «Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году». Предметом описания здесь является путешествие Даниила из Константинополя в Палестину, в Иерусалим, где он прожил 16 месяцев и посещал святые места, откуда он пропутешествовал вместе с войском короля Балдуина в Галилею и вернулся обратно. Финалом хождения стало описание чуда схождения Благодатного огня во время Пасхи на Гроб Господень, куда ему удалось поставить лампаду от всей Русской земли. Произведение пронизано чувством благоговения, покаяния, молитвенными переживаниями и одновременно чувством любви к Русской Земле, русским князьям и всему народу, русской природе. Все описывается от первого лица, что придает характер эмоционально-лирический, а поскольку автор хождения находится сам в предании, пишет из предания и о нем, то это должно стать и переживанием самого читателя. Цель игумена Даниила – не просто описать, что видел, но передать свой внутренний опыт читателю, чтобы тот как бы прошел сам этот путь. Доминантой здесь является так же, как и в житии, идея спасения и святости. Пространственно-временные категории определяются соединением временного и вечного, поэтому описание мест связано непременно с присутствием сакрального в видимом. Мы не находим описаний собственно географических или каких-либо иных (этнографических, исторических и т.д.), если они никак не связаны со свтынями. Отметить нужно художественные достоинства текста. Игумена формулирует свой стилевой принцип: «писать не хитро но просто» и достигает здесь большого мастерства. Фактически, Даниил лад русской словесности образец хождения и образцовую очеркову. форму повествования, основой которого стали личные непосредственные впечатления от увиденного и пережитого.
Тема 4. Русская литература XIII – конца ХV века. Лекция 9
Русская литература XIII - первая пол. XIV в.
ПЛАН
Особенности эпохи и литературного процесса. «Слово о полку Игореве», созданное фактически на рубеже 12-13 вв, буквально за 25 лет до начала монголо-татарского нашествия будто предупреждало о грядущих бедствиях своим неуслышанным призывом к единению князей, а значит, и всей Руси. Оно стало своего рода пророчеством о поражении русских войск в битве на Калке в 1223 году, т.к. победили монголы прежде всего потому, что не сумели русские князья объединиться, преодолев местячковые интересы. «После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого ( † 1132) Киев утратил власть над большей частью русских земель. Киевская Русь распалась на полтора десятка суверенных и полусуверенных государств. Феодальная раздробленность приводила сопровождалась культурной децентрализацией. Хотя крупнейшими церковно-политическими и культурными очагами по-прежнему оставались Киев и Новгород, литературная жизнь пробудилась и развивалась в других землях: Владимире, Смоленске, Турове, Полоцке и т. д. Но это никак не сказалось на формировании национальной традиции и не вызвало «распада» культуры. Почему? Потому что оставался один язык, одна вера, одни и те же ценности. Единство духовного и ценностного пространства было сохранено. Киевская Русь, не сумев сформировать крепкой государственности, сумела упрочиться в православии, сделав Церковь основой жизни, что оказалось спасительным в тяжкие годы для единства нации. Стадия миросозерцания Какие же процессы происходили в способе познания-отражения мира, что опоределяло изменения в художественном методе древнерусского писателя-книжника? Об этом так пишет А.Н. Ужанков: «Границы второй стадии средневекового мировоззрения определены, с одной стороны, в результате обнаружения в мировоззрении восточных славян прагматизма и, соответственно, его проявления в произведениях литературы и искусства, с другой стороны, - наметившейся дифференциации восточнославянских культур, произошедшей в середине ХIV века. Способом умственного познания, наряду с еще сохранившимся в начале XIII в. умозрением (толкованием) выступало в это время интуитивное созерцание идеи бытия, как эйдоса, то есть некоего духовного образа. Это переходный период, во время которого религиозно-символический метод познания-отражения стал вытесняться новым − религиозно-прагматическим, а идеалистическое мышление – прагматическим (объективно-идеалистическим). <…> Уже на раннем этапе, в начале XIII в., в литературе заметно присутствие двух методов. Если в предыдущий период наличествовала одна связь – по смыслу (отсюда прослеживалась и “зависимость” события от символа: пленение князя от затмения солнца, выражавшего божественную волю), то в переходный период появилась и причинно-следственная связь: одно событие выступало причиной другого. <…> Через причину находят объяснения некоторые исторические события — следствие. Но все же, чаще поступки князя и явления жизни трактуются в традиционном провиденциализме: «Божиим повелениемъ прислаша князи Литовьскии к великой княгини Романове...». «Спас Богъ отъ иноплеменьникъ... тако бо милость от Бога Руской земле». Отношение к окружающему миру, и, в частности, к природе, также претерпело изменение. Относиться к ней стали на бытовом потребительском уровне. Появилась ее оценка, например, с точки зрения удобства ландшафта для строительства города (например, Холма кн. Даниилом Романовичем), или монастыря (Кириллом Белозерским) и т.д. Но еще не “научились” любоваться ее красотой – нет и оценочных ее описаний. К концу периода, к середине XIV в. прагматизм стал играть весьма заметную роль в мышлении древнерусских писателей, а религиозно-прагматический метод познания-отражения полностью вытеснил религиозно-символический» Татаро-монгольское нашествие и его отражение в литературе. Вторая четверть 13 в. исполнена трагизма, связанного с нашествием монголо-татар. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон древнерусской литературе, привело к ее заметному сокращению и упадку, на долгое время прервало книжные связи с другими славянами. И только Церковь оставалась основанием единства народа. Литература этого времени особенно тесно связана с историческими событиями, что определяет ее тематику. Первой трагической битве с завоевателями на реке Калке в 1223 г. посвящены повести, сохранившиеся в Новгородской первой, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. В 1237–40 гг. полчища кочевников под предводительством внука Чингисхана Батыя хлынули на Русь, сея всюду смерть и разрушение. Иноземное вторжение было воспринято на Руси как знамение конца мира и наказание Божье за тяжкие грехи всего народа. Былое величие, могущество и красоту страны оплакивает лирическое « Слово о погибели Русской земли», но оплакивая, создает ее прекрасный бессмертный образ, высказывая главную идею Русской Земли, «светло украшенной» – христианской. Мы видим выражение безграничной любви, гордости о прошлом, и глубокой скорби о трагическом настоящем. « Слово » представляет собой риторический фрагмент (зачин) утраченного произведения о монголо-татарском нашествии (по наиболее вероятному мнению, между 1238–46). Отрывок сохранился в двух списках, но не в отдельном виде, а как своеобразный пролог к Первоначальной редакции « Повести о житии Александра Невского». Продолжает развиваться жанр красноречия, также обращенный к теме нашествия и внутреннего мира русского человека. Самый видный церковный проповедник того времени – Серапион. В 1274 г., незадолго до смерти ( † 1275), он был поставлен епископом Владимирским из архимандритов Киево-Печерского монастыря. От его творчества сохранилось 5 поучений – яркий памятник трагический эпохи. В трех из них автор рисует живую картину разгрома и бедствий, обрушившихся на Русь, считает их Божьей карой за грехи, проповедует путь спасения во всенародном покаянии и нравственном очищении. В двух других поучениях он обличает веру в колдовство и грубые суеверия. Произведения Серапиона отличаются глубокой задушевностью, искренностью чувств, простотой и вместе с тем искусной риторической техникой. Это не только один из прекрасных образцов древнерусского церковно-учительного красноречия, но и ценный исторический источник, раскрывающий с особой силой и яркостью жизнь и настроения во время «погибели Русской земли» . XIII в. дал выдающийся памятник южнорусского летописания – Галицко-Волынскую летопись, состоящую из двух самостоятельных частей: « Летописца Даниила Галицкого » (до 1260) и летописи Владимиро-Волынского княжества (с 1261 по 1290). Эта летопись интересна тем, что написана не как погодная летопись, летописец создал цельный и связный исторический рассказ, не по годам. Его труд представляет собой яркое жизнеописание князя-воина Даниила Галицкого, боровшегося с монголо-татарами, польскими и венгерскими феодалами, мятежным галицким боярством. Это важный образ, на который стоит обратить внимание наряду с образом Александра Невского. Еще отметим высокую поэтичность летописи. Автор использовал традиции дружинной эпической поэзии, народные предания, тонко понимал поэзию степи, о чем свидетельствует пересказанное им прекрасное половецкое сказание о траве евшане ‘ полыни ’ и хане Отрoке. Монголо-татарское нашествие возродило идеалы мудрого государя, мужественного защитника родной земли и православной веры, ради них готового пожертвовать собой. Типичным примером мученического жития (или мартирия) является «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». В 1246 г. они оба были казнены по приказу хана Батыя за отказ поклониться языческим идолам. Краткая (Проложная) редакция памятника появилась не позднее 1271 г. в Ростове, где правили Мария Михайловна, дочь убитого князя, и его внуки Борис и Глеб [3] . Впоследствии на ее основе возникли более пространные редакции произведения, автором одной из которых был священник Андрей (не позднее кон. XIII в.). Еще один шедевр 13 в. – «Повесть о разорении Рязани Батыем», которую часто изучают без учета того, что она не была отдельным самостоятельным произведением, а входила в « Повесть о Николе Заразском», причем летописную. Это лиро-эпический произведение областной рязанской литературы, посвященное местной святыне – иконе Николы Заразского, включает в себя историю ее перенесения из Корсуня в Рязанскую землю в 1225 г. и повествование о разорении Рязани ханом Батыем в 1237 г. с похвалой рязанским князьям. Почему эта повесть стала так популярна и любима? Ведь ее главным содержанием, о чем идет все повествование, является тема смерти – уничтожена, сожжена Рязань и все бывшие там поголовно! И поэтически воссоздается это трагическое событие. Причем автор центром делает образ смертной чаши, которую должны все испить. Но главная мысль – это мысль о бессмертии, о победе духа, о правде, которая стоит за этой смертью всех жителей Рязани. Одно из главных мест в повести о взятии Рязани занимает образ былинного витязя Евпатия Коловрата. На примере его доблестных подвигов и гибели доказывается, что не перевелись богатыри на Руси, прославляется героизм и величие духа русского народа, не сломленного врагом и способного на жертвенный подвиг и на победу, которая выше смерти. Следует отметить, что идут споры о времени окончательного оформления этой повести. Есть мнение о том, что в окончательном виде памятник сложился, видимо, в 1560 г., на протяжении столетий его древнее ядро, надо думать, было подвергнуто переработке, приобретя фактические неточности и анохронизмы. Еще один образ князя запечатлен книжностью 13 в. – князя Довмонта, бежавшего на Русь из Литвы из-за междоусобиц и принявшего крещение. « Повесть о Довмонте » (2-я четв. XIV в.). Княжение Довмонта (1266–99) стало для Пскова временем расцвета и побед над внешними врагами, литовцами и ливонскими рыцарями. Повесть связана с псковским летописанием, начавшемся в XIII в. В смоленской литературе XIII в. слышны лишь глухие отголоски монгло-татарского нашествия, не затронувшего Смоленск. Казавшееся современникам чудесное избавление Смоленска от войск Батыя, не осаждавших и не грабивших город, а прошедших в стороне от него, было понято как проявление божественного заступничества. Со временем сложилась местная легенда, полностью переосмыслившая исторические факты. В ней спасителем Смоленска представлен юноша Меркурий – былинный богатырь, с помощью небесных сил рагромивший несметные полчища врагов. В « Повести о Меркурии Смоленском » (списки с XVI в.) использован « бродячий » сюжет о святом, несущем в руках свою отрубленную голову (ср. такое же предание о первом епископе Галлии Дионисии, казненном язычниками). К таким позднейшим литературным обработкам устных легенд о батыевщине относится сказание о невидимом граде Китеже, после его разорения монголо-татарами скрытом Богом до второго пришествия Христова. Произведение сохранилось в поздней старообрядческой письменности (2-я пол. XVIII в.). Вера в сокровенный град праведников жила у старообрядцев и других религиозных искателей из народа еще в XX в. (см., например, « У стен града невидимого. (Светлое