Предмет философии науки
Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?». Философия науки представляет собой дисциплину, изучающую строение научного знания, механизмы и формы его развития. Предмет философии науки — общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и потреблению знаний, рассматриваемых в изменяющемся социокультурном контексте. Наука рассматривается в 3 основных измерениях: как особый вид деятельности, как совокупность знаний, как социальный институт. Необходимо различать предмет и объект любой науки и философии науки в частности. Предмет связан с целеполаганием; это те закономерности и свойства изучаемого, которые нас интересуют. Объект — та часть реальности, на которую обращается внимание для выявления свойств предмета. Так, человек является объектом для психологии, педагогики и других наук, но философа интересует в человеке то, что роднит его с природой, а психолога — отношения между людьми, выражающиеся в поведении. Т.о., предмет у них различный. Объекты философии науки составляют: формы организации научного знания; способы развития науки; методы исследовательской деятельности и др. Философия науки возникает из необходимости посмотреть на науку извне, понять науку как особую сферу жизни общества. Все науки имеют различные свойства; сопоставляя их, нельзя дать общее определение, т.к. трудно обобщить противоположности. Философия же может сопоставить научное и ненаучное знание, проанализировать это, что дает в некоторой степени возможность сконструировать определение науки. Наука рассматривается как познавательный вид деятельности, результатом которого является получение рационального, системного и объективного знания, которое можно проверить и доказать. Функции философии науки: 1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область. Философия строит для науки онтологии, через которые наука смотрит на мир. 2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания. 3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность. 4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований. 5. Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры науки. Наука производит знания, философия — смыслы. 6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.
2. Вненаучное знание- форма знания, которая не укладывается в критерии научности, а также представляет собой способ освоения действительности, отличный от науки: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют следующие виды внен аучных знаний: 1) ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное - предварительная база научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание - основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное -спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.). Постановка проблемы В. з. в истории философии связана с развитием позитивизма и сциентизма, с идеей демаркации науки и ненауки. Согласно сциентистам, знание может быть только научным, только в науке формируется подлинное знание. Как позитивизм, так и сциентизм не учитывают тот факт, что в культуре помимо науки существуют различные другие феномены, в рамках которых рождается специфическое знание. Большое количество информации о мире поступает не из науки, а из других видов знания. Появление самой науки было возможно на основании того опыта, который был накоплен в донаучных видах знания. В трактовке В. з. можно выделить несколько моментов. Во-первых, В. з. является обыденным знанием, возникающим в процессе повседневной практической деятельности людей, оно выражается естественным языком, встраивается в природную среду. Обыденное знание, опирается в основном на здравый смысл, однако оно всегда включает в себя элементы стихийности и не отвечает нормам целостности в системном построении знаний, на которые ориентируется наука, в нем отсутствует необходимая четкость в определении понятий и далеко не всегда соблюдается логическая правильность в построении рассуждений. Во-вторых, В. з. - это знание, добываемое в оккультно-мистической практике (магия, алхимия, астрология и т. д.), которое, как правило, носит эзотерический характер. В-третьих, внутри науки существует маргинальный пласт знаний, который до поры до времени игнорируется сообществом ученых. С развитием науки некоторое количество этого невостребованного знания актуализируется. Происходит трансформация знания: оно из вненаучного превращается в научное. Вненаучное знание отличается аморфностью, при этом границы между различными его разновидностями чрезвычайно размыты. Отделение научного знания от многочисленных форм вненаучного – связанно с определением критериев научности. Общими критериями, выступающими нормами и идеалами научности знания, признаны: достоверность и объективность (соответствие действительности), определенность и точность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, логическая доказательность и непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, системность, принципиальная возможность допущений в теории рискованных, предположений для их последующей экспериментальной проверки, предсказательная сила (плодотворность гипотез), практическая применимость и эффективность. Вненаучное знание – область знаний, включающая в себя все виды донаучного знания. Вненаучное знание включает в себя:
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11410)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |