Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация психического развития в различных психологических направлениях



2015-12-15 1190 Обсуждений (0)
Периодизация психического развития в различных психологических направлениях 0.00 из 5.00 0 оценок




Теории развития личности детей и взрослых еще недостаточно хорошо разработаны. Сегодня практически нет какой-то единственной теории, способной дать четкое представление об этой проблеме. Поэтому для того, чтобы больше узнать о специфике развития личности, нам необходимо ознакомиться с рядом теорий, раскрывающих специфику развития различных аспектов личности. Разные теории во главу рассмотрения ставят различные составляющие личности, считая их наиболее значимыми. Можно выделить несколько типов теорий развития личности:

1. Психоаналитические теории – теории психосексуального и психосоциального развития (Фрейд, Эриксон).

2. Когнитивные теории (Ж.Пиаже – теория интеллектуального развития, теория нравственного развития Лоуренса Колберга).

3. Бихевиористические теории (Классическое обусловливание Джон Уотсон, оперантное обусловливание Б.Скиннера).

4. Гуманистически ориентированные теории (Абрахам Маслоу – иерархия потребностей).

5. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.В.Петровский).

6. Системный подход к развитию личности.

Л.С.Выготский выделял три группы периодизаций:

Для первой группы характерно построение перио­дизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Ж. Пиаже за критерий берет стадии развития ин­теллекта.

Для второй группы характерно построение на ос­нове одного, произвольно выбранного автором, внут­реннего критерия.

Зигмунд Фрейд считал главным источником, дви­гателем человеческого поведения бессознательное, на­сыщенное сексуальной энергией.

Лоуренс Колберг брал за критерий уровень разви­тия морального сознания человека.

Для третьей группы периодизации характерна теория Д.Б.Эльконина и Л.С.Выготского, в основе кото­рой лежат основные факторы: новообразования, веду­щая деятельность и социальная ситуация развития.

а) Психоаналитический подход к развитию лично­сти.

Человек, по З.Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктами смерти. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении. Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно как биологическое начало содержит страсти. Оно требует немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Япринимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины. Структура личности, включающая 3 инстанции формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность – у него появляются Я и Сверх-Я. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления невозможен личностный рост.

Личность, по З.Фрейду – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.

Зигмунд Фрейд считал главным источником, дви­гателем человеческого поведения бессознательное, на­сыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается З.Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, осво­бождение кишечника и т.д.

Фрейд выделяет несколько стадий – стадий психического генеза в течение жизни ребенка.

 

1). 0-1год - оральная стадия (эрогенная зона - слизи­стая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. На оральной стадии фиксации либидо формируются такие черты личности как: не­насытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов. Кроме бессознательного «Оно», формируется «Я».

2). 1-3 года - анальная стадия. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефикации, выделения. Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться по­следняя, третья инстанция - «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

3). 3-5 лет - фаллическая стадия (высшая стадия дет­ской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной стано­вятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают ис­пытывать сексуальную привязанность к взрослым лю­дям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

4). 5-12 лет - латентная стадия как бы временно пре­рывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исхо­дящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сек­суальные переживания вытесняются, и интересы ребен­ка направляются на общение с друзьями, школьное обу­чение и т.д.

5). 12-18 лет - генитальная стадия соответствует соб­ственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания т.к. считал, что основные личностные характеристики закладываются в 5-6 лет



2015-12-15 1190 Обсуждений (0)
Периодизация психического развития в различных психологических направлениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация психического развития в различных психологических направлениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)