озеро) » М. М. Пришвина, 1909). В Великом Новгороде, сохранившем независимость, продолжалось архиепископское летописание, появлялись путевые записки – « Странник » Стефана Новгородца, посетившего Константинополь в 1348 или 1349 г., создавались жизнеописания местных святых. Древние устные предания предшествовали житиям двух наиболее почитаемых новгородских святых, живших в XII в.: Варлаама Хутынского, основателя Спасо-Преображенского монастыря (Первоначальная редакция – XIII в.), и архиепископа Новгородского Ильи-Иоанна (Основная редакция – между 1471–78). В « Житии Иоанна Новгородского » центральное место занимают созданные в разное время сказание о победе новгородцев над объединенными суздальскими войсками 25 ноября 1170 г. и об установлении праздника Знамения Богородицы, отмечаемого 27 ноября (как полагают, 40-е–50-е гг. XIV в.), а также повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим (возможно, 1-я пол. XV в.), использующая « бродячий » сюжет о заклятом крестом или крестным знамением черте. Около середины XIV в. в Новгороде появилось первое значительное еретическое движение на Руси – стригольничество, охватившее затем Псков, где в первой четверти XV в. достигло расцвета. Стригольники отрицали духовенство и монашество, церковные таинства и обряды. Против них направлено «Списание от правила святых апостол и святых отец… на стригольники», среди возможных авторов которого называют епископа Стефана Пермского. « Повесть о житии Александра Невского » Своего рода открытием в агиографии стала « Повесть о житии Александра Невского » . Ее первоначальная редакция была создана, вероятно, в 1280-е гг. во владимирском монастыре Рождества Богородицы, где первоначально был погребен Александр Невский. Неизвестный автор, прекрасно владевший разными литературными приемами, искусно соединил традиции воинской повести и жития. Светлый лик молодого героя Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г., победителя шведских и немецких рыцарей, защитника Руси от иноземных захватчиков и православия от римско-католической экспансии, благочестивого христианина стал образцом для последующих княжеских жизнеописаний и воинских повестей. В чем проявляется святость благоверного князя Александра Невского. Не могут быть причиной святости только победы в войнах, какими бы они ни были, так как должен быть подвиг не просто патриотического, но обязательно религиозного содержания, связанный с защитой веры. И этот подвиг святой Александр Невский совершил. Он заключается в самом историческом и религиозном выборе[7], совершенном князем в условиях практически неразрешимых – между католическим Западом, предлагавшим князю помощь против татар за отказ его от своей православной веры, и надвигавшимся жестоким татарским игом, которое не сопровождалось при этом сменой веры всего народа, хотя в Орде мученически погибали наши князья, не желавшие поклониться языческим богам. И Александр Невский выбирает второй путь, оценить который смогли только его далекие потомки, посчитав его настоящим подвигом. Благодаря этому выбору Русь сохраняла свою национальную самобытность и духовную независимость, являющуюся главной гарантией независимости и внешней. Конечно, при анализе образа князя следует помнить и обо всех остальных его христианских добродетелях, без которых не может быть и святости. Г. П. Федотов видит проявление святости Александра Невского в том, что он жизнь свою полагал за «землю русскую… за православное христианство»[8], тем самым ученый указывает на нераздельность в сознании древнерусского писателя идеи земли Русской и православного христианства. Поэтому защита Русской земли как государства совпадала по смыслу с защитой самой веры православной, что является уже подвигом духовным, религиозным, и основанием для канонизации святого. Сама по себе повесть с точки зрения поэтики очень интересна. Соединяя в себе два жанра – воинской повести и жития, она обладает и оригинальностью стиля, совмещая высокую риторику, в которой особую роль играют библейские образы, с эпическим стилем повествования, свойственным воинским повестям. Лекция 10 Русская литература второй половины XIV – конца XV вв.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5718)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |